Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 18:06, реферат
Актуальность темы заключается в том, что обувь является товаром постоянного спроса и чаще всего попадает под таможенную экспертизу по причине неправильно заявленного кода. На Российский обувной рынок попадает огромное количество фальсифицированного товара, что, безусловно, влияет на здоровье потребителей. Целью данной работы товароведение и экспертиза в таможенном деле обуви.
СОДЕРЖАНИЕ
Обувь относится к предметам первой необходимости и является товаром сложного ассортимента. Она выступает важным элементом современного художественно-организованного, гармоничного ансамбля одежды.
Возникновение обуви неразрывно связано с естественной потребностью защитить стопу от повреждений и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. Поэтому наиболее важной функцией обуви является защитная, утилитарная.
На российском рынке обуви, кроме широко распространенной обуви с верхом из натуральной кожи, в последние годы приобретает популярность обувь из полимерных материалов. Это связано, прежде всего, с химизацией сырьевой базы отрасли, с развитием современных методов производства и оборудования, позволяющего производить полимерную обувь, более совершенную по конструкции и свойствам. Кроме того, для производства обуви из полимерных материалов по сравнению с аналогичными типами обуви из кожи требуется меньшее число рабочих, т.к. производственный процесс полностью автоматизирован. Это, в свою очередь, позволяет внедрять в технологический процесс, осуществляемый на данном оборудовании, новые системы управления (АСУ), благодаря которым сокращается время производственного цикла [1].
Рынок обуви из полимерных материалов относится к рынку низкого ценового сегмента (до 900 руб. за пару). В среднем по России, согласно полученным авторами данным, розничная цена одной пары обуви, произведенной литьевым методом с применением полимеров, а именно резиновых мужских сапог, составляет порядка 500 руб.
Следует отметить, что специфика рынка обуви из полимерных материалов в том, что он очень сильно фрагментирован. Так, например, на сегодняшний день производителей обуви из полимерных материалов условно можно разделить на две категории: производителей резиновой обуви и тех, кто выпускает обувь из «резинозаменителей» – термоэластопластов (ТЭП), полиуретана (ПУ), поливинилхлорида (ПВХ) и этиленвинилацетата (ЭВА), а также комбинаций этих полимеров. При этом ПВХ является наиболее распространенным материалом для производства как цельнолитой обуви, так и низа обуви с верхом из текстильных и синтетических материалов. По данным некоторых исследований, 80 % рынка обуви из полимерных материалов приходится на обувь из ПВХ . Согласно классификации по половозрастному признаку рынок обуви из полимерных материалов можно сегментировать на рынки мужской, женской, молодежной и детской обуви; по функциональному назначению – повседневной, домашней, пляжной, рабочей и специальной обуви (обувь для туристов, охотников, рыболовов, пожарников, шахтеров и т.д.). Как отмечают многие специалисты, в настоящее время российский ры-нок обуви из полимерных материалов насыщен, предложение здесь намного
превосходит спрос. По данным официальной статистики, в 2012 г. только ведущие российские фабрики выпустили порядка 10 млн пар обуви. Помимо этого на рынке действует много мелких предприятий, выпускающих одну или несколько моделей и реализующих обувь по низким ценам. Кроме того, значительную долю рынка обуви из полимерных материалов занимает продукция иностранных компаний, в особенности китайского, турецкого и вьетнамского производства. В частности, анализ структуры отечественного обувного рынка (по источникам поступления продукции) показал, что начиная с 1999 г. и по настоящее время происходит импортозамещение данного рынка [4].
Так, если в 1999 г. на долю импортной обуви приходилось всего 19 % , то в конце 2012 г. – 85 % , из них порядка 60 % составляет обувь низкого ценового сегмента (рис. 1), большая часть которой завозится в страну нелегально [4].
Рис. 1 Структура импортируемой обуви (по ценовому сегментированию) в 2012 г.
