Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Целью данной работы является раскрытие сущности особенности принятия управленческих решений, повышение эффективности принятия управленческих решений.

Содержание

Введение……...………………………………………………………………..3
1. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах…………………………………………………………………..….4
Заключение………………...…………………………………………………11
Задачи……….…………………………………………………….………….12
Список использованных источников…….…………..……………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный менеджмент.docx

— 47.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……...………………………………………………………………..3

  1. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах…………………………………………………………………..….4

Заключение………………...…………………………………………………11

Задачи……….…………………………………………………….………….12

Список использованных источников…….…………..……………………..26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Целью данной работы является раскрытие сущности особенности принятия управленческих решений, повышение эффективности принятия управленческих решений.

Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение методов повышения эффективности управленческих решений в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

 

 

 

Управленческие решения в таможенных органах могут влиять на судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно каждого сотрудника таможенного органа. Один руководитель может наказывать инспектора за малейшую провинность, включая тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижения активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение.

Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать таможенный орган, что отрицательно скажется на всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально, и систематизировано, необходимо подробнее ознакомиться с всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом управления и некоторыми характеристиками организационных решений.

Методология и методы принятия управленческих решений в таможенных органах.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.[5,с 43]

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый руководитель таможенных органов должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

  1. методологию управленческого решения;
  2. методы разработки управленческих решений;
  3. организацию разработки управленческого решения;
  4. оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций. Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, должностных инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность таможенного органа. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:

  1. техническое развитие;
  2. организация основной деятельности;
  3. маркетинговая деятельность;
  4. экономическое и финансовое развитие;
  5. организация заработной платы и премирования;
  6. социальное развитие;
  7. управление; бухгалтерская деятельность;
  8. кадровое обеспечение;
  9. прочие виды деятельности.

Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

  1. на входящую и исходящую;
  2. обрабатываемую и необрабатываемую;
  3. текстовую и графическую;
  4. постоянную и переменную;
  5. нормативную, аналитическую, статистическую;
  6. первичную и вторичную;
  7. директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.

Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого руководителем решения.

Выполняя свои функциональные обязанности, каждый руководитель таможенного органа выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на руководителя таможенного органа большую социальную нагрузку и зависит от его психологической подготовленности, опыта и личностных качеств.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

  1. возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  2. выбор критериев, по которым будет принято решение;
  3. разработка и формулировка альтернатив;
  4. выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  5. утверждение (принятие) решения;
  6. организация работ по реализации решения - обратная связь.

Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности таможенного органа. В частности, в результате деятельности органа стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.

Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

  1. общие;
  2. организационные;
  3. запрограммированные;
  4. незапрограммированные;
  5. рациональные;
  6. нерациональные;
  7. вероятностные;
  8. решения в условиях неопределенности;
  9. интуитивные;
  10. на основе компромисса;
  11. альтернативные.

Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.

Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы руководителя, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.[ 9,с 54]

Чтобы найти правильные пути решения проблемы, руководитель таможенного органа не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.

Руководству таможенных органов необходимо периодически оценивать и корректировать поставленные цели с учетом изменений на внешнем рынке .Как правило, серьезные изменения вызывают решения о совершенствовании организационных структур управления. С ним связаны перераспределения полномочий, ответственности, перемены в координационных и интеграционных процессах. Необходимость изменений диктуется требованиями рынка. Большинство руководителей таможенных органов придерживаются мнения, что умеренные изменения должны осуществляться ежегодно, а коренные преобразования - один раз в четыре-пять лет. Необходимо помнить при этом, что нарушение привычного режима работы в течение определенного времени может негативно отражаться на результатах деятельности. Поэтому должны предусматриваться своего рода компенсаторные меры, направленные на сглаживание процесса реорганизации. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что предприятие - это организационная социально-экономическая система. Изменение в отдельных ее элементах с неизбежностью влекут за собой перемены в других.[ 7,с 64]

Готовность к изменениям - сложный процесс во многих отношениях, в том числе психологическом. Как правило, потребность в них возникает под влиянием внешней среды, поскольку внутренняя среда более консервативна и не тяготится достигнутым рубежом своего развития. Условно в технологии изменений можно выделить этапы: осознание необходимости, формирование у коллектива таможенных органов и руководства таможенного органа нового взгляда на привычную действительность, осуществление изменений.

Решение выступает своего рода рубежом между старым и новым, творческим актом, свидетельствующим о наступлении перемен. К нему приходят в результате накопления определенной критической массы у работников, жаждущих новизны, что делает возможным желаемое сделать реальностью.

Различают два типа лидеров: переходного периода и преобразующие. Первые носят черты реформаторов, но отягощены внутренними и внешними ограничениями. Вторые - ориентированы на созидание. Им необходимы четкое представление будущего на основе разработанной концепции перемен и способность увлечь своими идеями коллектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности таможенных органов. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание.

Существует большое число различных методов принятие управленческих решений. Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:

  1. общие;
  2. организационные;
  3. запрограммированные;
  4. незапрограммированные;
  5. рациональные;
  6. нерациональные;
  7. вероятностные;
  8. решения в условиях неопределенности;
  9. интуитивные;
  10. на основе компромисса;
  11. альтернативные.

Все эти методы в той или иной мере находят свое отражение в процессе принятия решений в таможенных органах. Наиболее развитыми методами принятия решений в таможенных органах являются такие, как организационно-распорядительные методы, экономические методы и социально-психологические методы. Применение этих методов позволило таможенным органам эффективно работать и пополнять федеральный бюджет.

Информация о работе Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах