Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:20, контрольная работа
В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.
Введение
За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь Российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии.
Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее РФ).
Ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Это право, в частности, выражается в возможности избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (соответственно активное и пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме.
Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений
За последние годы были приняты такие нормативно - правовые акты, как: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее КоАП РФ).
Обновление федерального законодательства о выборах и референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.
Административная
В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.
Распространенными нарушениями в данной сфере являются:
- злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков;
- нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации;
- подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.
К сожалению, практика применения административной ответственности не столь уж велика, как могла бы быть при реальной численности правонарушений в избирательной сфере.
В качестве причины этого можно указывать и в целом на правовой нигилизм в обществе в различных его проявлениях:
- малая эффективность административных взысканий благодаря скромным размерам штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании);
- отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий;
- попустительство со стороны лиц, обязанных реагировать на административные правонарушения;
- подчас некачественную работу наблюдателей;
- зачастую скрытый, неявный характер правонарушений.
Однако нельзя сказать, что административное законодательство, действующее в этой области, является несовершенным, так как с течением времени и вплоть до настоящего момента нормы об административной ответственности подвергались тщательной ревизии в соответствии с меняющимися политическими и правовыми условиями жизни общества.
Впервые административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в КоАП РСФСР было внесено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений.
Со временем (в 1995 г.) их количество
было увеличено до тринадцати, а
в 2000 г. коренному изменению
Одновременно были устранены
некоторые правовые коллизии, недостатки
и пробелы в ранее
В таком виде нормы об
административной ответственности
в сфере избирательных
Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом (и в целом, и в данном разделе) является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.
Административная
В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 35 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».
Это лишний раз говорит
о значимости избирательных прав
граждан и соответствующих
Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдума.
Из 35 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания.
Среди физических лиц - это должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений и блоков и др.
Таким образом, среди названных лиц могут быть лица, как непосредственно участвующие в избирательном процессе и заинтересованные в его исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.
Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях:
- за неисполнение решения избирательной комиссии;
- за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
- за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации;
- за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
- за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом;
- за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении;
- за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;
- за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата;
- за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг;
- за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;
- за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.
В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок.
Основным видом
Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности, как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.
Совершение тех или
иных правонарушений в сфере избирательных
отношений может повлечь за собой
изменение или прекращение
Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов.
Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов.
Отмена судом решения
о результатах голосования и
об итогах выборов может быть связана
также и с другими нарушениями
принципа законности, допущенными при
составлении списков
Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим Российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.
Решения по жалобам, поступившим
до дня голосования в период избирательной
кампании, кампании референдума, принимаются
в пятидневный срок, но не позднее
дня, предшествующего дню
Заключение
Политические события последних лет показывают, что общество заинтересовано в формировании выборных органов государства из числа наиболее достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. Опыт крупных избирательных кампаний (как позитивный, так и негативный), связанных с выборами Президента РФ, с выборами в Государственную Думу, способствует формированию избирательного законодательства, прежде всего на федеральном уровне, и развитию его в позитивном направлении.
Информация о работе Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах