Таможенные пошлины, таможенные
сборы и таможенный тариф
ФиК1
Акулич Анна
Содержание:
1)Ведение…………………………………………………………………….…3
2)Таможенные пошлины…………………………………………………..…..4-7
3)Таможенные сборы…………………………………………………………..7
4)Таможенные тарифы………………………………………………………...7-9
5)Заключение…………………………………………………………………..10
6)Список литературы…………………………………………………………..11
Введение
В связи с развитием мирового
хозяйства, международных экономических
связей, увеличением экспорта и импорта,
в странах появляются государственные
учреждения, осуществляющие контроль
за провозом грузов, в том числе багажа
и почтовых отправлений, через границу.
Такой орган получил название
- таможня. Таможня осуществляет проверку
грузов, взимает таможенные пошлины, таможенные
сборы, штрафы за нарушение таможенных
постановлений; задерживает товары, запрещенные
к ввозу и вывозу законодательством данной
страны; организует временное хранение
товаров, проходящих через границу; выполняет
другие функции.
Взимание таможенных пошлин,
их расчет является важной и актуальной
темой в системе международных отношений.
Что касается таможенной
политики, то она играет важнейшую роль
во внешнеэкономических отношениях любой
страны. Таким образом, актуальность данной
работы состоит в том, что сотрудничество
стран мира между собой посредством международной
торговли неизбежно. Таким образом, грамотная
таможенная политика государства лежит
в основе его значимости и стабильности
на мировой арене.
Основная задача государства в области
международной торговли заключается в
помощи экспортёрам вывезти как можно
больше своей продукции, таким образом,
сделав их товары более конкурентными
на мировом рынке и ограничить импорт,
сделав иностранные товары менее конкурентоспособными
на внутреннем рынке. Поэтому часть методов
государственного регулирования направлена
на защиту внутреннего рынка от иностранных
конкурентов и поэтому относится, прежде
всего, к импорту. Другая часть методов
имеет своей задачей формирование экспорта.
Средства регулирования внешней торговли
могут принимать различные формы, а именно
непосредственно воздействующие на цену
товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие
сборы), и ограничивающие стоимостные
объёмы или количество поступающего товара.
Наиболее распространёнными средствами
служат таможенные тарифы, целями которых
являются получение дополнительных финансовых
средств (как правило, для развивающихся
стран), регулирование внешнеторговых
потоков (типично для развитых стран),
защита национальных производителей (главным
образом в трудоёмких отраслях). Поэтому
очень важно оценить эффективность таможенного
налогообложения, дать общую характеристику
таможенных пошлин, а также проанализировать
таможенные тарифы.
Таможенные пошлины
Фактически ни одно
государство, при формировании своего
бюджета, не может обойтись без использования
в своей налоговой системе, сборов и пошлин.
И хотя размер собираемых пошлин в бюджете
государств, занимает, как правило, не
значительное место, тем не менее, им придается
важное самостоятельное финансовое значение.
Таможенная пошлина представляет
собой налог, взимаемый таможенными учреждениями
с товаров, провозимых через границу страны.
Различают импортные, экспортные и транзитные
таможенные пошлины.
а) импортные - пошлины, которые накладываются
на импортные товары при выпуске их для
свободного обращения на внутренней рынке
страны. Являются преобладающей формой
пошлин, применяемой всеми странами мира
для защиты национальных производителей
от иностранной конкуренции;
б) экспортные - пошлины, которые накладываются
на экспортные товары при выпуске их за
пределы таможенной территории государства.
Применяются крайне редко отдельными
странами, обычно в случае больших различий
в уровне внутренних регулируемых цен
и свободных цен мирового рынка на отдельные
товары, и имеют целью сократить экспорт
и пополнить бюджет;
в) транзитные - пошлины, которые накладываются
на товары, перевозимые транзитом через
территорию данной страны.
В зависимости от формы начисления
различают адвалорные (начисляются в процентах
к таможенной стоимости облагаемых товаров),
специфические (ставки устанавливаются
в абсолютном выражении за единицу облагаемого
товара и комбинированные (сочетание первых
двух видов) таможенные пошлины.
а) адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному
налогу на продажу и применяются обычно
при обложении товаров, которые имеют
качественные различные характеристики
в рамках одной товарной группы. Сильной
стороной адвалорных пошлин является
то, что они поддерживают одинаковый уровень
защиты внутреннего рынка независимо
от колебания цен на товар, изменяются
лишь доходы бюджета. Например, если пошлина
составляет 20% цены товара, то при цене
товара 200 долларов, доходы бюджета составят
40 долларов. При увеличении цены товара
до 300 долларов доходы бюджета возрастут
до 60 долларов, при падении цены товара
до 100 долларов доходы сократятся до 20
долларов. Но независимо от цены адвалорная
пошлина повышает цену импортного товара
на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин
является то, что они предусматривают
необходимость таможенной оценки стоимости
товара для целей обложения пошлиной.
Поскольку цена товара может колебаться
под воздействием многочисленных экономических
(обменный курс, процентная ставка и прочие)
и административных (таможенное регулирование)
факторов, применение адвалорных пошлин
связано с субъективностью оценок, что
оставляет место злоупотреблениям;
б)специфические пошлины обычно накладываются
на стандартизованные товары и имеют неоспоримое
преимущество, поскольку просты в администрировании
и в большинстве случаев не оставляют
свободы для злоупотреблений. Однако уровень
таможенной защиты с помощью специфических
пошлин сильно зависит от колебания цен
на товары. Например, специфическая пошлина
в 1000 долларов за один импортный автомобиль
значительно сильнее ограничивает импорт
автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку
составляет 12,5% его цены, чем автомобиля
ценой 12000 долларов, поскольку составляет
всего 8,3% его цены. В результате, когда
импортные цены возрастают, уровень защиты
внутреннего рынка с помощью специфического
тарифа падает. Но, с другой стороны, во
время экономического спада и падения
импортных цен специфический тариф увеличивает
уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения таможенные
пошлины делятся на импортные, экспортные,
транзитные.
а) импортные - пошлины, которые накладываются
на импортные товары при выпуске их для
свободного обращения на внутренней рынке
страны. Являются преобладающей формой
пошлин, применяемой всеми странами мира
для защиты национальных производителей
от иностранной конкуренции;
б) экспортные - пошлины, которые накладываются
на экспортные товары при выпуске их за
пределы таможенной территории государства.
Применяются крайне редко отдельными
странами, обычно в случае больших различий
в уровне внутренних регулируемых цен
и свободных цен мирового рынка на отдельные
товары, и имеют целью сократить экспорт
и пополнить бюджет;
в) транзитные - пошлины, которые накладываются
на товары, перевозимые транзитом через
территорию данной страны. Встречаются
крайне редко и используются преимущественно
как средство торговой войны .
По характеру таможенные пошлины делятся
на сезонные, антидемпинговые, компенсационные.
а) сезонные - пошлины, которые применяются
для оперативного регулирования международной
торговли продукцией сезонного характера,
прежде всего сельскохозяйственной. Обычно
срок их действия не может превышать несколько
месяцев в год, и на этот период действия
обычного таможенного тарифа по этим товарам
приостанавливается;
б) антидемпинговые - пошлины, которые
применяются в случае ввоза на территорию
страны товаров по цене более низкой, чем
их нормальная цена в экспортирующей стране,
если такой импорт наносит ущерб местным
производителям подобных товаров либо
препятствует организации и расширению
национального производства таких товаров;
в) компенсационные - пошлины, накладываемые
на импорт тех товаров, при производстве
которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если их импорт наносит ущерб
национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются
страной либо в одностороннем порядке
в чисто защитных целях от попыток недобросовестной
конкуренции со стороны ее торговых партнеров,
либо как ответная мера на дискриминационные
и иные действия, ущемляющие интересы
страны, со стороны других государств
и их союзов. Введению особых пошлин обычно
предшествует расследование, проводимое
по поручению правительства или парламента,
конкретных случаев злоупотреблений положением
на рынке со стороны торговых партнеров.
