Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:37, реферат
Казахстан является бывшей республикой СССР, и также как в Украине его производительные силы имеют две экономические оценки: в условиях планово-централизованной экономики, в условиях рыночного реформирования. Оценка и анализ производительных сил в переходный период затруднены по нескольким причинам: процесс еще далеко не закончен и тенденции, объективный экономический уровень показателей еще не сформированы и будут значительно меняться; на сегодняшнее состояние экономики Казахстана, как и Украины, оказывают влияние в большей степени субъективные факторы чем объективные.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Промышленность Республики Беларусь………………………………5
Глава 2. Промышленность Республики Казахстан……………………………13
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..24
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Промышленность Республики Беларусь………………………………5
Глава 2. Промышленность Республики Казахстан……………………………13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..24
Введение
Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. К началу следующего столетия торговать с внешним миром будет так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля станет определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран. Республика Беларусь — это независимое государство, имеющее свою экономическую, политическую и юридическую самостоятельность. В силу этого для белорусов пришла пора строже судить о том, как государство богатеет и чем живёт. Одна из проблем современности Республики Беларусь — это проблема национальной экономики. Современное состояние экономики Республики Беларусь можно охарактеризовать как кризис: падение подъёма производства, инфляция, разбалансированность потребительского рынка, снижение жизненного уровня людей. Такая ситуация наблюдается в промышленности, в сельском хозяйстве. Эти беды усугубляются Чернобыльской катастрофой, которая вывела из строя 1/5 часть сельскохозяйственной территории. В этом отношении необходимо переориентация промышленности на более полное удовлетворение потребности населения, на материалоёмкие и энергоёмкие производства, на экологизированные виды деятельности, значительное повышение самообеспечения страны продукцией. Перед Республикой Беларусь сегодня стоит довольно сложная проблема: интеграция в Европу (это откроет ей прямой доступ к экономически развитым странам, к европейскому рынку, политике, культуре). Чтобы интегрировать в Европу, чтобы найти достойное место на западных рынках требуются длительные и напряжённые усилия. Это процесс не одного года. Сегодня предполагается реконструкция старых и создание новых транспортных и телекоммуникационных сетей, их ориентация на Польшу, Европу и государства Балтии. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь — это важный фактор экономической стабилизации и развития страны.
Казахстан является
бывшей республикой СССР, и также
как в Украине его
ГЛАВА 1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Промышленность Республики Беларусь представлена:
В основном эти отрасли ориентированы на выпуск готовой продукции. Промышленность строительных материалов, лесная, деревообрабатывающая и пищевая отрасли, как правило, используют местные ресурсы. Предприятия машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетики, топливной и легкой промышленности, интегрированные в экономику стран бывшего СССР, работают на привозных материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсах. Каковы же основные направления и приоритеты экономического развития по отраслям и межотраслевым промышленным комплексам? Важнейшей структурной составляющей народного хозяйства Беларуси является топливно-энергетический комплекс. Он включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей. На долю ТЭК приходится 32,4 % всех капитальных вложений в промышленность, шестая часть основных производственных фондов, 15,3 % всей промышленной продукции. Ядром топливно-энергетического комплекса является электроэнергетика, которая насчитывает 22 крупные электростанции суммарной мощностью 7,3 млн. кВт. Выработка электроэнергии собственными электростанциями в 1997 г. достигла 26,1 млрд. кВт/ч, что составило около 78 % потребностей страны. Важнейшей проблемой энергосистемы является устаревание активного оборудования электростанций. Почти 60 % его выработало свой ресурс, и в