Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:19, курсовая работа
Цель работы – описать торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.
Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.
В первом разделе рассматриваются вопросы истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Введение 3
Глава 1История России и СНГ…………………………………………………...5
1.1 История создания СНГ………………………………………………………5
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией 9
Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11
2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ 11
2.2 Проблемы и перспективы взаимоотношений России и СНГ в торгово-экономической сфере 18
Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26
Заключение 29
Список литературы 33
Введение 3
Глава 1История России и СНГ…………………………………………………...5
1.1 История
создания СНГ………………………………………………
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией 9
Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11
2.1 Динамика
торгово-экономических связей
2.2 Проблемы
и перспективы взаимоотношений
России и СНГ в торгово-
Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26
Заключение 29
Список литературы 33
Введение
Актуальность
данной работы вызвана тем, что страны
Содружества независимых
В современных условиях динамичное развитие торгово-экономических взаимоотношений России со странами-участницами СНГ приобретает особую значимость, определяя в значительной степени ее геополитические позиции как на постсоветском, так и на евразийском пространстве, а также в мире в целом. Эти отношения претерпели существенные изменения с момента распада СССР. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует долгосрочных политических и экономических инициатив решений, и, в первую очередь, должного осмысления реальных экономических перспектив Содружества как целого. Для этого требуется разработка, в частности, комплексной стратегии развития торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принятие обоснованных решений по самому широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия .
Объект исследования – торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами, входящими в СНГ.
Предмет
исследования – история, сущность,
проблемы и перспективы развития
экономических отношений России
со странами-участниками СНГ и
формирование более совершенного и
взаимовыгодного механизма
Цель
работы – описать торгово-
Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.
В первом
разделе рассматриваются
Во втором разделе проводится анализ различных показателей, характеризующих степень эффективности взаимной торговли, а также объём и динамика внешнеторгового оборота. Также дается оценка взаимозависимости стран СНГ; выявляются экономические интересы нашей страны в СНГ.
В третьем разделе освещаются формы торгово-экономических отношений России со странами, входящими в СНГ.
Глава 1 История России и СНГ
1.1 История создания СНГ
Первоначально
в СНГ преобладал упрощенный подход
к развитию экономического сотрудничества,
сводившийся к поддержанию
рода была достигнута главами правительств СНГ в январе 1992 г. Однако данные соглашения оказались неэффективными и на практике выполнялись редко .
При дефиците товаров происходило сокращение
взаимного
товарооборота внутри СНГ, а поставки
преимущественно
начавшейся приватизации радикально изменилась структура экономических интересов стран, входящих в СНГ. Соглашения, подписанные в 1993 г.,
уже основывались на принципах свободной торговли, при этом
существенно расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих стран.
В середине 1993 г., в ситуации окончательного распада рублевой
зоны, стал очевидным и полный распад единого экономического пространства бывшего СССР, выразившийся, в частности, в резком снижении
товарооборота
между странами-участниками
1993 г.
Договор об экономическом
вободной торговли, на втором этапе – создание таможенного и платежного союзов, на третьем – создание общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном - валютный союз.
Обозначенные в договоре цели в реальности оказались нереализованными, хотя с 1994 г. было подписано множество соглашений, входящих в концепцию Содружества. Проблемой являлось не только (и даже не столько) систематическое невыполнение подписанных сторонами соглашений, но также все нарастающая дифференциация экономических интересов стран Содружества, несовместимость их экономической
политики и законодательства, стремление диверсифицировать торгово-экономические связи с третьими странами. К тому же зачастую практика торгово-экономического сотрудничества в СНГ во многом сводилась к обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом воссоздания
старых экономических связей, существовавших в СССР, что на
практике
приводило лишь к дальнейшей консервации
советских торгово-
Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической интеграции хотя бы при более узком составе ее участников состоялась в 1996 г.
Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Соглашения о таможенном союзе они же подписали при участии
Кыргызстана уже четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, центральным звеном
которого являлось формирование таможенного союза. 2 апреля 1996 г.
был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который в мае 1997 г. был преобразован в Договор о союзе этих двух с
тран .
Но, ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз
России и Беларуси так и не привели пока к заметному успеху. Если в 1996 г. происходил рост взаимной торговли стран - участниц четырехстороннего соглашения свыше чем на 20%, то уже в 1997 г. спад взаимного
товарообмена на фоне устойчивого роста внешней торговли стран
СНГ с различными третьими государствами уже отчетливо проявился в качестве устойчивой тенденции.
В действительности же и в этих более узких объединениях большая
часть даже ближайших целей так и не была достигнута. Если Россия и Белоруссия сколь-нибудь продвинулись по пути формирования
общего таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться еще в 1998 г.,
так и остановилась на этапе согласования тарифной политики.
Начатые странами «четверки» отдельно друг от друга переговоры о
вступлении в ВТО еще более осложнили и сделали малоперспективной
эту работу. А с расширением этой группы после вступления
в нее Таджикистана в 1999 г. шансов на достижение заявленных целей фактически не осталось .
О нарастающем
расхождении экономических
СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки согласовать в 1996 - 1997 гг. общую концепцию дальнейших шагов по интеграции.
Критическая дискуссия в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по сути к отказу или как минимум замораживанию процесса
формирования таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической интеграции ограничились менее амбициозными
планами по формированию зоны свободной торговли в условиях
дальнейшей дифференциации экономических интересов стран
Содружества .
СССР, задолго
до создания Европейского союза, отвечал
критериям регионального
Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик,
входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после
распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 гг. 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле,
которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями. В 1993-1994 гг. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.
Экономическое сотрудничество с входящими в
Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 гг.) оказали различия в
стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.
В этот период
в странах СНГ преобладали
собственные национальные интересы,
приведшие к существенному
В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более
чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.
Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по
развитию интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, позволили
обеспечить некоторую стабилизацию экономических отношений этих государств.
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией
На дальнейшем
развитии сотрудничества России со странами
СНГ в 2000-2002 гг. преимущественное влияние
оказала благоприятная
образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно
успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских республик, СНГ так и не стало эффективно действующим
интеграционным объединением. В торгово-экономической сфере далее режима свободной торговли с существенными ограничениями продвинуться
не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд
попыток его реформирования, продолжает представлять собой полувиртуальное интеграционное объединение со сложной и плохо управляемой бюрократической структурой.
Длительное существование Советского государства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших в
нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше,
чем у стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене
продукцией положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и
Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали.
Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства
промышленной продукции в России вызван разрушением
сложившихся традиционных кооперационных связей. Сложившееся
состояние
экономики обусловливает
Информация о работе Торгово-экономические отношения россии и стран снг