В процессе расследования проводятся
двусторонние переговоры, определяются
позиции, рассматриваются возможные объяснения
возникшей ситуации и предпринимаются
другие попытки решить разногласия политическим
путем.
Введение особой пошлины обычно становится
крайним средством, к которому прибегают
страны, когда все остальные способы урегулирования
торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению таможенные пошлины
делятся на автономные, конвенционные
(договорные), преференциальные.
а) автономные - пошлины, вводимые на основании
односторонних решений органов государственной
власти страны;
б) конвенционные (договорные) - пошлины,
устанавливаемые на базе двустороннего
или многостороннего соглашения, такое
как Генеральное соглашение о тарифах
и торговле, или соглашение о таможенном
союзе;
в) преференциальные - пошлины, имеющие
более низкие ставки по сравнению с обычно
действующим таможенным тарифом, которые
накладываются на основе многосторонних
соглашений на товары, происходящие из
развивающихся стран. Цель преференциальных
пошлин - поддержать экономическое развитие
этих стран за счет расширения их экспорта.
Таможенные сборы.
Сверх таможенных пошлин
таможня взимает таможенные сборы, являющиеся
сборами за сохранность и складирование
товаров, марочный, санитарный сбор и др.
К таможенным сборам относятся, в частности,
статистический, марочный, лицензионный,
бандерольный таможенные сборы, сборы
за пломбирование, штемпелирование, складирование
и сохранность и др. В таможенные сборы
включается также стоимость таможенных
процедур, которая взимается при совершении
таможенными органами операций по разрешению
перемещения товара через границу.
Таможенные платежи
уплачиваются до принятия или одновременно
с принятием таможенной декларации.
Таможенный тариф.
С таможенными пошлинами связан
таможенный тариф. Таможенные тарифы
как инструмент торговой политики используются
с начала ХVIII в. Несмотря на многократное
снижение пошлин, проведенное после Второй
мировой войны, таможенные тарифы играют
существенную роль в регулировании современной
внешней торговли, воздействуя на объем
и структуру импорта.
Таможенный тариф - нормативный документ,
содержащий систематизированный перечень
товаров с указанием ставок таможенных
пошлин, взимаемых при перемещении товаров
через границу.
Таможенный тариф состоит из:
- таможенных пошлин,
их ставок и видов;
- системы группировки
товаров;
- таможенной стоимости
товаров и методов её определения;
- тарифных льгот, преференций
и привилегий.
Функции таможенного
тарифа.
1. Таможенный тариф
способствует удорожанию ввозимых товаров
и защищает отечественных поставщиков
аналогичных или взаимозаменяемых товаров
от чрезмерной иностранной конкуренции
на внутреннем рынке. Это особенно важно,
когда значительный импорт ограничивает
возможности сбыта продукции национальных
предприятий настолько, что грозит им
банкротством и потерей в стране рабочих
мест. Потребность в защите отечественного
товаропроизводителя связана с тем, что
на мировом рынке в силу ряда причин существуют
поставщики товаров более конкурентоспособные,
чем отечественные производители.
2. Взимаемые пошлины
таможенного тарифа служат одним из источников
поступлений финансовых средств в государственный
бюджет. Однако мировой опыт свидетельствует
о том, что по мере экономического развития
страны роль импортных пошлин в качестве
источника пополнения государствённых
доходов снижается. Так, в США импортные
пошлины в конце ХIХ в. давали около 50% всех
поступлений в бюджет, а в настоящее время
соответствующая доля пошлин не превышает
1,5%. Аналогичное сокращение величины пошлин
в доходах бюджета происходило и в большинстве
других промышленно развитых стран. Это
не исключает сохранения на отдельные
товары в указанных странах высоких пошлин,
продиктованных фискальными соображениями.
