Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:52, реферат

Краткое описание

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Свои функции государство осуществляет через систему органов государственной власти. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.1

Вложенные файлы: 1 файл

2реферат.docx

— 50.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Свои функции государство осуществляет через систему органов государственной власти. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.1 Таким образом, органы государственной власти это один из способов осуществления народом своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой. Конституцией определяется порядок образования органов государственной власти, которая осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Все вместе они выступают как единое целое, как единая власть, но каждый орган государственной власти имеет свою структуру и полномочия, которые отличают его от других органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы и основания деятельности  органов государственной власти  в Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией РФ Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах:

  • государственной целостности Российской Федерации,
  • единства системы государственной власти,
  • разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
  • равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти,
  • распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию,
  • верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации,
  • разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий,
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Эти принципы обусловлены демократической сущностью Российской Федерации и являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Целостность Российской Федерации означает, что наша страна представляет собой целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права, единым гражданством Российской Федерации, равенством всех граждан перед законом и судом, определением русского языка в качестве единого государственного языка РФ, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Единство системы государственной власти это наличие системы органов, составляющих высшую государственную власть. Компетенция государственных органов должна охватывать все полномочия, необходимые для функционирования государства. Единство системы государственной власти является гарантией государственной целостности страны.

Основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации заложены Конституцией (часть 3 ст.11). Субъектами разграничения являются Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд, главы субъектов РФ, представительные, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, муниципальные органы. Разграничение полномочий должно осуществляться в таком порядке, чтобы сфера отношений совместного ведения, не переходила в исключительное ведение Российской Федерации или ее субъектов.

Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации обладают одинаковыми правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В составе Федерации не может быть субъекта, имеющего какие-либо преимущества по сравнению с другими субъектами. Равноправны все республики в составе РФ, равноправны все области и края, равноправны все автономные округа.

Российская Федерация, как независимое и свободное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Суверенитет предполагает независимость государства в области международных отношений и верховенство во внутренних делах. Суверенитет распространяется на всю территорию страны и закреплен Конституцией РФ.

Конституция РФ – юридическая база всего законодательства страны. В ней закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, права и обязанности граждан.

 

 

2. Президент Российской Федерации

 

Глава 4 Конституции РФ определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

От деятельности главы государства зависят все преобразования в стране. На Президента РФ возложено руководство внешней и внутренней политикой государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, представление страны в международных отношениях.

Пост президента в России создан в 1991 году. Деятельность и полномочия президента регулировались законом «О Президенте РСФСР». На основании прежней Конституции президент провозглашался высшим должностным лицом и являлся главой исполнительной власти. Теперь согласно действующей Конституции президент является главой государства. Президент РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Изначально президент избирался на 5 лет, в Конституции РФ 1993 года срок полномочий был сокращен до 4 лет, после поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок полномочий2.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Он имеет право вести заседания Правительства, высказываться на них, а также он определяет направления внутренней и внешней политики государства. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства. Он также назначает и освобождает должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне: Председателя Центрального банка, лиц, входящих в состав Правительства, судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации, судей других федеральных судов, формирует администрацию Президента, назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента, высшее командование Вооруженных Сил, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В процессе осуществления своих полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и являются обязательными для исполнения на всей территории страны.

Основные функции Президента определены Конституцией РФ.

Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет президент Российской Федерации, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Федеральная миграционная служба
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по оборонному заказу
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
  • Служба внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)3

 

 

3. Высшие органы законодательной  власти в Российской Федерации

 

3.1 Федеральное Собрание

 

Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Это избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, который представляет суверенитет народа, и выражает волю народа в форме закона. По своей структуре парламент двухпалатный орган – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа РФ, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Оно является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют совместно. Конституцией РФ установлено, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

В ст.94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации и характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. Ни один закон не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Являясь законодательным органом, Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал таким же правом. Парламент имеет возможность в пределах своей компетенции влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов. В процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

Федеральное Собрание не подчиняется никакому контролю со стороны исполнительной власти. Оно финансово независимо – самостоятельно определяет свои расходы, которые фиксируются в бюджете, и распоряжается этими средствами. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в своей главной функции. Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

Информация о работе Высшие органы государственной власти по Конституции Российской Федерации