ближайшие годы потребуется крупномасштабное техническое перевооружение электростанций. В последнее время в энергосистеме внедрена многоуровневая автоматизированная система диспетчерского управления на базе ЭВМ, созданы оперативные информационно-управляющие комплексы. Линии электропередач и оборудования оснащены устройствами релейной защиты и противоаварийной автоматики. Топливная промышленность Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Их мощности в последнее время позволяют перерабатывать около 25 млн. тонн нефти ежегодно. В республике функционируют 42 торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятия, на которых работает около 11 тыс. человек. Ими ежегодно добывается 3 млн. тонн торфа, в том числе 2,8 млн. тонн используется для производства торфяных брикетов и 0,2 млн. тонн– для приготовления торфяных питательных смесей и отправки на экспорт. Станкостроительная промышленность включает предприятия и организации, производящие технологическое оборудование – металлорежущие и деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовые машины, автоматические линии для металлообработки и сборки, обрабатывающие центры, технологическую оснастку и инструмент. Машиностроительный комплекс страны состоит из 34 подотраслей включающих в себя свыше 600 предприятий. Наибольший удельный вес занимает автомобильная промышленность, где в последние годы созданы новые виды автомобилей МАЗ, БелАЗ, расширена номенклатура моделей под конкретного заказчика, модернизированы мощности по производству малотоннажных автомобилей, создано производство автобусов и легковых автомобилей. На территории России и других стран СНГ белорусскими автомобильными предприятиями созданы торговые дома и центры технического обслуживания для продажи и организации сервисного осмотра и ремонта техники в период эксплуатации. Производственное объединение "Минский тракторный завод" производит 22 модели универсальных промышленных тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и мини-тракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных, погрузочных, лесообрабатывающих и шахтных. Кроме того, в объединении организуется производство сельхозмашин. На Сморгонском агрегатном заводе, входящем в объединение ПО МТЭ, уже производятся сельхозмашины и орудия различного назначения для выпускающихся па заводе мотоблоков МТЗ-06/12 и мини-тракторов МТЗ-082. В дальнейшем намечается производство и других сельхозмашин, дефицит которых ощущается в Беларуси. На Минском моторном заводе налажено производство особо мощных двигателей для автомобильных заводов Беларуси и России. На Гомельском заводе пусковых двигателей предполагается модернизация мощностей по производству малогабаритных двигателей 10—16 и 16— 18 л.с., пользующихся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках. На Минском мотовелозаводе освоен выпуск новой, усовершенствованной продукции, в том числе детских двухколесных и трехколесных велосипедов, грузовых велосипедов, а также многоскоростных велосипедов высокого класса типа "Горный", мотовелосипедов "Кроха" и электровелосипедов. Будет также осваиваться выпуск мотоциклов "Риал" для спортивных соревнований и грузового трехколесного мотоцикла с кузовом. Намечено производство нескольких модификаций инвалидных колясок для больных с нарушениями опорно-двигательных функций. Все эти, казалось бы, хорошие начинания омрачены тем фактом, что в республике именно таким, "избранным" предприятиям созданы тепличные условия развития, другие же вынуждены воевать с армией чиновников, и "непониманием" властей, которые видят в любом предприятии лишь источник для подпитки госбюджета. Промышленный потенциал наукоемких подотраслей машиностроения – радиоэлектронной и приборостроительной промышленности – представляет собой комплекс предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Созданные когда-то в рамках военно-промышленного комплекса СССР, эти подотрасли сохраняют производство на мировом технологическом уровне, однако, в условиях отсутствия спроса на их продукцию, вынуждены черпать бюджетные средства. Но всё же есть исключения: новые конкурентоспособные производства в электронной и оптико-механической промышленности, возникшие в процессе конверсии, например "Интеграл" и т. д. В рамках совместных с Россией программ разрабатывается и осваивается выпуск оптико-механического и контрольно-измерительного оборудования. Качественное обновление технологий и