Таможенные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).Таможенная пошлина имеет два назначения, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией). Таможенно-тарифное регулирование выполняет две основные функции — фискальную и регулятивную.

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические  основы таможенных пошлин

1.1 Сущность и виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина —  обязательный взнос, взимаемый таможенными  органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза  или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Таможенная пошлина имеет два назначения, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией). Таможенно-тарифное регулирование выполняет две основные функции — фискальную и регулятивную.

Фискальная функция состоит  во взимании таможенной пошлины и  направлении собранных средств в доход федерального бюджета,то есть эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, а именно, доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

Проявления регулятивной функции могут быть различны: рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; защита экономики России от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции, то есть позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства. [2,c. 132].

В зависимости от обложения  таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров она может быть поделена соответственно на три вида: ввозную и вывозную, транзитную. Причем в отношении вывозной пошлины законодательство может быть подвержено довольно быстрым изменениям, в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране. В законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» отражено, что импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике».

Импортные пошлины выполняют  протекционистскую функцию, защищая  внутренний рынок от иностранных  конкурентов. Их действие не ограничивается только удорожанием импортных товаров, но и дает возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей. Экспортные же пошлины  служат, в основном, для ограничения  вывоза за пределы страны товаров  и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а так же - для пополнения доходной части бюджета. Транзитные пошлины, которые в настоящее  время практически нигде, в том  числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

В зависимости от характера  условий внешней торговли таможенные пошлины можно подразделить на:

- обычные (используются  при регулировании внешней торговли  в нормальных экономических условиях  и отражаются в таможенном  тарифе);

- особые (применяются при  нарушениях нормальных условий  внешней торговли).

Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие  существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза  зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе  «О таможенном тарифе». Особые виды таможенных пошлин подразделяются на:

- антидемпинговые,

- компенсационные,

- специальные.

Антидемпинговые пошлины, применяются  при ввозе на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб  местным производителей подобных товаров  либо препятствует организации и  расширению национального производства таких товаров. 
Антидемпинговая пошлина – рассматривается, как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами не зависимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Компенсационные пошлины  взимают при импорте тех товаров, в процессе производства которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких товаров. Компенсационная пошлина является составляющей компенсационные меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства или экспортером. Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой – либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб конкурирующим представителям отечественных товаров. Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территории страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. 

Особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем  порядке для защиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров,  либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения сложившейся ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. Обязательным условием применения особых видов пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза  зарубежных товаров. Определение понятия «существенный ущерб» содержится в законе  «О таможенном тарифе». Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установление причинной части между импортов товаров и национальной отраслью промышленности.

Специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, устанавливаемые  в соответствии с законодательством  РФ о мерах по защите экономических  интересов РФ при осуществлении  внешней торговли товарами, устанавливаются  на определенный срок и взимаются  по правилам, предусмотренным ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

По способу взимания различают  четыре вида таможенных пошлин:

- адвалорные;

- специфические;

- альтернативные;

- комбинированные.

Адвалорные ставки начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров. Адвалорные пошлины – это наиболее простой способ расчета денежной величины пошлины. Они являются наиболее распространенными видам таможенных пошлин.

Специфические ставки –  это пошлины, размер которых устанавливается  в денежных единицах за единицу облагаемого  товара. Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара и  денежный доход от их взимания зависит  только от объема ввозимого и вывозимого товара.

Альтернативная ставка пошлины  содержит одновременно адвалорную и  специфическую пошлину с примечанием, что взимается та из них, которая  дает набольшую величину таможенного сбора.

Комбинированные ставки пошлин сочетают оба вида таможенного обложения.

Следует еще отметить так  называемые сезонные ставки пошлин. Эти  ставки пошлин обычно применяются в  отношении сельскохозяйственных товаров  с целью защиты национального  производства. Их величина изменяется в зависимости от времени года.

 

1.2 Принципы формирования таможенной пошлины и понятие оптимального таможенного тарифа

 
            Таможенные пошлины используются для достижения тех целей и решений задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах ее социально – экономического развития. Естественно, на каждом из этапов формируются и решаются тактические и стратегические цели и задачи. Отсюда вытекает важнейший принцип формирования таможенных пошлин – принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных  задач. Принцип научной обоснованности, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов.

Одним из важнейших принципов  формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики. При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок. Нарушение принципа формирования таможенной пошлины приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.

Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет социально  – экономических последствий  введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению  работников, что связанно с решением вопросов их трудоустройства.

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень  ее воздействия на экономическое  поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей. С точки зрения ее соответствия интересам  национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности  таможенной пошлины. Таможенные пошлины, в максимальной степени отражают различия в уровне мировой и национальной стоимости, наиболее эффективно будет воздействовать на экономическое поведение импортеров, экспортеров и отечественных производителей. Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. 

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь  состав и структуру производства, вытекающие из ее геополитического геоэкономического  положения.

По критерию важности решаемых задач можно выделить таможенные пошлины стратегического и тактического назначения. Например, политика государства, направленная на развитие производства высокотехнологичных, наукоемких производств, производств необходимых для  поддержания на соответствующем  уровне различных видов национальной безопасности, например технологической, продовольственной, должна обеспечиваться поддержкой стратегического таможенно – тарифного регулирования. Таможенные пошлины стратегического назначения – это пошлины долговременного действия, направленные на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Пошлины тактического назначения должны учитывать изменчивую рыночную конъюнктуру.

При исключительных условиях экономика страны может выиграть от введения пошлины. Этот случай связан с так оптимальными импортными пошлинами. Оптимальные пошлины – эффект, получаемый в результате применения импортной пошлины, когда в ответ на ее введение иностранные поставщики снижают цены. Эта ситуация возникает вследствие того, что на мировом рынке может возникнуть случай монопсонии, т.е. монопольной власти покупателя (страны импортера). Это происходит тогда, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт приносит ей чистый выигрыш. Подобную монопсонную власть имеет США на мировом рынке автомобилей, телевизоров, мотоциклов и других товаров. Страна, обладая такой властью, с помощью импортных пошлин добивается снижения цены импортируемого товара. Страны-экспортеры вынуждены это делать для того, чтобы не допустить сокращения своих продаж в импортируемой стране. Это позволяет стране-импортеру получать выигрыш от своего тарифа и иметь некоторые преимущества, чем при режиме свободной торговли. Границы рыночной власти отдельной страны определяются конкретными пределами. Оптимальный тариф должен находиться где-то между нулевыми и запретительными уровнями.

Оптимальный таможенный тариф- это тариф, максимизирующий благосостояние страны путем установления оптимального соотношения между улучшением условий торговли и количественными ограничениями торговли. Для небольшой страны, не имеющей возможности влиять на мировые цены, оптимальный тариф равен нулю. Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыши страны максимизируются. Величина оптимального тарифа, как доля цены уплачиваемой иностранным поставщикам равна величине, обратной эластичности предложения импорта. Необходимо отметить то, что оптимальный тариф не выгоден мировому хозяйству в целом, поскольку выигрыш страны, занимающей монопольное положение как покупатель, оказывается меньше проигрыша стран экспортеров. Оптимальный тариф является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.

Информация о работе Таможенные пошлины