Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 06:27, курсовая работа
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Понятие таможенного контроля. Формы его проведения
1.1 Понятие и общие положения таможенного контроля………………….6
1.2 Формы и порядок проведения таможенного контроля…………………9
Глава 2 Принципы проведения таможенного контроля
2.1 Классификация принципов таможенного контроля…………………..12
2.2 Общие положения и характеристика системы управления рисками (СУР)………………………………………………………………………………...16
2.3 Система управления рисками как важнейший принцип проведения таможенного контроля……………………………………………………………..20
Глава 3 Стратегия и совершенствование принципов проведения таможенного контроля
3.1 Стратегия принципов таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков………………………………………………………........................24
3.2 Меры по усовершенствованию принципов проведения таможенного контроля…………………………………………………………………………..…26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие таможенного контроля. Формы его проведения
1.1 Понятие и общие положения таможенного контроля………………….6
1.2 Формы и порядок проведения таможенного контроля…………………9
Глава 2 Принципы проведения таможенного контроля
2.1 Классификация принципов таможенного контроля…………………..12
2.2 Общие положения и характеристика
системы управления рисками (СУР)…………………………………………………………………
2.3 Система управления рисками как важнейший
принцип проведения таможенного контроля…………………………………………………………
Глава 3 Стратегия и совершенствование принципов проведения таможенного контроля
3.1 Стратегия принципов таможенного контроля,
исходя из системы мер оценки рисков………………………………………………………...
3.2 Меры по усовершенствованию принципов
проведения таможенного контроля…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Введение
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.
Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
Целью данной курсовой работы является изучение общих принципов проведения таможенного контроля согласно норм ТК ТС.
В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает нововведением законодательства.
Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. В связи с тем, что большинство таких нарушений совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, посредством таможенного контроля государство обеспечивает выполнение своих фискальных задач.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Понятие таможенного контроля. Формы его проведения
1.1 Понятие и общие положения таможенного контроля
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.
Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
Таможенным Кодексом Таможенного Союза (далее ТК ТС) установлено следующее определение таможенного контроля: "Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза; (п. 31 ст. 4 ТК ТС)".
При этом необходимо отметить, что понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы." Понятие "таможенный контроль" раскрывается и в главе 2 "Определение понятий" Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции от 26.06.1999, - "Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ".
Приведенные определения показывают, что содержащееся в Таможенном Кодексе Таможенного Союза определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Конвенции Киото – основном международном документе в сфере таможенного регулирования.
Таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов РФ. Таким образом, субъектами таможенного контроля, то есть лицами, правомочными на его производство, являются сотрудники таможенных органов РФ.
Цель таможенного контроля - проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.
Субъектами таможенного контроля являются только и исключительно таможенные органы (должностные лица), поскольку, в конечном итоге, таможенные органы принимают решение о выпуске товаров и транспортных средств, включая условный выпуск либо выдачу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области таможенного дела.
В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля можно выделить его объект и предметы. Принимая во внимание, что под объектом в праве понимаются конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом, в качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы. И далее, обращаясь к тому, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, уточним предметы таможенного контроля, а именно:
- товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);
- документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
- предринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Последний из вышеперечисленных предметов таможенного контроля отражает одну важную его особенность, имея в виду, что речь может идти о случаях, непосредственно не связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).
Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:
- документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
- документы, необходимые для контроля
(надзора).
1.2 Формы и порядок проведения
таможенного контроля
Таможенный контроль предполагает определенные обязанности и права, которые вызывают совершение соответствующих действий со стороны таможенных органов в формах, указанных в Таможенном кодексе Таможенного союза.
В соответствии со ст.110 гл.16 ТК ТС формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений - таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
2) устный опрос - при совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме;
3) получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела;
4) таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
5) таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами;
6) таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами;
7) личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;