действующего оборудования повышает конкурентоспособность отраслей и их экспортный потенциал. Химическая и нефтехимическая промышленность производит более 14,5% всей промышленной продукции. Это одна из отраслей промышленности, которая сейчас довольно неплохо развивается. На 77 предприятиях, состоящих на самостоятельном балансе, занято около 9,5 % промышленно-производственного персонала. Производственные фонды в стоимости основных производственно-промышленных фондов (ОППФ) промышленности составляют 21,7 %,. Крупнейшие производственные предприятия и объединения специализируются на производстве калийных, азотных и фосфорных удобрений (ПО "Беларуськалий", "Азот", Гомельский химический завод), химических волокон и нитей (могилевское, гродненское, светлогорское производственные объединения "Химволокно"), полиэтилена высокого давления, акриловых волокон и продуктов органического синтеза (ПО "Полимер"), шин для грузовых, легковых и сельскохозяйственных машин (Белорусский шинный комбинат), которые производят 82,6 % продукции всей химической и нефтехимической промышленности. В страны дальнего зарубежья экспортируется более 60 % калийных удобрений, химических волокон и нитей. В структуре экспорта республики удельный вес химической продукции достигает 12 %. Доля продукции, сертифицированной по международным стандартам, составляет 5,6 %. Согласно официальной статистике, химическая и нефтехимическая промышленность вышла из кризиса. Рост производства, начавшийся в конце 1995 г., приобрел устойчивость. Темпы роста объемов промышленного производства составили в 1996 г. 107,2 %, в 1997 г. - 117,6. И цифра с каждым годом растет. Значительное место в структуре экономики Беларуси занимает легкая промышленность. В ней функционирует более 1150 предприятий и производств. В 1997 г. предприятиями отрасли было выпущено продукции на сумму 29,9 трлн. руб. (в фактически действовавших ценах), или 8,5 % общего объема промышленного производства страны.В состав Белорусского концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности "Беллегпром" входят 84 крупнейших предприятия. Ими выпускается более 85,6 % продукции легкой промышленности. На 1 января 1998 г. только 18 предприятий концерна оставались государственными. Производственные мощности по выпуску важнейших видов продукции характеризуются следующими данными Цены на товары отечественного производства на 15-28% ниже уровня мировых цен. За 1997 г. экспорт товаров легкой промышленности составил 410,4 млн. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 181,1 млн. долларов США (эти данные следует рассматривать субъективно, потому что пересчёт в доллары США вёлся не по рыночному курсу, и часть этих товаров были поставлена по завышенным ценам в счёт нашего долга России). Прирост экспорта в 1997 г. составил 22,4 %. Товары легкой промышленности Беларуси поставляются в страны дальнего зарубежья, главным образом в Германию, Италию, Голландию, США, Пакистан, Великобританию. Лесопромышленная отрасль включает 291 предприятие, имеющее статус юридического лица, больше 4 тыс. подсобных производств, состоящих на балансе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других субъектов хозяйствования, на которых занято 101,9 тыс. человек промышленно-производственного персонала. В 1997 г. основными предприятиями лесопромышленного комплекса выпущено продукции на сумму 19,8 трлн. белорусских рублей, что составило 5,6 % от общего объема продукции промышленности против 4,4 % в 1990 г. Во внутриотраслевой структуре лесопромышленного комплекса преобладает деревообрабатывающая промышленность. На ее долю приходится 61,3% общего объема продукции. Далее следуют целлюлозно-бумажная – 22,9 %, лесозаготовительная – 13,6 и лесохимическая промышленность –2,1%. В структуре деревообрабатывающей промышленности ключевую роль играет мебельное производство – 70 % объема выпуска продукции подотрасли, или 43 % объема производства отрасли в целом. В структуре экспортируемых товаров преобладают мебель (49,1 %), древесина и изделия из нее (29,9 %), бумага, картон и изделия из них (21,0 %).[1, c.67]К позитивным сдвигам в экспорте продукции лесной промышленности можно отнести увеличение поставок мебели на 129,9 млн. долларов США (в 2,2 раза) и изделий из бумаги (в основном обоев) на 22,1 млн. долларов США (28 %) за счет поставок в Российскую Федерацию. Что немаловажно это одна из отраслей промышленности, которая привлекает частный капитал, более 15% предприятий по переработке древесины –негосударственные, причём доля этих предприятий в товарообороте по отрасли приближается к 35%.В экспорте продукции отрасли в страны СНГ преобладают (95,5%) поставки готовых изделий: мебели, обоев, тары картонной, изделий деревянных строительных, древесных плит, спичек. Из общего объема экспорта продукции отрасли 81 % приходится на страны СНГ, в том числе около 70 – на Россию и 19%—на государства дальнего зарубежья. Однако, в этой отрасли сильно государственное регулирование, до тех пор, пока предприятия не будут управляться посредством рынка, ни о каком реальном росте и говорить не приходиться, например: "программой развития экспорта лесопродукции до 2000 г., одобренной правительством республики 22 октября 1997 г., предусматривается реализовать два крупных инвестиционных проекта. В ОАО "Борисовский" ДОК" намечено создание производства древесноволокнистых плит средней плотности мощностью 30 тыс. м2 в год, из них половина пойдет на экспорт, а вторая половина будет использована в мебельной промышленности, что позволит существенно повысить конкурентоспособность отечественной мебели. В объединении "Пинскдрев" предусматривается освоить выпуск большеформатной фанеры, отвечающей требованиям Евростандарта. Мощность цеха 30 тыс. м2 в год, из них две трети продукции предполагается экспортировать в государства дальнего зарубежья". [3, c.159] Хотя уже существуют частные предприятия которые выпускают подобную продукцию. Доказано на практике, что любая система гос планирования не в состоянии обеспечить приемлемого роста в промышленности, плохо, что этого ещё не поняли наши "правители". Свыше 150 видов изделий производится предприятиями промышленности строительных материалов и конструкций. Среди них – цемент, стеновые и кровельные материалы, санитарно-технические изделия и др. Более 20 % выпускаемых изделий и конструкций экспортируется. Производство оборудования и оснастки для выпуска строительных материалов сосредоточено на могилевском заводе "Строммашина", гомельском заводе "Стромавтолиния" и в минском объединении "Строммаш".В отрасли ведется работа по модернизации предприятий, расширению ассортимента, повышению качества и конкурентоспособности продукции. В 1997 г. прирост объемов продукции отрасли к уровню 1996г. достиг 28,1 %, товаров народного потребления – 18, производительности труда -24,1%. В Беларуси действует один из лучших в СНГ заводов легких металлических конструкций (г. Молодечно). Оснащенное высокопроизводительным оборудованием предприятие выпускает комплекты легких металлоконструкций для строительства гражданских и производственных зданий. Завод освоил выпуск пространственных структурных покрытий, многослойных стеновых панелей с эффективными утеплителями. В большинстве отраслей промышленности страны происходят структурные преобразования, важнейшим из которых является реформирование государственной собственности. По состоянию на 1 января 1998 г. в республике реформировано 2690 государственных объектов, из которых 756 находятся в республиканской и 1934 — в коммунальной собственности. На преобразованных предприятиях занято 588 тыс. человек, или 16 70 от числа занятых в народном хозяйстве. Реформирование предприятий, находящихся в республиканской собственности, осуществляется в основном путем их преобразования в акционерные общества, а в коммунальной — путем продажи по конкурсу и на аукционах. Из общего числа реформированных на 1 января 1998 г. предприятий республиканской собственности 466 преобразованы в акционерные общества, 133 выкуплены трудовыми и арендными коллективами, 23 проданы по конкурсу и на аукционах, 134 отчуждены иными способами.
ГЛАВА 2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Промышленность
- ведущая отрасль народного
Важнейшим показателем мощного индустриального
развития Казахстана является воз-никновение
крупных промышленных узлов. Их в республике
сейчас около трёх десятков. Крупнейшие
из них - Карагандинско-Темиртауский, Чимкентско-Кентауский,
Алматинский, Усть-Каменогорский и др.
Наличие таких мощных промышленных узлов
означает, сто Ка-захстан по уровню развития
своей промышленности и её структуре вплотную
приблизился к самым передовым экономическим
районам развитых стран.
Казахстан имеет
следующие общие условия для развития своей экономики:
жизненное пространство: 2,7 млн. км2, квартиры
в новостройках, население 15-16 млн. чел., в т.ч.
