Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 08:52, доклад
Для эффективного развития рыночного хозяйства необходимо, чтобы экономическая основа любой предпринимательской деятельности опиралась на адекватную гражданско-правовую основу. Причем эта основа должна быть взаимоувязана по содержанию, принципам и форме на всех уровнях рыночного хозяйства - от государственного уровня до уровней производителей и потребителей.
Государственное регулирование функционирования страхового рынка в КР
Для эффективного развития рыночного хозяйства необходимо, чтобы экономическая основа любой предпринимательской деятельности опиралась на адекватную гражданско-правовую основу. Причем эта основа должна быть взаимоувязана по содержанию, принципам и форме на всех уровнях рыночного хозяйства - от государственного уровня до уровней производителей и потребителей.
В Кыргызской Республике, как
и в ряде западных стран, например,
Германии, сложилась трехступенчатая
система регулирования
первая ступень - Гражданский Кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса;
вторая ступень - специальные законы по страховому делу;
третья ступень - нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.
Гражданско-правовые основы регулирования играют более значительную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. Роль гражданского права заключается в том, что оно генерирует исходные принципы регулирования общественной жизни, в том числе рыночного хозяйства страны.
В связи с принятием Закона "О страховании в Республике Кыргызстан" от 18.12.1991 года государственное регулирование вопросов страховой деятельности на территории республики возложено на специальный государственный орган - Государственный страховой надзор Кыргызской Республики. Настоящим законом определены цели осуществления государственного надзора по страховой деятельности, функции и права Кыргызгосстрахнадзора.
Задачами Госстрахнадзора Кыргызской Республики являются:
- регистрация и лицензирование страховых компаний;
- надзор за деятельностью страховых компаний;
- разработка законопроектов, постановлений и распоряжений, и других нормативных актов;
- создание и управление
централизованным фондом, цель которого
заключается в поддержании
Основной функцией надзора
является обеспечение строгого соблюдения
всеми страховщиками
В декабре 1997 г. был принят Гражданский Кодекс Кыргызской Республики, где глава 46 "Страхование" содержит положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела.
Важнейшим законодательным
актом для страховщиков Кыргызской
Республики является Закон Кыргызской
Республики "Об организации страхования
в Кыргызской Республике" от 23 июля
1998 года. Как Гражданский Кодекс
Кыргызской Республики констатирует коммерческую
правовую систему страны, так и
вышеуказанный закон стал своеобразной
отраслевой конституцией для регулирования
страхового дела, а также для внутренних
документов страховых компаний, связанных
с оформлением страховых
Закон установил обязательность
форм, принципов и содержания этих
документов таким образом, чтобы
они, с одной стороны, не расходились
принципиально с гражданским
правом, с другой стороны, полностью
учитывали всю специфику
Ведомственные нормативные
акты и документы по страхованию,
разрабатываемые министерствами и
ведомствами, органами страхового надзора,
Государственной Налоговой
Такими актами являются различные постановления, приказы, распоряжения, рекомендации, правила, издаваемые министерствами и ведомствами. Это, как правило, очень важные акты, например, Положение "О порядке лицензирования страховой деятельности в Кыргызской Республике", утвержденное Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 18 февраля 1998 года за N 81.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О лицензировании" и Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 26 мая 1997 года за N 293 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность на территории Кыргызской Республики.
Подзаконные акты проходят юридическую экспертизу в Министерстве Юстиции Кыргызской Республики и в случае их несоответствия Гражданскому Кодексу Кыргызской Республики или специальным законам, Министерство Юстиции Кыргызской Республики отказывает в регистрации таких актов.
Правила страхования, разрабатываемые также страховой компанией, отличаются от общих условий тем, что в них включаются, кроме базовых нормативов еще и особые условия, которые в страховой практике называются оговорками или исключениями, ограничениями.
Для повышения эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности в Кыргызской Республике необходимо: - Министерству финансов, Государственному страховому надзору совместно с заинтересованными ведомствами принять меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности, а также меры по ослаблению налогового пресса на страховую деятельность, стимулирование субъектов хозяйствования и населения к заключению договоров добровольного страхования. Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач, эффективность мер поддержки, в числе которых: защита национального страхового рынка, конкретизация условий допуска иностранных страховщиков на кыргызский страховой рынок, законодательное определение пределов свободы действий иностранных страховщиков на кыргызском страховом рынке.
- обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализации страховых организаций для способности удержания крупных рисков, а также расширения страховыми организациями региональной сети;
- разработка и внедрение комплекса механизмов, стимулирующих инвестирование страховых ресурсов в национальную экономику; создание благоприятных условий, стимулирующих заинтересованность населения в получении страховых услуг, в том числе через совершенствование системы налогообложения;
- создание качественной системы по подготовке и переподготовки кадров для страховой отрасли всех уровней, для ускорения дальнейшего становления и развития страховой индустрии; создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью. Развитие личного страхования в ближайшем будущем должно принести к разделению страховых компаний по специализации, исключающей осуществление одним страховщиком личного страхования (накопительного) и имущественного страхования. Необходимо проработать и создать законодательно-правовые механизмы по дальнейшему развитию добровольного медицинского страхования, в том числе через развитие условий для заинтересованности работодателей к сотрудникам, при развитии благоприятного налогового режима в отношении данного страхования.
В настоящее время ключевым моментом государственной политики регулирования страховой деятельности является дальнейшая работа по оптимизации соотношения добровольных и обязательных видов страхования. В области осуществления обязательного страхования необходимо соотнести планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны и определить перечень обязательных видов страхования. При существующем низком уровне платежеспособности населения на услуги добровольного страхования приоритетным направлением является развитие обязательного страхования, которое создаст защиту для наиболее рисковых групп населения и юридических лиц. Система обязательного страхования должна обеспечить эффективную защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Информация о работе Государственное регулирование функционирования страхового рынка в КР