Торгово-экономические отношения россии и стран снг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – описать торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и стран, входящих в СНГ.
Задачи работы состоят в раскрытии следующих пунктов:
Структура курсовой работы состоит из следующих разделов.
В первом разделе рассматриваются вопросы истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содержание

Введение 3
Глава 1История России и СНГ…………………………………………………...5
1.1 История создания СНГ………………………………………………………5
1.2 История создания взаимоотношений СНГ с Россией 9
Глава 2 Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11
2.1 Динамика торгово-экономических связей между Россией и СНГ 11
2.2 Проблемы и перспективы взаимоотношений России и СНГ в торгово-экономической сфере 18
Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26
Заключение 29
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

таможка.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

 

                                                                         Оглавление

Введение 3

Глава 1История  России и СНГ…………………………………………………...5

1.1 История  создания СНГ………………………………………………………5

1.2 История  создания взаимоотношений СНГ  с Россией 9

Глава 2  Торгово-экономичекие связи России и СНГ……………………….11

2.1 Динамика  торгово-экономических связей между  Россией и СНГ 11

2.2 Проблемы  и перспективы взаимоотношений  России и СНГ в торгово-экономической  сфере 18

Глава 3 Формы экономический отношений …………………………………….26

Заключение 29

Список  литературы 33

 

Введение

Актуальность  данной работы вызвана тем, что страны Содружества независимых государств (СНГ) являются не только одними из ближайших  географически торгово-экономических  партнеров России, но также тесно  связаны десятками лет общей  истории в составе СССР, что  не могло не отложить серьезный отпечаток  на все аспекты экономического сотрудничества, товарооборота и т.п. Поэтому необходимо ясно представлять себе взаимоотношения  России с республиками бывшего СССР (кроме прибалтийских государств), которые в настоящее время оформлены в рамках СНГ. Содружество является состоявшейся экономической организацией, в которой происходит собственная экономическая политика, с учетом договорных обязательств с другими странами-участниками СНГ.

В современных  условиях динамичное развитие торгово-экономических  взаимоотношений России со странами-участницами  СНГ приобретает особую значимость, определяя в значительной степени  ее геополитические позиции как на постсоветском, так и на евразийском пространстве, а также в мире в целом. Эти отношения претерпели существенные изменения с момента распада СССР. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует долгосрочных политических и экономических инициатив решений, и, в первую очередь, должного осмысления реальных экономических перспектив Содружества как целого. Для этого требуется разработка, в частности, комплексной стратегии развития торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принятие обоснованных решений по самому широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия .

Объект  исследования – торгово-экономические  отношения Российской Федерации  со странами, входящими в СНГ.

Предмет исследования – история, сущность, проблемы и перспективы развития экономических отношений России со странами-участниками СНГ и  формирование более совершенного и  взаимовыгодного механизма торгово-экономического взаимодействия в рамках Содружества.

Цель  работы – описать торгово-экономические  взаимоотношения Российской Федерации  и стран, входящих в СНГ.

Задачи  работы состоят в раскрытии следующих  пунктов:

Структура курсовой работы состоит из следующих  разделов.

В первом разделе рассматриваются вопросы  истории возникновения СНГ, развития экономического сотрудничества между  бывшими социалистическими республиками, сводившиеся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей; возникновения  интеграционных процессов на постсоветском  пространстве.

Во втором разделе проводится анализ различных  показателей, характеризующих степень  эффективности взаимной торговли, а  также объём и динамика внешнеторгового  оборота. Также дается оценка взаимозависимости  стран СНГ; выявляются экономические  интересы нашей страны в СНГ.

В третьем  разделе освещаются формы  торгово-экономических  отношений России со странами, входящими  в СНГ.

 

Глава 1 История России и СНГ

1.1 История  создания СНГ 

Первоначально в СНГ преобладал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию доставшихся  от СССР внутрихозяйственных связей. В 1992 г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретные поставки необходимой  продукции и оказания необходимых  услуг. Впервые договоренность такого

рода  была достигнута главами правительств СНГ в январе 1992 г. Однако данные соглашения оказались неэффективными и на практике выполнялись редко .

При дефиците товаров происходило сокращение

взаимного товарооборота внутри СНГ, а поставки преимущественно ориентировались  на внутреннее потребление. При этом заметно вырос валютный экспорт  сырья. В условиях либерализации  цен и 

начавшейся  приватизации радикально изменилась структура  экономических интересов стран, входящих в СНГ. Соглашения, подписанные  в 1993 г.,

уже основывались на принципах свободной торговли, при этом

существенно расширилась свобода выбора тарифной политики в отношении третьих  стран.

В середине 1993 г., в ситуации окончательного распада  рублевой

зоны, стал очевидным и полный распад единого  экономического пространства бывшего  СССР, выразившийся, в частности, в  резком снижении

товарооборота между странами-участниками СНГ. Основу новой парадигмы экономической  интеграции стран СНГ составил заключенный  в сентябре

1993 г.  Договор об экономическом союзе  стран СНГ. Им не учреждался  экономический союз, а лишь утверждалась  концепция его поэтапного формирования. На первоначальном этапе предстояло  создание зоны с

вободной торговли, на втором этапе – создание таможенного и платежного союзов, на третьем – создание общего рынка товаров, капитала и рабочей силы, а на заключительном - валютный союз.

