Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:56, реферат
Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно реализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, как отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.
Государство
гарантирует молодежи право на труд,
но из-за отсутствия реальной практической
ориентации, социально-правовых и профессиональных
знаний, а иногда и моральной неподготовленности
к конкуренции на рынке труда
молодым людям достаточно сложно
реализовать данное право. Это обусловлено
также такими факторами, как отсутствие
необходимого опыта, разрыв между высокими
требованиями молодежи к размеру
заработной платы и низкой стартовой
оплатой труда молодых
К указанным выше факторам добавляются и другие, не менее негативные. Дело в том, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. В частности, наблюдается увеличение численности работающих не по специальности выпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебных заведений.
Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.
Во-первых, производство испытывает недостаток в специалистах с практическими навыками работы (производственная практика) в машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах. Во-вторых, российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечают требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. И в третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в получении специальности.
Необходима государственная воля
Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.
Для
миллионов молодых людей
А
вот в США, на которые часто
ориентируются либералы (представители
идейного и общественно-политического
течения, объединяющего сторонников
представительного правления и
свободы личности, а в экономике
- свободы предпринимательства), эта
работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс
США принял акт, который был назван
«Школа — работе». В соответствии
с этим документом главным национальным
богатством страны провозглашается
не сырье, а высококвалифицированные,
обучаемые и гибкие кадры. Этот документ
ориентирует специалистов системы
образования на подготовку школьников
и студентов к будущей работе
и карьере, на объединение академических
и профессионально-технических
Говоря о профориентационной работе в Российской Федерации, что решение проблемы безработицы стало необходимым.
С одной стороны, потребность в проведении качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которые занимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».
С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что руководители российской системы образования не отвечают за профессиональное самоопределение выпускников и их подготовку к выбору специальности, обучению и трудоустройству.
Любимая
профессия как условие
Особую
актуальность в период кризиса приобрела
задача создания условий для социально-
Результаты
опросов выпускников школ и школьников
старших классов
В данной связи важно формировать у учащихся начальные представления о трудовой деятельности, о рабочих специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человеком должна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме или вузе.
В целом для реализации программ профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальной безработицы, следует, предпринять следующее:
Первое.
Необходима разработка государственной
базовой программы, которая будет
максимально отражать практическую
направленность и профориентацию школьников,
предусматривать специальные
Второе.
При создании межшкольных учебно-
Третье. На курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.
Несомненно,
профессиональная ориентация, направленная
на оказание помощи в самоопределении
школьников на основе согласования личных
интересов, склонностей, способностей,
возможностей личности и потребностей
рынка труда, осуществляемая на всех
этапах развития карьеры гражданина,
является важной частью социальной политики,
а потому – исключительно
Современное
состояние российского рынка
труда предъявляет
По
классификации МОТ, которая приведена
в статье Л.А. Гордона и Э.В.
Клопова «Социальная эффективность и
структура безработицы в России»1, все
население Российской Федерации можно
разделить на две группы:
1.
Экономически активное
Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:
.
Занятые (Выполняют работу по
найму за вознаграждение на
условиях полного или
.
Безработные (Не имеют работу,
т.е. доходного занятия;
2.
Экономически неактивное
Данная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы:
. Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения
. Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности
. Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми
. Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск
. Другие лица, у которых нет необходимости работать
Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:
. Незанятые, но ищущие рабочее место
. Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место
. Занятые, но рискующие потерять рабочее место