Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контр по избирательному праву.docx

— 31.10 Кб (Скачать файл)

Введение

 

За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь  Российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии.

Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией  конституционных прав и свобод граждан  Российской Федерации (далее РФ).

Ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Это право, в частности, выражается в возможности избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления (соответственно активное и пассивное  избирательное право), а также  участвовать в референдуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная  ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений

 

За последние годы были приняты такие нормативно - правовые акты, как: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее КоАП РФ).

Обновление федерального законодательства о выборах и  референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности  за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.

Административная ответственность  является одним из самых распространенных и часто применяемых видов  юридической ответственности, а  благодаря своим процедурным  установлениям - формой немедленного или  оперативного реагирования на неправомерные  деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами.

В сфере избирательных  отношений административная ответственность  призвана воздействовать на различные  правонарушения со стороны должностных  лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан  и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.

Распространенными нарушениями  в данной сфере являются:

- злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков;

- нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации;

- подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.

К сожалению, практика применения административной ответственности  не столь уж велика, как могла  бы быть при реальной численности  правонарушений в избирательной  сфере.

В качестве причины этого  можно указывать и в целом  на правовой нигилизм в обществе в различных его проявлениях:

- малая эффективность административных взысканий благодаря скромным размерам штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании);

- отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий;

- попустительство со стороны лиц, обязанных реагировать на административные правонарушения;

- подчас некачественную работу наблюдателей;

- зачастую скрытый, неявный характер правонарушений.

Однако нельзя сказать, что  административное законодательство, действующее  в этой области, является несовершенным, так как с течением времени и вплоть до настоящего момента нормы об административной ответственности подвергались тщательной ревизии в соответствии с меняющимися политическими и правовыми условиями жизни общества.

Впервые административная ответственность  за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в КоАП РСФСР было внесено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений.

Со временем (в 1995 г.) их количество было увеличено до тринадцати, а  в 2000 г. коренному изменению подверглись  и сами материальные нормы, закрепленные уже 24 статьями, и процессуальные правила  их применения.

Одновременно были устранены  некоторые правовые коллизии, недостатки и пробелы в ранее действовавшем  законодательстве об административной ответственности. В частности, четко  разведены нормы административной и уголовной ответственности (ст.141, 142 Уголовного Кодекса РФ) и разграничены основания их применения.

В таком виде нормы об административной ответственности  в сфере избирательных отношений  просуществовали до 2001 г. и перекочевали почти в неизменном виде в новый КоАП РФ. Незначительность внесенных материально-правовых изменений говорит об адекватности данных норм реалиям сегодняшнего дня.

Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению  со старым Кодексом (и в целом, и  в данном разделе) является то, что  действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических  лиц.

Административная ответственность  юридических лиц является относительно новым правовым институтом и актуальной проблемой в административно-правовой науке. В отличие от норм об административной ответственности граждан (в том числе должностных лиц), сведенных воедино в КоАП РСФСР, нормы административной ответственности юридических лиц были рассредоточены по различным законодательным актам прямого действия, устанавливающим такую ответственность в определенных областях и сферах общественных отношений (в строительстве, в области природопользования, использования атомной энергии, в избирательных отношениях и т.д.). Концепция нового Кодекса предусматривает, что все федеральные нормы об административной ответственности должны включаться в Кодекс, а это соответствует идее реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Установление административной ответственности юридических лиц является одним из средств обеспечения исполнения возложенных на них обязательств. Меры административной ответственности должны применяться к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В новом КоАП РФ составы  проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют  35 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Это лишний раз говорит  о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется  вред правонарушением.

Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный  характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей  до подсчета итогов голосования и  опубликования итогов выборов в  средствах массовой информации. Аналогичная  последовательность свойственна и  регламентации данных общественных отношений в законодательных  актах РФ о выборах и референдума.

Из 35 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания.

Среди физических лиц - это  должностные лица государственных  и муниципальных органов, средств  массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной  комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители  кандидатов, избирательных объединений  и блоков и др.

Таким образом, среди названных  лиц могут быть лица, как непосредственно  участвующие в избирательном  процессе и заинтересованные в его  исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.

Ответственность юридических  лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях:

- за неисполнение решения избирательной комиссии;

- за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

- за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации;

- за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;

- за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом;

- за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении;

- за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;

- за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата;

- за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг;

- за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;

- за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.

В некоторых случаях прямо  установлено, что субъектом ответственности  может быть само избирательное объединение  или в равных долях избирательные  объединения, входящие (входившие) в избирательный блок.

Основным видом административного  взыскания для юридических лиц  по-прежнему является штраф. КоАП РФ в  рассматриваемых статьях устанавливает  штрафы для юридических лиц в  пределах от 10 000 до 100 000 рублей.

Таким образом, в настоящее  время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности, как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Совершение тех или  иных правонарушений в сфере избирательных  отношений может повлечь за собой  изменение или прекращение правоотношений.

Так, например, нарушение  правил выдвижения и регистрации  кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям  денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов.

Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных  кандидатов имели место и не позволяют  с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может  отменить решение избирательной  комиссии о результатах голосования, об итогах выборов.

Отмена судом решения  о результатах голосования и  об итогах выборов может быть связана  также и с другими нарушениями  принципа законности, допущенными при  составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и  т.д.

Несмотря на возможность  привлечения виновных в совершении административных правонарушений к  ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные  права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009)  «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным  действующим Российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.

Решения по жалобам, поступившим  до дня голосования в период избирательной  кампании, кампании референдума, принимаются  в пятидневный срок, но не позднее  дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в  день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются  не позднее чем в десятидневный  срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах  выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем  в двухмесячный срок со дня подачи жалобы(ч.4 ст. 78  ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

 

Заключение

 

Политические события  последних лет показывают, что  общество заинтересовано в формировании выборных органов государства из числа наиболее достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических  выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. Опыт крупных избирательных кампаний (как позитивный, так и негативный), связанных с выборами Президента РФ, с выборами в Государственную  Думу, способствует формированию избирательного законодательства, прежде всего на федеральном уровне, и развитию его  в позитивном направлении.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах