Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 18:02, курсовая работа
Кардинальные изменения в общественно-политической и экономической жизни Российской Федерации 90-х годов ХХ века, открытие границ, переход экономики к рыночным отношениям, либерализация внешней торговли и сложившаяся в связи с этим принципиально новая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности поставили вопрос о необходимости реформирования как всей государственно-административной системы, так и одной из ее основных составляющих - таможенной службы.
Цель работы: анализ становления и развития таможенной службы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ 4
2. ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОШЛИНЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
3. ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ 10
4. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ СУВЕРЕННОЙ РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Содержание
Кардинальные изменения в общественно-политической
и экономической жизни Российской Федерации
90-х годов ХХ века, открытие границ, переход
экономики к рыночным отношениям, либерализация
внешней торговли и сложившаяся в связи
с этим принципиально новая система государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности
поставили вопрос о необходимости реформирования
как всей государственно-
После распада СССР большая часть действующих таможен осталась за границей республики. Там же остались многие квалифицированные сотрудники. У руководителей таможенной службы, как и у руководства страны в целом, на тот период времени не было опыта в организации ведомства, отвечающего совершенно новым задачам. От правильного и взвешенного решения данной проблемы зависели не только роль и место России в международном сообществе, но и ее способность влиять на обстановку в мире как великой державы, прежде всего, в сфере торговли. Создание эффективной таможенной службы оказывало влияние и на дальнейшее развитие страны, возможные темпы выхода из экономического кризиса, являлось одной из предпосылок для успешного проведения в жизнь широкого комплекса политических и экономических реформ.
Объект работы: таможенная служба.
Предмет работы: история таможенной службы.
Цель работы: анализ становления и развития таможенной службы.
Каждая страна имеет свою специфику, в которой необходимо разобраться. Готовность страны к восприятию тех или иных товаров и услуг и ее привлекательность в качестве рынка для зарубежных фирм зависят от существующей в ней экономической, политико-правовой и культурной среды.
Планируя выход на внешние рынки, фирма должна изучить экономику каждой интересующей ее страны. При этом обращает на себя внимание тот факт, что привлекательность страны в качестве экспортного рынка определяется, в первую очередь, структурой хозяйства. Именно хозяйственная структура страны определяет ее потребности в товарах и услугах, уровни доходов и занятости и т.п.
Учеными-экономистами условно выделяется четыре типа хозяйственных структур: страны с экономикой типа натурального хозяйства, страны-экспортеры сырья, промышленно развивающиеся страны и промышленно развитые страны.
Остановимся более подробно на особенностях каждой из выделенных хозяйственных структур.
Страны с экономикой типа натурального хозяйства. В рамках экономики типа натурального хозяйства подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть производимого они потребляют сами, а остальное напрямую обменивают на простые товары и услуги. В этих условиях экспортеру открывается немного возможностей. Среди стран с подобной системой хозяйства можно назвать Бангладеш и Эфиопию.
Страны-экспортеры сырья. Такие страны богаты одним или несколькими видами природных ресурсов, зато обделены в других отношениях. Большую часть средств они получают за счет экспорта этих ресурсов. Примерами могут служить Чили (олово и медь), Заир (каучук) и Саудовская Аравия (нефть). Подобные страны являются хорошими рынками для сбыта добывающего оборудования, инструмента и вспомогательных материалов, погрузочно-разгрузочного оборудования, грузовых автомобилей. В зависимости от численности постоянно проживающих в стране иностранцев и состоятельных местных правителей и землевладельцев она может явиться также рынком сбыта товаров широкого потребления западного типа и предметов роскоши.
Промышленно развивающиеся страны. В рамках промышленно развивающейся экономики обрабатывающая промышленность дает уже от 10 до 20% валового национального продукта страны. Примерами таких стран могут служить Египет, Филиппины, Индия и Бразилия. По мере развития обрабатывающей промышленности такая страна все больше полагается на импорт текстильного сырья, стали и изделий тяжелого машиностроения и все меньше - на импорт готовых текстильных изделий, бумажных товаров и автомобилей. Индустриализация вызывает появление нового класса богачей и небольшого, но постоянно растущего среднего класса, которым требуются товары новых типов, причем часть потребностей можно удовлетворить только за счет импорта.
Промышленно развитые страны. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами промышленных товаров. Они торгуют промышленными товарами между собой, а также ввозят эти товары в страны с другими типами хозяйственной структуры в обмен на сырье и полуфабрикаты. Большой размах и многообразие производственной деятельности делают промышленно развитые страны с их внушительным средним классом, богатыми рынками сбыта для любых товаров. К промышленно развитым странам относятся Соединенные Штаты и страны Западной Европы.
Разные страны резко отличаются друг от друга и своей политико-правовой средой. При решении вопроса об установлении деловых отношений с той или иной страной следует учитывать, по меньшей мере, четыре фактора.
Во-первых, - это отношение того или иного государства к закупкам из-за рубежа. Так, некоторые страны относятся к таким закупкам весьма благожелательно, даже поощрительно, другие – резко отрицательно. В качестве примера страны с благожелательным отношением можно назвать Мексику, которая на протяжение ряда лет привлекает к себе капиталовложения из-за рубежа, предлагая иностранным вкладчикам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий. Другим примером может стать Индия, которая требует от экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует некоторые валюты, ставит условием введение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граждан и т.д. Именно из-за таких «закавык» приняли решение покинуть индийский рынок корпорации «ИБМ» и «Кока-кола».
Вторым фактором можно назвать политическую стабильность государства на данный момент, а также гарантия такой стабильности в будущем. Правительства сменяют друг друга, и иногда перемена курса оказывается очень резкой. Но и без смены правительства режим может решить откликнуться на возникшие в стране настроения. Могут конфисковать собственность иностранной фирмы, заблокировать ее валютные резервы, ввести импортные квоты или новые обложения. Деятелям международного маркетинга, возможно, будет выгодно заниматься предпринимательской деятельностью даже в стране с очень шаткой политической стабильностью. Однако существующая ситуация непременно скажется на характере их подхода к финансовым и деловым вопросам.
Третий фактор касается ограничений или проблем в связи с валютным обменом. Иногда правительства блокируют собственную валюту или запрещают ее перевод в любую другую. Обычно продавец хочет получить доход в валюте, которой он может пользоваться. В лучшем случае с ним могут расплачиваться в валюте его собственной страны. При невозможности этого продавец, вероятно, будет принимать блокированную валюту, если на нее он может приобрести либо товары, которые ему нужны, либо товары, которые он сможет продать где-то в другом месте на удобную ему валюту. В худшем случае продавцу, имеющему дело с блокированной валютой, возможно, придется вывозить свои деньги из страны, где находится его предприятие, в виде неходовых товаров, которые он сумеет продать в другом месте только с убытком для себя. Помимо валютных ограничений, большой риск для продавца на зарубежных рынках связан и с колебаниями обменных курсов валют.
Четвертым фактором, оказывающим существенное влияние на установление взаимовыгодных отношений между разными странами, является степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, т.е. наличия эффективной таможенной службы, достаточно полной рыночной информации и прочих факторов, благоприятствующих предпринимательской деятельности. Американцев обычно поражает то, как быстро исчезают препятствия для торговой деятельности, если те или иные должностные лица принимающей страны получают соответствующую мзду (взятку).
В связи с этим проблема организации и управления таможенной службой диктует необходимость самостоятельного тщательного научного исследования.
Рассмотрение этого вопроса должно вестись в системе исторического развития, поскольку таможенная служба является неотъемлемым атрибутом любого самостоятельного государства.
На протяжении многих веков таможня была и остается одним из существенных факторов государственности и независимости страны. Таможня – свидетельство властного и финансового суверенитета.
Как известно, одним из первых учеников и последователей Иисуса Христа был таможенник Матвей, который до познания Бога собирал налоги для императорского Рима. Он был честны, порядочным и разумным человеком, всегда ласково и внимательно относился к плательщикам налогов, после знакомства с Иисусом Христом, отказался от своего богатства, пошел за сыном Божьим и всегда был рядом с ним.
Именно в качестве таможенника Матвей выработал в себе прекрасную привычку все проверять, запоминать и тщательно записывать. Поэтому он и стал автором первого величественного Евангелия от Матвея, которое рассказывает о деяниях Христа от его Рождения и до Воскресения…
Именно тогда на нынешних землях России возникает и в течение нескольких столетий, вплоть до завоевания ее монголо – татарами, развивается могущественная Киевская Русь. В финансировании своей деятельности князья зависели от дани. Другими источниками княжих доходов являлась плата за судопроизводство, штрафы, пошлина. Главной торговой артерией для Киева стал знаменитый путь «из варяг в греки». Он проходил по Днепру, пересекал Черное море и упирался в Константинополь. Это был огромнейший рынок, куда съезжались купцы со всего Средиземноморья. Это был самый богатый город во всем христианском мире. Поэтому заморская внешняя торговля стала основой экономической системы Киевской Руси. Не случайно первым соглашением, заключенным киевскими правителями, был договор князя Олега с Византией (911 г.), согласно которому русским купцам, а Константинополе создавались чрезвычайно благоприятные условия.
За Русью признавалось право беспошлинной торговли. «…Пусть, - говорилось в договоре о русских купцах, - входя в город … и торгуют, сколько им нужно, не платя никаких сборов». Киевская Русь уже тогда имела собственную таможенную службу. Она сама взыскивала и по договоренности со смежными странами платила таможенные налоги.
В 1288 г. был издан Острогомский таможенный устав, в котором говорилось о купцах из разных стран: Баварии, Польши, Австрии, Киевской Руси. Таким образом, русские таможенники руководствовались в своей работе европейскими таможенными уставами, действовали в едином правовом поле с западными соседями.
В Киевской Руси пошлина означала налог, выплачиваемый за перевозку товаров, прогон скота через границы определенных территорий.
В период дворцовых переворотов (с 1725 по 1762 г.) экономическая политика и ее составной элемент – таможенная политика – характеризовалась непоследовательностью. Вопросами таможенной политики занимались хаотически часто сменяющие друг друга высшие органы. Екатерина I в 1724 г. издала указ о «Покровительском таможенном тарифе» (товары, ввозимые иностранными купцами, облагались пошлиной, русские купцы могли ввозить свои товары без преград). Однако, была опасность, что уменьшится приток таможенных доходов. Поэтому были подписаны российско-английский (1726 г.) и российско-прусский (1728 г.) договора, которые для большинства товаров устанавливали режим взаимного таможенного способствования.
Таможенная политика регулировалась таможенными тарифами. Таможенный тариф 1731 г. полностью отменил «Покровительский» тариф 1724 г., то есть для товаров собственного производства вводилась пошлина в размере 20 % от стоимости товара. Формируется капиталистический строй в феодальной России. Растут города и торгово-промышленное население.
Правительства Александра I и Николая I проводили покровительственную таможенную политику. Они ориентировались на увеличение таможенных доходов казны. Для того были основания: начинался процесс строительства железных дорог и парового транспорта. Уже к 1861 г. в России было более 300 паровых судов. За 50 лет (1818 - 1860) внешнеторговый оборот увеличился почти в 3,5 раза.
Таможенный тариф 12 марта 1822 г. носил ярко выраженный запрещающий характер: был запрещен вывоз 21 и ввоз 302 наименования товара.
Тариф основывался на таких положениях:
Таможенный тариф 1822 г. частично прекратил ввоз импортных товаров в Россию, обеспечив активный торговый баланс. Начала развиваться внутренняя хлопковая промышленность. Однако запрещающий тариф на импортные товары уменьшил спрос на российское сырье, повысил цены на товары; способствовал росту контрабанды. Поэтому новый таможенный тариф 1850 г. постепенно смягчил, заперт и умеренно сохранил ограничения ввоза иностранных товаров.
Таможенная политика первой половины XIX ст. отражала протекционистские тенденции (ограничение ввоза иностранных товаров), обеспечивала верхушке российской буржуазии высокую прибыль, накопление капиталов для развития промышленности.
В таможенной политике Российского государства второй половины XIX ст. предпочтение отдавалось свободной торговле и предпринимательству, уменьшилась пошлина на сельскохозяйственные продукты и цены на них.
Призыв свободной торговли был направлен на защиту интересов промышленной буржуазии, которая боролась за отмену таможенных барьеров на иностранных рынках, облегчая продвижение своих товаров на них, и обеспечивала преимущество экспорта над импортом, а своей стране.
В 1864 г. в Министерстве финансов был организован Департамент таможенных сборов для управления таможенными учреждениями. Повысилась действенность таможенного контроля в сфере борьбы с контрабандой, увеличились взносы таможенных сборов в казну.