Основными причинами наличия ситуации импортозамещения на российском рынке обуви из полимерных материалов являются:
– снижение таможенных пошлин на ввоз обуви;
– рост потребительских цен на обувь внутри страны при относительно
стабильных ценах на мировом рынке;
– более высокие отпускные цены на обувь у отечественных производителей по сравнению с импортными, что связано с ростом цен на сырье, материалы, энергоносители, социальные затраты, затраты на перевозки. Причем рост цен производителей происходил более высокими темпами, чем рост потребительских цен на обувь из полимеров;
– рост валового дохода от продажи импортной обуви, что связано как с увеличением потребительских цен на обувном рынке России, так и падением курса доллара по отношению к рублю. В частности, по оценкам некоторых экспертов, прибыль торговых организаций, получаемая от продажи импортной обуви, составляет от 80 % и выше, в то время как от продажи обуви российских производителей – не превышает 10 %. В результате некоторые торговые сети отказываются сотрудничать с российскими производителями обуви; – низкая маркетинговая ориентация у большинства российских производителей обуви из полимерных материалов, следствием чего является: ограниченное количество торговых марок/брендов с грамотным позиционированием (по мнению некоторых экспертов, отсутствие таковых вообще), отсутствие эффективных систем распределения продукции, а также маркетинговых коммуникаций, направленных на формирование благоприятного имиджа предприятий, информирование населения о производимой продукции [2].
Минпромэнерго, к 2014 г. потребление продукции обувного российского рынка увеличится в среднем на 40 %. При этом ожидается, что 30–40 % в общем объеме потребления будет приходиться на отечественную обувь.
Учитывая последнее обстоятельство, а также тот факт, что обувная отрасль является стратегически важной для развития экономики страны, поскольку участвует в формировании экономической безопасности и обороноспособности, социального благополучия, гражданских прав и свобод, здоровья нации, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема повышения конкурентоспособности отечественной обуви из полимерных материалов на российском рынке приобретает особую актуальность [3].
В ходе анализа российского обувного рынка также было выявлено, что большинство отечественных компаний, занимающихся производством обуви
из полимерных материалов, не контролируют полноценным образом свой сбыт, отдавая его на откуп перекупщикам, которые часто инициируют ценовые войны. В результате продукция перепродается много раз, что, в свою очередь, приводит к хаотичности движения товарных потоков, росту конечных цен на обувь, а также размытости идентификации торговых марок. Лишь немногие крупные производственные компании, такие как ООО «Томский завод резиновой обуви», ООО ПКФ «Сардоникс», ООО «Псков-Полимер» и др., имеют относительно стабильные каналы распределения выпускаемой продукции. В частности, ООО «Томский завод резиновой обуви» (в отдельные годы его доля в общероссийском производстве полимерной обуви превышала 25 %) реализует обувь не только оптом, но и в розницу, через сеть фирменных магазинов, расположенных в г. Томске.
К полимерной относят обувь, верх которой изготовлен целиком из резины – однородной или модифицированной сополимерами, из пластических масс, а также обувь резинотекстильную. В быту ее используют главным образом для защиты ног от влаги, холода и других воздействий и надевают как поверх другой обуви, так и непосредственно на ногу.
Важнейшими факторами формирования потребительских свойств и ассортимента резиновой обуви являются исходные материалы, процесс разработки моделей и процесс изготовления [6].
Основными материалами для изготовления полимерной обуви являются резина черная и цветная, поливинилхлорид и полиуретан для деталей верха, обкладочные резинотекстильные смеси для промазки или обкладки тканей. Широко используют также текстильные материалы: для верха обуви – кирзу двухслойную, полубархат, сукно, габардин и др.; для подкладки – галошную байку, бумазею, саржу, нетканое полотно с начесом, ластичные чулки для подкладки сапог; для отделки – искусственный мех, декоративные ленты, шнуры. Кроме того, применяют лак для покрытия обуви, различную фурнитуру.
Производство полимерной обуви осуществляется следующими основными методами: методом склеивания (клеевой), штампованием, формованием, литьем под давлением, методом жидкого формования, формованием из пластизоля [7].