Обозначенные  в договоре цели в реальности оказались  нереализованными, хотя с 1994 г. было подписано  множество соглашений, входящих в  концепцию Содружества. Проблемой  являлось не только (и даже не столько) систематическое невыполнение подписанных  сторонами соглашений, но также все  нарастающая дифференциация экономических  интересов стран Содружества, несовместимость  их экономической 

политики  и законодательства, стремление диверсифицировать  торгово-экономические связи с  третьими странами. К тому же зачастую практика торгово-экономического сотрудничества в СНГ во многом сводилась к  обмену неконкурентоспособными товарами под лозунгом воссоздания 

старых  экономических связей, существовавших в СССР, что на

практике  приводило лишь к дальнейшей консервации  советских торгово-экономических  принципов.

Попытка вдохнуть новую жизнь в идею экономической  интеграции хотя бы при более узком  составе ее участников состоялась в 1996 г.

Вслед за подписанием 29 марта 1996 г. Россией, Белоруссией  и Казахстаном Соглашения о таможенном союзе они же подписали при  участии 

Кыргызстана уже четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической  и гуманитарной областях, центральным  звеном

которого  являлось формирование таможенного  союза. 2 апреля 1996 г.

был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, который в  мае 1997 г. был преобразован в Договор  о союзе этих двух с

тран .

Но, ни четырехстороннее соглашение, ни двусторонний союз

России  и Беларуси так и не привели  пока к заметному успеху. Если в 1996 г. происходил рост взаимной торговли стран - участниц четырехстороннего  соглашения свыше чем на 20%, то уже  в 1997 г. спад взаимного 

товарообмена  на фоне устойчивого роста внешней  торговли стран 

СНГ с  различными третьими государствами  уже отчетливо проявился в  качестве устойчивой тенденции.

В действительности же и в этих более узких объединениях большая

часть даже ближайших целей так и не была достигнута. Если Россия и Белоруссия сколь-нибудь продвинулись по пути формирования

общего  таможенного пространства, то в рамках «четверки» работа над его созданием, которая должна была завершиться  еще в 1998 г.,

так и  остановилась на этапе согласования тарифной политики.

Начатые странами «четверки» отдельно друг от друга переговоры о 

вступлении в ВТО еще более осложнили и сделали малоперспективной

эту работу. А с расширением этой группы после  вступления

в нее  Таджикистана в 1999 г. шансов на достижение заявленных целей фактически не осталось .

О нарастающем  расхождении экономических интересов  стран 

СНГ красноречиво говорят и безуспешные попытки  согласовать в 1996 - 1997 гг. общую концепцию  дальнейших шагов по интеграции.

Критическая дискуссия в Кишиневе 22 октября 1997 г. привела поэтому по сути к отказу или как минимум замораживанию процесса

формирования  таможенного союза стран СНГ. Задачи же в области экономической  интеграции ограничились менее амбициозными

планами по формированию зоны свободной торговли в условиях

дальнейшей  дифференциации экономических интересов  стран 

Содружества .

СССР, задолго  до создания Европейского союза, отвечал  критериям регионального интеграционного  объединения. В СССР существовали зона свободной торговли, таможенный союз и единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей  силы). И это не считая того, что  фактически были единые рынки, наднациональные  органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая  политики, общая валюта.

Но разрушение Советского Союза, дезинтеграция республик,

входивших в его состав, совпали по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза. Сразу после

распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-1993 гг. 12 стран подписали между собой  двусторонние соглашения о свободной  торговле,

которые провозгласили на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с  минимальными изъятиями. В 1993-1994 гг. были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер, могли привести к  созданию на территории всех стран - членов СНГ Таможенного союза.

Экономическое сотрудничество с входящими в

Содружество Независимых Государств странами развивалось неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 гг.) оказали различия в

стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.

В этот период в странах СНГ преобладали  собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья.

В результате при сокращении в этот период суммарного ВВП стран СНГ почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более

чем в 6 раз, составив в 1994 г. (по данным Государственного таможенного комитета России) 24,4 млрд. долл.

Предпринятые  в рамках СНГ в 1995-1997 гг. меры по

развитию  интеграционных процессов, связанные  с началом формирования более  свободных режимов торговли стран  СНГ, позволили 

обеспечить  некоторую стабилизацию экономических  отношений этих государств.

 

1.2 История  создания взаимоотношений СНГ  с Россией

На дальнейшем развитии сотрудничества России со странами СНГ в 2000-2002 гг. преимущественное влияние  оказала благоприятная конъюнктура  мирового рынка, особенно энергетического . Однако, заполнив

образовавшийся  вакуум на постсоветском пространстве и достаточно

успешно решив задачу «цивилизованного развода» бывших советских республик, СНГ  так и не стало эффективно действующим 

интеграционным  объединением. В торгово-экономической  сфере далее режима свободной  торговли с существенными ограничениями  продвинуться

не удалось. В настоящее время СНГ, несмотря на ряд 

попыток его реформирования, продолжает представлять собой полувиртуальное интеграционное объединение со сложной и плохо управляемой бюрократической структурой.

Длительное  существование Советского государства  способствовало глубокой экономической  взаимозависимости входивших в

нее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше,

чем у  стран, входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене

продукцией  положительное сальдо имели Россия, Азербайджан и 

Туркмения. Остальные республики больше получали, чем отдавали.

Распад  СССР сопровождался резким спадом экономики  во всех постсоветских республиках. Спад почти на 30% объемов производства

промышленной  продукции в России вызван разрушением

сложившихся традиционных кооперационных связей. Сложившееся 

состояние экономики обусловливает необходимость  реинтеграции стран СНГ на новой экономической и политической основе.

Информация о работе Торгово-экономические отношения россии и стран снг