Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:08, доклад
Борьба с контрафактной продукцией на сегодняшний день одна из наиболее острых и важных проблем в России. Со стороны государства уделяется все больше внимания проблеме соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности. Таможенным органам отведена особая роль в борьбе с данными видами правонарушений. Огромное количество контрафакта можно встретить в, практически любой, группе товаров (спиртные напитки, продукты питания, одежда, обувь, парфюмерия и косметика, бытовая химия, лекарства и пр.).
Ж.Ю. ШЕРШЕНЬ
Студентки 4 курса юридического факультета РТА
Борьба таможенных органов с контрафактом
Борьба с контрафактной продукцией на сегодняшний день одна из наиболее острых и важных проблем в России. Со стороны государства уделяется все больше внимания проблеме соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности. Таможенным органам отведена особая роль в борьбе с данными видами правонарушений. Огромное количество контрафакта можно встретить в, практически любой, группе товаров (спиртные напитки, продукты питания, одежда, обувь, парфюмерия и косметика, бытовая химия, лекарства и пр.). Причин, требующих обратить пристальное внимание на проблему нарушения прав интеллектуальной собственности, немало – это и низкое, порой не отвечающее элементарным требованиям, качество контрафактной продукции, и, как следствие, дискредитация известных брендов, и негативное влияние на развитие отечественной промышленности, к тому же контрафактная продукция наносит не поправимый вред экономике и имиджу страны на мировом рынке. Поэтому – борьба с контрафактом, остается главной задачей таможенных органов РФ.
Для того, чтобы перейти к непосредственному обсуждению нашей темы, необходимо уяснить, что мы понимаем под термином контрафакция. Контрафакция − это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя, соответственно под контрафактом, мы понимаем новый продукт, созданный на основе оригинала, являющийся подделкой и внешне схож с оригиналом.
В то же время под понятие «контрафактной» попадает вся продукция, изготовленная предприятием хотя и под своей торговой маркой, но без уплаты налогов, таможенных пошлин и иных обязательных платежей, предусмотренных законом.
Учитывая немалый ущерб, наносимый экономике и обществу производителями экспортной и импортной контрафактной продукцией, способствовал постановке следующих задач перед таможенной службой:
- выявление и задержание фальсифицированной продукции;
- взаимодействие с правообладателями интеллектуальной собственности (торговых марок, программного продукта, видеофильмов, аудиодисков и проч.);
- проведение экспертиз подлинности (аутентичности) товаров под заявленными брэндами;
- изъятие и уничтожение фальсифицированной продукции;
- проведение следственных мероприятий и участие в судебных процессах по фактам ведения бизнеса под чужим именем;
- составление и ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
- взаимодействие с предпринимательскими объединениями и силовыми структурами в вопросах изготовления, распространения и торговли контрафактной продукцией.
В своей повседневной деятельности таможня имеет дело с двумя видами контрафактной продукции. К первому виду относятся фальсифицированные товары, которые лишь имитируют внешние атрибуты оригинального изделия и не соответствуют его качественным характеристикам и требованиям безопасности. Например, сфальсифицированная спортивная одежда Adidas по внешнему виду изделий, дизайну, упаковке и торговой марке выглядит как оригинальная. Однако по своим качественным свойствам – надежности, долговечности, составу материалов, гигиеничности, вентиляционным свойствам – значительно уступает аутентичной продукции. В этом случае возможной мерой противодействия фальсификату является контроль качества товара при его ввозе на территорию страны, его сертификация и лицензирование. И второй случай это, когда контрафактная продукция по качеству вполне соответствует характеристикам аутентичного товара. Например, поддельная туалетная вода «Kenzo» в полной мере соответствует оригинальному изделию по запаху, дизайну упаковки, штрих-кодам и ингредиентам. Или джинсы «Lee», изготовленные из такого же денима, что и оригинальные изделия, сшитые по фирменным выкройкам, изготовленные по скопированным технологиям. В этом случае таможенная служба руководствуется принципом – право на допуск в торговый оборот брэндовой продукции имеет только владелец прав на данную торговую марку.