60% людей с высшим и средним образованием
богатые природные ресурсы, особенно запасы руд черного
и цветного металла, нефти, газа и т.д. Следовательно,
имеет все возможности для развития промышленности
и сельского хозяйства. Фундаментом экономики
является промышленность по следующим
причинам: развитие промышленности (в
первую очередь, машиностроения, электроэнергетика,
химическая) является основой для ускорения
НТП во всем народном хозяйстве, промышленность
(особенно, тяжелая индустрия) является
фундаментом всей экономики, основой для
расширенного воспроизводства, обороноспособность
страны зависит от уровня развития промышленности,
от развития легкой и пищевой промышленности
зависит обеспеченность населения товарами
народного потребления. Работа промышленности
характеризуется количеством и качеством
выпускаемой продукции, темпами их роста.
Промышленность состоит из множества
отраслей и производств, связанных между
собой. Основные признаки отличия отраслей:
экономическое назначение продукции,
характер потребляемых материалов, техника
и технология производства, профессиональный
состав кадров.
Кроме отраслей существует понятие промышленного
комплекса, как совокупности отраслей,
выпускающих схожую (родственную) продукцию
(услуги). К ним относятся: агропромышленный
комплекс (АПК), военно-промышленный (ВПК),
машиностроительный, металлургический,
топливно-энергетический (ТЭК), строительный,
химико-лесной и др. В целом отраслевая
структура промышленности характеризует
уровень индустриального развития страны,
уровень экономической самостоятельности.
Задачей макроэкономики является изучение
динамики этой структуры. Казахстан имеет
огромный промышленный потенциал. Вместе
с тем в силу объективных и субъективный
причин структура промышленности республики
оказалась сильно деформированный и не
соответствует структуре конечных общественных
потребностей. Значителен до сих пор удельный
вес добывающих отраслей, отсутствуют
многие виды перерабатывающих отраслей
промышленности и т.д. Кроме того, идет
процесс дальнейшего их физического и
морального устаревания.
Промышленное производство в Казахстане на данный момент
не растет из-за недостаточного внутреннего
спроса и монопольного положения сырьевого
сектора. Инвестиционная активность сведена
к минимуму. Нависла угроза потери целых
отраслей промышленности (лесная, пищевая,
машиностроение). Все это ведет к полной
зависимости от мировой рыночной конъюнктуры
при не использовании потенциальных мощностей.
Разрушение сложившейся структуры экономики
идет при медленном формировании новой
и утрачиваются части национального богатства.
Таким образом, необходима структурная
перестройка экономики, целенаправленная
инвестиционная политика со стороны государства.
Не надо забывать о том, что промышленность
не только ядро, но и движущая сила развития.
Чисто монетаристская политика недолговечна,
не затрачивает основ экономики. Необходима
единая промышленная политика, утвержденная
парламентом страны. Для ее реализации
нужны инвестиции, т.к. своих средств недостаточно.
Мировой рынок инвестиций оценивается
в 150 млрд. долларов США. Хотя бы 1% от них
(1,5 млрд.), инвестированный в реальный
сектор экономики, помогло бы решить ряд
задач. Основные моменты реализации промышленной
политики: выделение для селективных приоритетных
производств бюджетных субсидий, введение
для приоритетных производств режима
ускоренной амортизации, устранение сложившейся
структурной диспропорции, развитие среднего
и малого бизнеса в сфере материального
производства, совершенствование законодательства
и развитие инфраструктуры рынка. Цель
промышленной политики: прекращение спада
и стабилизация промышленного производства,
обеспечение условий для развития использования
всех потенциалов (ресурсных, трудовых,
финансовых, научно-технических).В конечном
счете, необходимо преодолеть сырьевой
крен в отечественной промышленности
и создать мощный промышленный комплекс.