В развивающихся государствах, даже в
экономически сравнительно развитых,
поступления от импортных таможенных
пошлин составляют до 8—15% общей суммы
доходной части бюджета.
З. Импортный тариф
является инструментом сбалансирования
торгового и платежного баланса страны.
4. На основе взаимности
в процессе двусторонних, региональных
и многосторонних переговоров импортный
тариф позволяет добиваться снижения
пошлин в странах — торговых партнерах.
Возможно также использовать тариф как
средство противодействия дискриминационным
акциям других стран (лишать тарифных
преференций или пониженных ставок пошлин,
применяемых к странам, на которые распространяется
режим наибольшего благоприятствования).
С точки зрения отмеченной торгово-политической
функции импортного тарифа высокий уровень
пошлин усиливает эффективность таких
переговоров, тогда как низкий уровень
— ослабляет ее.
5. Импортный тариф
дает возможность повышать конкурентоспособность
отечественных производителей и экспортеров
и тем самым стимулировать их деятельность
путем установления беспошлинного или
льготного режима в отношении пошлин при
ввозе материалов и оборудования для изготовления
продукции, предназначенной к вывозу в
другие страны.
6. Таможенный тариф
во многих странах используется как инструмент,
обеспечивающий строгий государственный
контроль за прохождением грузов через
границу. Даже невысокая ставка пошлины
требует от таможенной службы точной идентификации
товара, тщательного подсчета его количества
и стоимости для оформления документов,
необходимых для таможенного оформления
и оплаты пошлин и налогов.
Перечисленные функции
таможенный тариф выполняет во всех странах
с помощью комплекса средств. Основным
среди них является пошлина, делающая
импортный товар менее конкурентоспособным
и тем самым ограничивающая его ввоз на
внутренний рынок.
Вспомогательными средствами являются:
1) разный уровень пошлин,
применяемый в отношении отдельных стран
(преференции) или в определенное время
года (последнее обычно применяется в
отношении ряда продуктов сельского хозяйства
и морского промысла);
2)метод оценки стоимости
товара в таможенных целях, от которого
зависит размер пошлины;
3) правила, устанавливающие
происхождение товара (для получения тарифных
льгот).
Заключение
В данной работе мною была рассмотрена
тема о таможенных пошлинах, таможенных
тарифах и таможенных сборах. Исходя из
текста работы, нам становится понятно,
что таможенная политика государства
играет решающую роль во внешнеэкономических
отношениях. Основная задача государства
в области международной торговли – помочь
экспортёрам вывезти как можно больше
своей продукции, сделав их товары более
конкурентными на мировом рынке и ограничить
импорт, сделав иностранные товары менее
конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Таможенная политика в последние годы
стала одним из ключевых элементов государственного
регулирования экономики. Она является
своего рода узлом, в котором сплетаются
интересы национального хозяйства и внешней
торговли. Устанавливая различные ставки
пошлин, можно способствовать насыщению
внутреннего рынка или, наоборот, защитить
отечественного товаропроизводителя.
Вводя новые таможенные режимы, можно
привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя
таможенные процедуры и отменяя необоснованные
льготы, - привлекать дополнительные миллиарды
рублей в федеральный бюджет. В современных
отношениях таможенная служба играет
определяющую роль в развитии рыночных
отношений, защите государственного суверенитета
и экономической безопасности страны,
активизации связей национальной экономики
с мировым хозяйством, обеспечении защиты
прав граждан, хозяйствующих субъектов
и государственных органов.
Основными элементами таможенной политики,
как мы уже выяснили, являются таможенные
пошлины, таможенные тарифы и таможенные
сборы. В своей работе я дала определения
вышеперечисленным элементам. Также я
охарактеризовала каждый из элементов
и дала подробное описание функций и характеристик.
Список используемой литературы:
1) Киреев А.П. Международная экономика.
Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204.
2) Основы таможенного дела: Учебник / Под
общ. Ред. В.Г. Драганова. Ї М., 1998.
3) Ценообразование. Тарасов
В. И. ,2005
4) Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные
экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 1995