Виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы определяется тем, что изучение источников права, позволяет построить картину того, какими они были, как изменились, как менялись на протяжении времени, какие из них используются в современном мире и являются более значительными. Сравнение источников права античного времени с источниками современного права, позволяет выявить все плюсы и минусы, их отличия друг от друга, а также степень их значения в жизни людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Глава1. Понятие источников права……………………………………………10
Глава 2. Виды источников права…………………………………………….....21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Юридический факультет

 

Кафедра Теории и истории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Предмет: Теории государства и права

Тема: «ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава1. Понятие источников  права……………………………………………10

Глава 2. Виды источников права…………………………………………….....21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы определяется тем, что изучение источников права, позволяет построить картину того, какими они были, как изменились, как менялись на протяжении времени, какие из них используются в современном мире и являются более значительными. Сравнение источников права античного времени с источниками современного права, позволяет выявить все плюсы и минусы, их отличия друг от друга,  а также степень их значения в жизни людей.

Тема моей курсовой работы является не только интересной, но и актуальной, поскольку по источнику явления судят и о самом явлении.

Трудно представить, каким было бы государство без права, ведь это две неотделимые друг от друга части одного целого, которые преследуют одну и ту же цель – порядок. Как говорил Аристотель: «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо». Но, где есть государство, там есть и право, а согласно латинскому изречению: «Права влекут за собой обязанности», где есть право, там есть и обязанности.

Разработанность данной темы выявляется в трудах отечественных ученых юристов, таких как: Л. А. Морозова, А. Б. Венгеров,  В.Н. Хропанюк, М.М. Рассолов, Г. Ф. Шершеневич и т.д.  Многие из них полагают, что источники права и формы права – это одно и то же и называют их как источниками права, так и формами. В связи с этим, возникают трудности в разграничении указанных понятий, а также в уточнении их смыслового содержания. Однако, у некоторых из них есть другие предположения. К примеру, Людмила Морозова придерживается следующей точки зрения: «В юридической науке используется два понятия – «форма права» и «источник права». Большинство ученых отождествляют понятия источника права и его формы.

Однако в последнее время все большее признание получает позиция, согласно которой понятия «формы права» и «источника права» хотя и тесно связаны, но не совпадают.

Форма права показывает, как организовано право, как выражено вовне его содержание. Под формой права понимается официальное закрепление норм права в целях придания  конкретным явлениям официальной юридической силы, качества общеобязательности как государственно-властных велений, иерархичности.

Понятие источника права представляет собой систему факторов, предопределяющих содержание и формы его выражения. Быть источником права – значит служить фактором правообразования, обладать способностью к нормативному регулированию, давать материал для новых юридических норм». 1

В противопоставлении к позиции Л. А. Морозовой можно привести мнение Г. Ф. Шершеневича, не менее известного русского юриста, который считал, что понятия «источник права» и «форма права»  не должны разграничиваться и, более того, предлагал заменить термин «источник права»  на «форму права». Однако, возможно, когда  жил Г. Ф. Шершеневич его предложение имело место для существования, и не только, но на данный момент оно является спорным.

Для науки вопрос о понятиях источника права и форм права имеет большое практическое и теоретическое значение. Именно поэтому источникам права уделяется большое внимание с давних пор и по сей день.

В большинстве современных государств, на сегодняшний день, главным источником права является закон. Законы составляют основу правовой системы государства .

В виде самостоятельного источника права закон сложился довольно-таки давно и пришел на смену правовому обычаю  (Законы XII таблиц в Древнем Риме, Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Русская правда на Руси  и т. д.).

В период буржуазно-демократических революций за законом, принимаемым парламентом, признавалась высшая юридическая сила, верховенство, по сравнению с другими правовыми актами государства.

Закон является высшей формой выражения государственной воли народа, непосредственным воплощением его суверенитета.

Целью данной работы является полное рассмотрение основных источников права.

Задачи исследования:

- дать понятие источников  права;

- выявить отличие источника права от формы права;

- рассмотреть основные источники права;

- определить основные действующие источники права в РФ.

Методологической основой моей курсовой работы стали труды следующих юристов: Г. Ф. Шершеневич «Общая теория права», Л. А. Морозова «Теория государства и права», М. М. Рассолов «Теория государства и права»,  В. И. Червонюк «Теория государства и права» и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.

Понятие источников права.

