Роль и место России в рейтинге конкурентоспособности стран в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств, так как это является важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции, и определяющим ее место в системе мирового хозяйства.
Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие конкурентоспособности…………………………………….4
1. Структурные уровни определения конкурентоспособности…………..4
2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран………7
Глава II. Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия…….9
2.1 Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения…………………………………………………………………….9
2.2 Геополитический фактор и конкурентоспособность…………………...13
2.3 Путь к мировой конкурентоспособности………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет 

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»  
 

Кафедра «Административное право и таможенное дело»  
 

Реферат

по  дисциплине

«Торгово-экономические  отношения России в современных  условиях»

на  тему:

«Роль и место России в рейтинге конкурентоспособности  стран в международной  торговле»  
  
                                                                                                 

 Выполнила:

ст. гр. ТМД-108

Анисимова Ю.Н.                                                                                          

         Приняла: к.и.н.,             доцент кафедры АПиТД                                                                                                       Сальникова А.В.  
 

Владимир 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………….3

Глава I.  Понятие конкурентоспособности…………………………………….4

    1. Структурные уровни определения конкурентоспособности…………..4
    2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран………7

Глава II. Конкурентоспособность  России и ее конкурентная стратегия…….9

2.1 Рейтинг конкурентоспособности  государств и методика его  определения…………………………………………………………………….9

2.2 Геополитический  фактор и конкурентоспособность…………………...13

2.3 Путь к мировой  конкурентоспособности………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………...17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………....19

ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………………………………………………..20  

Приложение 1………………………………………………………………….20  

Приложение 2………………………………………………………………….22  
  
  
  
  
  
  
  
 

ВВЕДЕНИЕ        

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению международной конкурентоспособности государств, так как это является важнейшим фактором, определяющим специализацию страны на выпуске той или иной продукции, и определяющим ее место в системе мирового хозяйства.       

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:        

-было дано определение  понятия конкурентоспособности  на всех ее структурных уровнях  (конкурентоспособность товара, фирмы,  отрасли и конкурентоспособность  страны) и освещена теория национальной  конкурентоспособности М. Портера;         

-были выявлены  и описаны определяющие факторы  международной конкурентоспособности  стран;        

-был проанализирован  рейтинг конкурентоспособности  государств-2000, составленный Международным  Институтом Менеджмента (IMD), расположенным  в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга.       

Объектом исследования настоящей работы является рейтинг конкурентоспособности стран в международной торговле.       

Предметом исследования послужила конкурентоспособность России и ее конкурентоспособная стратегия.       

При написании данной работы мною были использованы следующие методы научного исследования:       

-экономико-статистический  анализ;       

-метод  дедукции;       

-изучение  монографических публикаций и  статей;       

-аналитический  метод.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

    1. Структурные уровни определения конкурентоспособности

 

       Конкуренция - одна из главных черт рыночного  хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает  условия для ее самореализации в  сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных  товаров и услуг.       

В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации  проблемы международной конкуренции  выходят на первый план.       

Показателем признания ведущей роли конкуренции  для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот  факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты  законы о конкуренции и созданы  национальные органы, занимающиеся этими  вопросами.       

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность товара
  • конкурентоспособность товаропроизводителя (или фирмы)
  • отраслевая конкурентоспособность
  • конкурентоспособность стран

 

       Между всеми этими уровнями конкурентоспособности  существует тесная внутренняя и внешняя  зависимость.       

Страновая и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависит от способности  конкретного товаропроизводителя  выпускать конкурентоспособный  товар.        

Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых  и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.       

Товарная  конкурентоспособность находится  в прямой зависимости от разноплановых  факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность  труда, которые влияют на цену и качество изделий.       

В настоящее время на первый план в  мировой конкурентоспособности  выходят неценовые факторы, из которых  важнейшее значение приобретают  качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому  большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности  за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.1        

В последние годы важное значение в  обеспечении международной конкурентоспособности  товаров приобретает экологический  фактор. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов  и рециркуляции.       

Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления  с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.       

К важным конкурентным преимуществам  следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического  планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать  на меняющиеся требования и условия  рынка) и др.       

Очевидно, что чем шире у компании набор  конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем  более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.       

Отраслевая конкурентоспособность- развитие международного разделения труда  привело к определенной специализации  стран на мировой арене в зависимости  от степени конкурентоспособности  той или иной отрасли.       

В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная  и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.       

Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом  рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и др.       

Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные  отрасли по производству товаров  массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а  также наукоемких изделий (электронные  компоненты, персональные компьютеры, периферийное оборудование и др.) и  все успешнее конкурируют с аналогичной  продукцией Японии и стран Западной Европы.       

В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию  на мировых рынках оказывает продукция  аналогичных отраслей Китая, которая  имеет сильные ценовые конкурентные преимущества.       

Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует  положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности  стран.        

В самом общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить как способность  страны в условиях свободной конкуренции  производить товары и услуги, удовлетворяющие  требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

1.2 Подход  М. Портера к понятию конкурентоспособности  стран       

В своей теории Портер вводит понятие  конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое  страна занимает в системе мирового хозяйства.        

Национальная  конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно  развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они  конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование  товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы  конкуренты не смогли их догнать и  перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование  и обновление отрасли - непрерывный  процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в  стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания  конкурентоспособности чрезвычайно  локализован. Различия в экономике  стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях  и даже в истории - все это в  той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность  определяется набором факторов, зависящих  от конкретных, локальных условий.       

Конкурентное  преимущество страны на международном  рынке определяет некий набор  детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:       

-Факторные условия,  то есть те конкретные факторы  (например, квалифицированная рабочая  сила или инфраструктура), которые  нужны для успешной конкуренции  в данной отрасли.        

-Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.        

-Родственные и  поддерживающие отрасли, т. е.  наличие или отсутствие в стране  родственных и поддерживающих  отраслей, конкурентоспособных на  международном рынке.        

-Стратегия фирмы,  ее структура и конкуренты, то  есть каковы в стране условия,  определяющие процесс создания  управления фирм, и каков характер  конкуренции на внутреннем рынке.2        

Существуют  две дополнительные переменные, в  значительной степени влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

 

       По  мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство  при помощи своей политики может  оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как  положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко  сформулировать приоритеты государственной  политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.  

ГЛАВА II. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ И ЕЕ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ

2.1 Рейтинг конкурентоспособности  государств и методика  его определения       

Исследованием конкурентоспособности  стран мира занимается ведущий в  Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).        

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность  национальной экономики создавать  и поддерживать среду, в которой  возникает конкурентоспособный  бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook — ежегодное  аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире.        

На  сегодняшний день The IMD World Competitiveness Yearbook — одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности  государств и регионов, которое в  ряде стран используется для формирования государственной политики и определения  дальнейших действий правительства  по повышению конкурентоспособности  национальной экономики, а также  стратегических бизнес-решений в  крупных компаниях. Каждое государство  в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние  деловой среды и состояние  инфраструктуры. Каждый показатель имеет  равный вес и включает в себя пять факторов. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности  основан на 20 различных индикаторах  из четырех ключевых аспектов экономической  жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а  также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается  на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертных оценок.       

Информация о работе Роль и место России в рейтинге конкурентоспособности стран в международной торговле