Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:07, реферат
Особую роль в регулировании международной торговли занимает организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами этой международной организации является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена
Введение…………………………………………………………….….3
1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4
2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11
Заключение…………………………………………………………....19
Список нормативно-правовых актов и литературы……..……….20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Контрольная работа
по предмету: «Международные конвенции и соглашения по торговле».
На тему: «Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)».
Выполнила: студентка
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4
2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11
Заключение……………………………………………………
Список нормативно-правовых актов и литературы……..……….20
Введение
Особую роль в регулировании международной торговли занимает организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами этой международной организации является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.
Реальное развитие международной
торговли все более отчетливо
проявляет, что глобализация и интернационализация
мировых экономических
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько лет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).
Для того чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.
“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис.
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.
Послевоенный период отмечен усилиями,
направленными на создание универсальной
Международной Торговой Организации
(МТО), которая наряду с МВФ и
Всемирным банком должна была стать
третьим “столпом” в
Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран.
В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того, Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.
Но когда стало ясно, что усилия
по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом
США в 1950 ратифицировать Гаванскую
хартию), в рамках ГАТТ были созданы
практически все
Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.
Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет
нормотворческие функции. Высший орган
ГАТТ обладает исключительной компетенцией
давать авторитетные толкования положений
Соглашения. В компетенцию этого
органа входит также предоставление
странам-участницам права “временно
и в исключительных случаях” приостанавливать
то или иное обязательство по Генеральному
Соглашению. Сессия Договаривающихся
Сторон обладают исключительными полномочиями
выносить решения о проблемах, возникающих
между странами-участницами, о соответствии
их торговой политики нормам ГАТТ. В
сферу компетенции высшего
В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.
В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.
Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных органов.
Особое значение имеет жюри экспертов,
также входящее в организационную
структуру ГАТТ, основная задача которого
- осуществление
В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ. Генеральный директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого органа.
Таким образом, Генеральное соглашение
по торговле и тарифам, являясь многосторонним
межправительственным договором, как
международно-правовой инструмент включает
первоначальный текст Соглашения вместе
с приложениями и списками тарифных
уступок; многочисленные протоколы
и решения договаривающихся сторон,
изменяющие, дополняющие и уточняющие
первоначальный текст Соглашения; кроме
того, ряд соглашений, появившихся
в 1979 году в итоге многосторонних
торговых переговоров “токийского”
раунда, интерпретируют его отдельные
статьи, распространяют действие положений
ГАТТ на новые области или
Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм регулирования международной торговли.
2.Основные цели и принципы деятельности ГАТТ
Основная цель деятельности ГАТТ, является — содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:
- недискриминация в торговле, которая
обеспечивается взаимным
- использование преимущественно
тарифных средств защиты
- прогрессивное снижение
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров
путем проведения консультаций
и переговоров, а в случае
невозможности достижения
Для реализации основных принципов ГАТТ был создан организационный механизм — секретариат, который разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций — сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название торговых раундов. За время существования ГАТТ (до 1994г.) таких раундов состоялось восемь.
Важнейшими функциями ГАТТ являются:
контроль за выполнением соглашений
и договоренностей пакета документов
Уругвайского раунда; проведение многосторонних
торговых переговоров и консультаций
между заинтересованными
Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)