Говоря об источниках права, следует помнить, что право получило свое название от выражения "юстиция", т. е. "правда, справедливость". Различают естественное и позитивное право.

1. Естественное право, т. е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.

2. Позитивное право, т. е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.

Сущность права имеет философскую природу, и ее нельзя познать, не раскрыв философский источник права, находящийся в природе человеческой личности. Право производно от индивида, поэтому необходимо знание законов человеческой природы. Истинным источником права является личность. Право не содержится только в законодательных нормах, которые с точки зрения естественного права могут быть и несправедливыми. Например, уголовные кодексы советских республик запрещали занятие частной предпринимательской деятельностью. Вообще в СССР государство определяло, что такое хороший труд (передовики производства, ударники коммунистического труда...) и что такое плохой труд (раскулачивание осуществляли комитеты бедноты...).

Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:

- юридическая форма придается  уже сложившимся общественным  отношениям. Их содержание составляют  взаимные права и обязанности  сторон, т. е. реально возникшие правоотношения. Это имеет место прежде всего в экономической сфере;

- на основе познания  прогрессивных тенденций общественного  развития государство может закрепить  или признать в источниках  права еще полностью не сложившиеся  отношения, тем самым активно  способствуя их становлению и  утверждению в общественной жизни;

- непосредственной основой  возникновения права служит также  юридическая практика.

Универсальный характер права как регулятора разнообразных общественных отношений предполагает широкий спектр источников его формирования. Условно их принято подразделять на:

1. Источники права в материальном смысле. К ним относят: способы производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, систему хозяйственно-экономических связей, признаваемые государством формы собственности.

2.  Источники права в идеальном смысле. Под этим видом источников понимается правовое сознание, признаваемое личностью, обществом и государством.

3. Источники права в юридическом смысле, т. е. форма выражения объективизации государственной воли, которой придается нормативный характер.

Г. Ф. Шершеневич вкладывал в понятие «источник права» весьма широкую многозначительность. И он писал по этому поводу: «под этим понимаются: а) силы, творящее право,  например,  когда говорят, что источником права следует считать волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть;  б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства, например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса, труды ученого Потье для французского кодекса Наполеона, Литовский статут для Уложения Алексея Михайловича; в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, говоря о работе по источникам, например, по Corpus juris civilis, по «Русской Правде»; г) средства познания действующего права, например, когда говорят, что право можно узнать из закона».

В современной юриспруденции под источником права понимают официально-документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения.

Следует признать важное значение для права парных философских категорий «содержание» и «форма». Если содержание права – это общеобязательные исходящие от государства правила поведения, то форма права – способ внешнего выражения общеобязательных правил поведения, способ оформления (в словах, терминах, словосочетаниях), хранения и придания им официального значения. Последние, будучи оформленными, в официальном порядке и документально зафиксированными, становятся источниками права в формальном смысле – нормативными правовыми актами, юридическими прецедентами и др.

К этому надо добавить и дополнительные проблемы, которые вносят сторонники психологической школы права, в понимании формы права. Л. Петражицкий и его сторонники предложили различать и такие формы права, как объективное и интуитивное право, полагая формой последнего сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата права. Таким образом, одной из форм права – интуитивному праву – придается чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий и его последователи это определение формы права используют для критики и противопоставления объективной, позитивной форме права.

Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, на протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее всем системам, и особенно те черты права, которые были характерны

для отдельных государств и правовых систем.

«Все народы, – писал Гай, – которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция о двух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшего гуманистические и нравственные начала появления и существования человечества, и в форме законов, идущих от власть предержащих, от государства, от человека.

Источники права характеризуются рядом особенностей. Они призваны:

- выразить нормативно закрепляемую волю граждан и, в конечном счете, должны быть обусловлены существующей  социально экономический системой;

- закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам;

- утвердить приоритетное  значение наиболее демократических  форм, какими являются законы;

- быть выражением демократической  процедуры подготовки и прохождения  нормативных актов в законодательном  органе.

Направления и способы по которым формируются источники права неодинаковы, отвечая специфике отдельных видов, особенностям развития различных обществ и цивилизаций,  формам государства. При этом основные пути формирования таковы:

- непосредственное волеизъявление  народа в виде голосования  или опроса по проектам юридических  актов (решения народных собраний, референдум, плебисцит);

Информация о работе Виды источников права