Удельный вес цветной металлургии в общем объеме промышленного производства превышает 12%. Из извлекаемых руд производятся медь, свинец, цинк, титан, магний, редкие и редкоземельные металлы, прокат на основе меди, свинца и т.д. По уровню производства Казахстан входит в число крупных в мире производителей и экспортеров рафинированной меди. Доля республики в мировом производстве меди составляет 2,3%. При этом, практически вся производимая в стране медь экспортируется за рубеж. Основными импортерами казахстанской меди являются Италия, Германия и другие страны. Казахстан является третьим среди новых независимых государств, производителем золота, добыча и производство которого увеличивается с каждым годом. В стране зарегистрировано свыше 170 золотоносных месторождений.
По запасам железной руды Казахстан занимает восьмое место в мире. Его доля в мировых запасах составляет 6%. Кроме значительных запасов, другим преимуществом казахстанской железной руды является ее довольно высокое качество. Из 8,7 млрд. тонн железной руды 73,3% запасов являются легко добываемыми. Более 70% добываемой в стране железной руды уходит на экспорт. Доля руд черных металлов, включая хромовые и марганцевые руды, в общем экспорте страны в 1999 году составила около 4%. Черная металлургия Казахстана производит более 12,5 % республиканского объема промышленной продукции. Флагманом индустрии республики является Карагандинский металлургический комбинат "Испат-Кармет". Предприятие имеет полный металлургический цикл и специализируется на выпуске различных видов проката черных металлов - листового, сортового, белой жести, труб и т.д. Металл этого комбината экспортируется в станы СНГ и дальнего зарубежья. В Казахстане имеются большие запасы хромитовых руд, на базе которых работают ферросплавные заводы республики.
В ассортименте предприятий
химической и нефтехимической
Машиностроительный комплекс
Продукция машиностроительного комплекса в общем объеме промышленного производства республики составляет около 8%. Машиностроительные предприятия Республики выпускают: кузнечно-прессовое оборудование (г.Шымкент), металлорежущие станки (г.Алматы), аккумуляторы (г.Талды-Корган), центробежные насосы (г.Астана), рентгеновское оборудование (г.Актобе) и т.д. В настоящее время в развитие машиностроения привлекаются иностранные инвестиции для организации в республике новых производств, в том числе медицинского оборудования, сельскохозяйственной техники, дизельных двигателей, оборудования для пищевой промышленности, электродвигателей и других изделий производственно-технического назначения.
Продукция промышленности
строительных материалов в общем
объеме промышленного производства
Республики занимает более 5 %. На предприятиях
отрасли производится цемент, шифер,
асбестоцементные трубы, мягкие кровельные
материалы, линолеум, санитарно-строительный
фаянс, облицовочные керамические плитки
для полов и отделки зданий, панели и другие
конструкции для крупнопанельного домостроения,
каолин для бумажной промышленности, радиаторы,
конвекторы и ряд других видов строительных
материалов и конструкций. Республика
располагает достаточными запасами разнообразного
сырья для выпуска строительных материалов.
Кроме того, в их производстве широкое
применение находят отходы промышленности:
шлаки металлургических и химических
производств, зола теплоэлектростанций
и другие вторичные ресурсы.
Географическое расположение Казахстана в центре Евроазиатского континента предопределяет его значительный транспортный потенциал в области транзитных перевозок. Протяженность наземных транспортных магистралей республики составляет 106 тыс. км. Из них 13,5 тыс. км - магистральные железные дороги, 87,4 тыс. км - автомобильные магистрали общего пользования с твердым покрытием, 4 тыс. км. - речные пути. Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба - Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс - Мешхед между Туркменистаном и Ираном открыли новые транзитные коридоры по маршруту Великого шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая - Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин - в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся сеть автодорог дает выход на Россию и бывшие союзные республики, а также в Китай, Турцию и Иран, что обеспечивает выход к портам Черного и Средиземного морей и Индийского океана. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море (порт Актау) с выходом через речные пути России на Черное и Балтийское море. Национальной авиакомпанией "Эйр Астана" освоены маршруты по Казахстану, странам СНГ и дальнего зарубежья. В республике также работают ведущие иностранные компании, такие как: British Airways, Lufthansa, KLM, Transaero, PIA, Turkish Airlines, Iran Air и др.
Информация о работе Экономический потенциал таможенного союза