Государства англосаксонской модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:13, реферат

Краткое описание

Наряду с такими коллегиальными органами общей компетенции в городах и других административно-территориальных единицах, а так­же в округах, образованных для определенных целей (природоохранные, школьные и др.), создаются небольшие советы (иногда их называют попечительскими) по вопросам библиотечного, школьного дела, муниципального жилья, местных дорог и т.д. Они распоряжаются денежными суммами, выделенными для этих целей из городского бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 15.97 Кб (Скачать файл)

Государства англосаксонской  модели — Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. Для решения  местных вопросов и управления местными Делами в административно-территориальных  единицах избираются советы.

Наряду с такими коллегиальными органами общей компетенции в  городах и других административно-территориальных  единицах, а так­же в округах, образованных для определенных целей (природоохранные, школьные и др.), создаются небольшие  советы (иногда их называют попечительскими) по вопросам библиотечного, школьного  дела, муниципального жилья, местных  дорог и т.д. Они распоряжаются  денежными суммами, выделенными  для этих целей из городского бюджета.

При этой системе население  непосредственно избирает должностных  лиц (шериф, казначей, прокурор). Исполнительных коллегиальных органов общей  компетенции (подобных исполкомам советов  в социалистических странах) учреждения самоуправления не создают. В США  эту функцию исполняют должностные  лица и отчасти советы, в Великобритании — отраслевые постоянные комиссии, состоящие из членов совета и служащих по найму.

В городах исполнительной работой занимаются мэры, избираемые непосредственно гражданами или  советом города либо нанимаемые на несколько лет по контракту из числа специалистов-управленцев (менеджеров). В мелких приходах избираются советы либо функции органа местного самоуправления выполняет сход жителей.

Характерно, что деятельность органов местного самоуправления не контролируется чиновниками из центра. Эти органы самостоятельно решают вопросы  местного значения, утверждают собственный  бюджет, используют субсидии центра, а  центральные государственные органы осуществляют финансовый контроль над  целевым использованием выделенных средств. Однако, будучи относительно автономными от центральной власти, муниципалитеты этой системы находятся  под жестким судебным контролем.

Санкции по искам к муниципалитетам  могут быть очень жесткими (особенно если речь идет о нарушении основных прав и свобод граждан), вплоть до ареста, тюремного заключения или отстранения  муниципальных советников или чиновников муниципального совета от власти

Англосаксонская модель муниципального управления возникла из местных общин  и приходов. Самоуправляющимся англосаксонским  общинам была предоставлена широкая  автономия не только в исполнении предписаний королевской власти, но и в собственном правотворчестве. Территориальным органам на местах вверялись все стороны управленческой деятельности, вплоть до осуществления  судебно-полицейских функций.

Поскольку эта система  предполагает выборность всех органов, осуществляющих управление на местах, она приводит к их излишней автономности. В связи с этим англосаксонская  модель применима только в условиях, когда сложились традиции правового  государства, преодолены в основном местнические тенденции, существует довольно высокий уровень правовой культуры граждан и управленцев, привито  должное уважение к закону, чувство  высокой ответственности выборных органов, члены которых дорожат  доверием граждан. В тех странах, где существуют тенденции сепаратизма, сильны местнические влияния, эта система  может оказаться нецелесообразной.

Англосаксонская модель получила широкое распространение в мире. Она позволяет местному населению  и его представительным органам  осуществлять всеобъемлющий контроль деятельности должностных лиц и  муниципальных советников во всех вопросах местной жизни, особенно в финансах, их расходовании, в административной деятельности исполнительной власти, которая целиком (включая ее главу) состоит из наемных работников, получающих жалованье от муниципалитета.

 

Общая характеристика континентальной (французской) модели местного самоуправления

Главное отличие французской  системы местного самоуправления от англосаксонской заключается в  характере взаимоотношений органов  местного самоуправления и органов  государственной власти. Такая система  используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной  власти за местными органами власти.

Окончательные контуры этой системы определились во Франции  после принятия в 1982 г. Закона "О  правах и свободах местных коллективов", согласно которому:

Основной единицей местного самоуправления является коммуна, население  которой избирает муниципальный  совет сроком на 6 лет;

Избирательное право имеют  граждане Франции, достигшие 18 лет;

В компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением  тех, которые представляют непосредственно  полномочия мэра;

Решения совета, принятые в  пределах его компетенции, приобретают  обязательную силу при условии, что  они переданы представителю государства  в департаменте и опубликованы;

Муниципальный совет на своей  первой сессии избирает мэра, который  является председателем коммуны; готовит  сессии муниципального совета и исполняет  его решения; управляет имуществом коммуны и имеет право совершения гражданско-правовых сделок; представляет интересы коммуны в судебных органах; назначает служащих и принимает  решения об административных поощрениях и взысканиях; председательствует в  административных комиссиях и др. Мэр уполномочен обеспечивать правопорядок и безопасность, принимать в связи  с этим необходимые решения, включая  санкции на арест, а также может  выполнять иные полномочия, в том  числе и те, которые ему может  делегировать муниципальный совет.

Сходные системы регионального  самоуправления во Франции существуют также на уровне департаментов и  регионов.

Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют государственные  должностные лица - префекты департаментов  и супрефекты коммун. Эти государственные  должностные лица являются представителями  центрального правительства Франции. Государственному контролю подлежат все  без исключения решения органов  местного самоуправления. Если представитель  государства считает решение  незаконным, он вправе предложить принявшему его органу отозвать или изменить его, а в случае непринятия мер - передать дело в административный суд. Обращение  представителя государства в  суд возможно и без предварительного обращения к издавшему решение  органу.

Контролю подлежит исключительно  законность решений, предлагать органам  местного самоуправления изменить свое решение по мотивам иного понимания  целесообразности представители государства  не вправе.


Информация о работе Государства англосаксонской модели