После вступления
в силу таможенного кодекса
Российская таможенная служба в своей работе по предотвращению изготовления и распространения контрафактной продукции руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, Кодекса об административных правонарушениях (статьи 14.10 и 7.12 КоАП РФ, которые позволяют таможенным органам проводить расследования, связанные с нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности) и Уголовного кодекса РФ по ст. 180 УК РФ. Существенно облегчает задачу пресечения деятельности пиратов Таможенный реестр (перечень) объектов интеллектуальной собственности. Механизм его функционирования достаточно простой. Владелец торговой марки («Coca-Cola», «Rolex», «Nike», «Chanel» и.т.д.) вносит в таможенный реестр список производителей и продавцов (импортеров/экспортеров) легальной продукции (товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности — торговую марку, знак обслуживания, изобретение и.т.д.). Таможенный реестр интеллектуальной собственности позволяет представителям таможенной службы быстро определить контрафакт. 2
Правонарушения выявляются при пересечении товарами таможенной границы Российской Федерации, в ходе декларирования и таможенного контроля товаров, при проверках торговых точек. Косметика, парфюмерия, кондитерские изделия, хозяйственные товары, одежда, обувь, полиграфическая продукция – это не полный перечень коммерческих партий задержанных таможенниками по делам о нарушении товарных знаков и авторских прав. Все товары, на которые незаконно нанесены логотипы известных торговых марок. Весь контрафактный товар уничтожен и нарушителям назначены штрафные санкции. На сегодняшний день в производстве и на рассмотрении в судах находятся дела об административных правонарушениях в отношении ввозимых конфет, обуви, косметических средств, одежды и даже наклеек с изображениями героев из известного мультфильма «Ну, погоди!»
Несмотря на то, что борьба таможенными органами с контрактом ведется достаточно активно, мы бы все-таки хотели внести свои предложения по совершенствованию законодательства. Во- первых, мы бы хотели ужесточить наказание за данные правонарушения, штрафы предусмотренные ст. 14.10, 7.12 КоАП изменить следующим образом. За контрафактную продукцию по стоимости не превышающей определенный предел (предел нужно определить с учетом статистических данных по контрафактной продукции) установить штраф в установленном размере, в зависимости от стоимости контрафактной продукции, например, за партию контрафактной продукции стоимость которой составляет 20 млн рублей установить штраф в размере 1 млн рублей, а соответственно за партию, которая превышает по стоимости 20 млн рублей ( это примерный предел по стоимости) взимать штраф в два раза больше, стоимости данной партии, то есть если стоимость партии 21 млн рублей, то штраф составляет 42 млн рублей. Мы полагаем, что лицу, занимающемуся данной деятельностью будет просто не выгодно. Конечно, с тем условием, что таможенные органы ожесточат таможенный контроль в рамках системы управления рисками, например, проверяя каждую вторую партию продукции. Да, это может вызвать другие проблемы связанные с привлечением дополнительных сотрудников в таможенные органы и уменьшит скорость прохождения товара через таможенную границу Таможенного союза, однако это будет действенным способом. Во-вторых, не нужно забывать и о том, что многие проблемы в таможенных органов связаны с коррупцией, если эффективно бороться и в этом направлении, то объемы контрафакта значительно уменьшатся.
Подытоживая нашу работу, мы хотим сказать, что борьба с котрафактам ведется у нас на достойном уровне. По результатам конкурса, проведенного в Брюсселе на очередной ежегодной сессии Совета Всемирной таможенной организации (ВТО), первое место в мире среди таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией в 2007 г. (объявленном ВТО годом борьбы с контрафактом) заняла ФТС России.3 Активная борьба и значительный вклад таможенных органов в дело защиты прав интеллектуальной собственности и борьбы с котрафактом ограждает российский рынок от контрафактной продукции, защищая интересы правообладателей, интересы потребителей и сохраняет деловую репутацию Российской Федерации на международном уровне.
1 http://ved.customs.ru
2
http://vadim-galkin.ru/
3
Федеральная таможенная служба России
заняла первое место в мире по борьбе с
контрафактной продукцией в 2007 г. // ПРАЙМ-ТАСС
от 03.07.08 - http://www.logistics.ru/9/27/
Информация о работе Борьба таможенных органов с контрафактом