Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:57, контрольная работа
Актуальность темы работы заключается в том, что государственный аппарат возник в результате революционного слома, начала гражданской войны и во время перехода от капитализма к социализму.
Государственный аппарат - это система органов, осуществляющих государственную власть и функции государства.
Главное место в его деятельности занимали задачи созидательные, организационно - творческие: строительство новой социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.
Введение
Создание советского государственного аппарата
Заключение
Список использованных источников
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
М. Е. Евсеева»
Факультет истории и права
Кафедра правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«1918 – 1919гг. Строительство нового государственного аппарата»
Выполнила: студентка 1-го курса
группы ИЗП. №112
факультета истории и права
Лавриненко Ю. А.
Саранск 2013
Содержание
Введение
Создание советского государственного
аппарата
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Предметом исследования контрольной работы является строительство нового строительство нового государственного аппарата.
Актуальность темы работы заключается в том, что государственный аппарат возник в результате революционного слома, начала гражданской войны и во время перехода от капитализма к социализму.
Государственный аппарат - это система органов, осуществляющих государственную власть и функции государства.
Главное место в его деятельности занимали задачи созидательные, организационно - творческие: строительство новой социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.
В широком понятии
советский государственный
В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти - Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре - вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах - исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, проявляют заботу о культурно - бытовом обслуживании населения.
Строительство нового государственного аппарата
Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах. В годы гражданской войны продолжал укрепляться советский государственный аппарат. Однако он испытывал хронические затруднения с кадрами. В государственные органы влились рабочие и крестьяне, но у них не было знаний необходимых для управления государством, а поэтому входили в состав дореволюционные чиновники.
Продолжали функционировать
ВЦИК, его Президиум, а также Совнарком,
хотя в правовом положении и формах
деятельности этих органов произошли
изменения, вызванные стремлением
к совершенствованию
В это время как постоянное совершенствование высших органов власти и управления вытекало из общих закономерностей развития Советского государства, чрезвычайные условия интервенции и гражданской войны потребовали создание особого органа, объединяющего усилия всего государства в борьбе с врагом. Так возник Совет Рабочей и Крестьянской Обороны учрежденный Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года. Совет обеспечивал военный режим в промышленности, транспорте и в продовольственном деле. Его возглавлял Председатель Совнаркома В. И. Ленин.
Осенью 1919 года были созданы ревкомы в большинстве районов страны. Их статус регламентировался специальным Положением о революционных комитетах, принятым ВЦИК и Советом Рабочей и Крестьянской Обороны 24 октября 1919 года.
Ревкомы, создаваемые в прифронтовой полосе, и ревкомы освобождаемых от врага районов полностью выполняли функции органа власти и управления. Эти революционные комитеты формировали свой аппарат управления.
Следует сказать о ревкомах, создавшихся при провозглашении новых национально – государственных образований. Эти ревкомы подготавливали созыв учредительных съездов Советов, которым передавали все функции власти и управления.
«Военно – революционные комитеты являлись теми органами революции, которые обеспечивали создание соответствующих условий для перехода власти в руки Советов, чем содействовали упрочнению нового государственного аппарата
__________________
В. Д. Сорокин. Правоведение 1967. -№3. – с.7 – 17
В ходе гражданской войны был создан новый, чрезвычайный орган военного управления – Революционный совет республики, сохранившийся, однако, затем и в мирное время. Реввоенсовет поглотил, по существу, все функции Наркомвоена, включив в себя и его компанию.
Правовое положение и организационные принципы построения Рабоче – Крестьянской милиции во время гражданской войны существенно изменяются. Практика показала, что идеи всеобщего вооружения народа, создания нерегулярных вооруженных сил, выполняющих одновременно задачи обороны и охраны общественного порядка, в современных условиях не может быть осуществлена. В соответствии с этим государство переходит от системы рабочих отрядов по охране порядка к созданию профессиональной милиции, особой системы органов, имеющих постоянный штат специалистов, выполняющих специфические функции и освобожденных от иной работы.
