Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:56, реферат
Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.
чертами авторитаризма являются:
1. концентрация власти в руках одного лица или одной ветви этой власти;
2. существенное снижение роли представительных органов власти;
Авторитарные системы власти
АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Авторитаризм – это такая установленная или навязанная форма политического режима, которая концентрирует власть в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов и ветвей власти и, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.
чертами авторитаризма являются:
1. концентрация власти в руках одного лица или одной ветви этой власти;
2. существенное снижение роли представительных органов власти;
3. сведение к минимуму роли оппозиции и автономии различных политических систем, резкое свертывание различных демократических процедур (политических дебатов, массовых митингов и т. д.).
Авторитаризм большинством населения воспринимается как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства или по крайней мере без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс. Именно вследствие массовой поддержки тоталитаризм в научной литературе иногда правомерно называют диктатурой массовых движений.
Общее и особенное авторитарных и тоталитарных политических режимов.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.
Рассмотрение
тоталитарных и авторитарных политических
режимов позволяет выявить
Тоталитаризм — это диктатура государства, а авторитаризм — диктатура личности или группы. При авторитаризме роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер, как правило, не харизматический.
По своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика.
При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству, значительную автономию политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной.
При авторитаризме отсутствует
всепроникающий характер государственного
воздействия на общество, тотальное
регулирование общественными
Авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов в обществе. При тоталитаризме террор носит массовый характер по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится избирательный террор с целью предотвратить возникновение оппозиции. При авторитаризме главным аргументом политической власти является авторитет, а не сила.
Для авторитарного режима характерна необязательность четко разработанной единой идеологии.
Разновидности авторитаризма
Среди множества
авторитарных порядков можно
выделить следующие их
Особенность партийных режимов заключается в осуществлении
монопольной власти какой-либо партией
или политической группировкой, не обязательно
формально представляющей институт партии.
Чаще всего это однопартийные режимы,
но к ним могут быть отнесены и формы правления
аристократических (Марокко, Непал) или
семейных (Гватемала) групп, а также правление
первых лиц государства с их сплоченными
политическими “командами” (Белоруссия).
Обычно такие режимы либо устанавливаются
в результате революций, либо навязываются
извне (как, например, в послевоенных условиях
в странах Восточной Европы, где были установлены
коммунистические режимы с помощью СССР).
Но в отдельных случаях режимы этого типа
могут представлять собой и результат
эволюции легитимного режима.
Военные режимы, как правило, возникают
в результате переворотов, заговоров и
путчей. Наибольшее число примеров установления
военных режимов дали страны Латинской
Америки, Африки, а также Греция, Пакистан,
Турция. Такие политические порядки отличаются
подавлением значительной части политических
и гражданских свобод, широким распространением
коррупции и внутренней нестабильностью.
Государственные ресурсы используются
в основном для подавления сопротивления,
снижения социальной активности граждан.
Заданные правила игры поддерживаются
угрозами и принуждением, не исключающим
использование физического насилия.
Модели национального авторитаризма возникают в
результате доминирования в элитарной
группировке национальной или этнической
группы. В настоящее время такие системы
характерны для ряда стран на постсоветском
пространстве (Узбекистан, Туркменистан,
Казахстан). Они еще не обрели законченности,
но уже явно демонстрируют стремление
создать социальные и политические преимущества
представителям одной группы населения,
этнизировать органы государственной
власти, представить активность инонациональных
групп населения как политическую оппозицию.
В этих странах проводится негласная политика
вытеснения инонациональных групп. В то
же время в ряде стран отдельные круги
оппозиции скатываются к применению методов
политического террора. Отсутствие многих
механизмов, способствующих либо ужесточению
власти правящего режима, либо, напротив,
сохранению баланса политических сил,
вызывает особую нестабильность, чреватую
возможностью обвального развития событий.
Корпоративные режимы олицетворяет собой
власть бюрократических, олигархических
или теневых (неформальных, криминальных)
группировок, совмещающих власть и собственность
и на этой основе контролирующих процесс
принятия решений. Государство становится
прибежищем сил, которые используют прерогативы
официальных органов для защиты своих
узкогрупповых интересов. Экономическим
основанием такой системы власти является
разветвленная в госуправлении система
квот, разрешительный порядок регистрации
предприятий, отсутствие контроля за деятельностью
государственных служащих.