Клеевым методом вырабатывают сапоги, сапожки, галоши, ботинки. При этом последовательно собирают на пустотелых алюминиевых колодках сначала внутренние детали обуви (для галош, например, цветную стельку, подкладку, текстильный задник) и склеивают их, а затем промежуточные детали и наружные: резину для переда, обсоюзку (круговую полоску, огибающую нижнюю часть обуви), голенище, бордюр (узкую декоративную ленту, окаймляющую верхнюю часть голенища). Каждую деталь после накладки на колодку прикатывают роликом, затем все детали вместе для полного их сцепления обжимают на специальных машинах. Полученную обувь покрывают лаком, подвергают вулканизации, снимают с колодок, комплектуют по парам, сортируют, маркируют, упаковывают [5].
Клееная обувь легкая, гибкая, с рельефно выделяющимися контурами деталей. Стенки обуви сравнительно тонкие, по линии приклеивания подошвы видны следы обжимки.
Полимерную обувь классифицируют по следующим признакам:
Бытовая полимерная обувь – это галоши, сапоги, сапожки, полусапожки, ботики.
Галоши по высоте подразделяют на обычные низкие, полувысокие (полуботы) и высокие (боты). Низкие и полувысокие галоши предназначены для носки поверх кожаной и валяной обуви; полувысокие отдельных фасонов и высокие надевают непосредственно на ногу. По характеру полкладки и внутреннего каркаса различают галоши обыкновенные (подкладка с начесом, каркас нормальной толщины) и облегченные (подкладка без начеса, каркас облегченный).
Сапоги изготовляют цельнорезиновыми и из пластиката, мужские и женские. Сапоги рыбацкие выпускают высотой 75,5–77,5 см с надставкой, а обыкновенные – высотой 38– 40 см. Женские сапоги имеют высоту 32–35 см.
Сапожки и полусапожки изготовляют цельнорезиновыми, из пластизоля и пластиката поливинилхлоридного, с верхом из текстильных материалов, комбинированными, с застежкой или без застежки, всех половозрастных групп. Под влиянием моды их фасоны наиболее часто обновляются. Детские отличаются наличием более разнообразных отделочных элементов, в том числе детской тематики. Полусапожки по сравнению с сапожками имеют меньшую высоту голенищ.
Ботики предназначены для надевания поверх кожаной обуви и непосредственно на ногу. Выпускают их для всех половозрастных групп. Мужские и мальчиковые ботики вырабатывают, как правило, с текстильным верхом из шерстяных тканей, обычно с резиновой обсоюзкой, на застежке-молнии или с иной застежкой [7].
Женские, девичьи и малодетские цельнорезиновые ботики вырабатывают клееными, а с текстильным верхом – клееными и формовыми. В отличие от мужских и мальчиковых они имеют более разнообразные конструкции верха, застежек (кнопки, шнуровки, пряжки, застежки-молнии и др.), декоративные отделки, формы носков (узкие, широкие, полукруглые, круглые), высоту каблука и расцветку (черные, коричневые, белые и др.).
Размеры полимерной обуви обозначают, как правило, в метрической системе.
Спортивная обувь полимерная, как и кожаная, благодаря удобству конструкции, гибкости, эластичности, повышенной прочности и другим достоинствам перестала использоваться в качестве только спортивной и часто выполняет функции бытовой обуви.
По материалам верха спортивную обувь подразделяют на ре-зинотекстильную и с цельнорезиновым верхом (туфли купальные); по назначению – на обувь общего назначения и для конкретных видов спорта; волейбола, тенниса, гимнастики, кросса, футбола, гандбола, бадминтона, баскетбола, толкания ядра, спортивной ходьбы, фехтования, туризма и др. Специфика отдельных видов спорта обусловливает конструктивные особенности обуви, подбор соответствующих материалов, методов изготовления и т.д. По половозрастному признаку полимерную спортивную обувь делят на мужскую, женскую, детскую; по виду – на туфли, сандалии для бассейна, полуботинки, ботинки.
Информация о работе Анализ рынка резиновой, текстильной и обуви из полимеров