Съезд председателей губернских Советов в июле 1918 года в своей резолюции писал: «Признавая невозможным всеобщее вооружение всего населения в настоящий момент крайнего обострения классовой борьбы как в городе так и в деревне и ощущение общей нужды на местах в постоянном аппарате для поддержания революционного порядка, охраны Советской власти и отстояния дорогих завоеваний революции, съезд признает необходимым организацию Советской Рабоче – Крестьянской милиции».
Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.
Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции стало ее Главное управление, организованное в составе НКВД. В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче – Крестьянской милиции, включаемые в состав соответствующих исполкомов. Территории уездов делятся на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры.
Круг деятельности милиции
определялся насущными задачами
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки. В условиях
_________________
Вестник Народного Комиссариата внутренних дел 1918.№20. С.11
Гражданской войны органы
ВЧК имели широкие права. Они
вели следствие, выносили приговоры
и приводили их в исполнение. В
случаях вооруженных выступлени
В Конце 1918 года органы ВЧК начали создавать и в Красной Армии. На них возлагались борьба с контрреволюцией в армии и прифронтовой полосе, борьба со шпионажем, разведка в тылу неприятеля. В августе 1918 органы ВЧК были образованы на железнодорожном транспорте. А несколько позже и на водном транспорте. Были созданы также пограничные органы ВЧК. В период интервенции и гражданской войны дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения о народном суде РСФСР ( ноябрь 1918г.)
Положение 1918 года существенно упростило судебную систему. Вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела.
Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.
Народные суды избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседателей утверждали исполкомы Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами.
Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы, вершившие правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. В это время существовали три основных вида революционных трибуналов: общие ( территориальные), военно – революционные ( введены в 1919). Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.
При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, учрежденный еще в 1918 г., который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК. Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики. В компетенцию военных трибуналов входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о любых действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии.
Широкая система судебных органов требовала четкой организации управления ими, которое осуществлял Народный комиссариат юстиции. Местные органы Наркомюста – отделы юстиции , уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью. Однако в этот период функции Наркомюста и его местных органов не ограничивались вопросами судебного управления. На них также возлагались надзор за законностью действий местных органов управления, судебных органов, органов милиции, заведование местами лишения свободы, организация исправительно – трудовых работ, управлением промышленности.
Высший Совет Народного Хозяйства возник как орган управления всем народным хозяйством. Однако уже скоро стало ясно, что один орган не в состоянии справиться с такой необъятной сферой деятельности. Поэтому функции ВСНХ были сведены к управлению только промышленностью.
Расширение круга объектов
управления сопровождалось, однако, не
децентрализацией, а, наоборот, централизацией
его. Если первоначально
Метод руководства промышленностью
в годы гражданской войны
только временной мерой и с окончанием войны она была упразднена.
Управление продовольственным снабжением страны ведал специальный орган, централизовавший эту работу – Народный комиссариат продовольствия. В его функции входили сбор продовольственных ресурсов и распределение их. При сборе продовольствия применялись как экономические( закупка), так и административные – продразверстка. Поскольку крестьянство не хотело отдавать хлеб по низким государственным ценам, то продовольствие изымалось в принудительном порядке. Для этого существовали специальные продовольственные отряды, сформированные из рабочих. Была создана целая продовольственная армия, которой приходилось вести бои за хлеб и нести человеческие потери. Один Наркомпрод порой выполнял и некоторые организационно – производственные функции. Так осенью 1918 он посылал рабочих не только для изъятия продуктов, но и на уборку урожая. В обязанности Наркомпрода входило и распределение продовольствия. Прежде всего он заботился о снабжении армии, для чего в системе Наркомата были созданы соответствующие подразделения. Но Наркопрод через свои местные органы ведал и снабжением городского населения. Была введена система карточек, по которой продовольствие распределялось дифференцированно. Например, в Петрограде существовало четыре категории карточек. Первую категорию получали рабочие ведущих профессий, женщины с детьми до года, четвертую – нетрудовые элементы.\*\
Информация о работе 1918 – 1919гг. Строительство нового государственного аппарата