Законотворческий процесс в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 19:11, доклад

Краткое описание

Первой стадией принятия законов или поправок к ним является предложение
об их создании, т.е. инициатива. Законодательная инициатива – право на
предложение об издании закона и на внесении законопроекта в законодательный
орган. При этом законодательный орган обязан рассмотреть предложение и
законопроект. Парламент «по предложению Президента Республики Казахстан
вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные
законы, вносит в них изменения и дополнения»[1 (ст.53, п.1)]. Также «право
законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики
Казахстан, Правительству Республики» [1, ст.61 п.1].

Вложенные файлы: 1 файл

законодат.Конст пр.docx

— 17.25 Кб (Скачать файл)

 

КГКП "Житикаринский политехнический колледж"

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Предмет: Конституционное право

Тема: Законотворческий процесс в Республике Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Выполнила: Василенко Е. нПв-14

        Проверила: Хасанова М.Л

 

2015 год

 

 Первой  стадией принятия законов или поправок к ним является предложение

об их создании, т.е.  инициатива.  Законодательная  инициатива  –  право  на

предложение об издании закона и на внесении законопроекта в  законодательный

орган. При этом  законодательный  орган  обязан  рассмотреть  предложение  и

законопроект. Парламент  «по  предложению  Президента  Республики  Казахстан

вносит изменения  и  дополнения  в  Конституцию;  принимает  конституционные

законы, вносит в них изменения и дополнения»[1 (ст.53, п.1)].  Также  «право

законодательной  инициативы  принадлежит  депутатам  Парламента   Республики

Казахстан, Правительству  Республики»  [1,  ст.61  п.1]. 

 

    Далее следует решение компетентного органа, т.е. Мажилиса Парламента  о

необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в  план

законопроектных работ, выработка официального законопроекта.  Именно  нижняя

палата Парламента имеет в исключительном ведении «принятие к рассмотрению  и

рассмотрение проектов закона»[1, ст.56 п.1] и формулировка закона.

 

   После прохождения данного этапа (формулировки закона) и принятия его  в

Мажилисе, путём голосования (более  половины  от  общего  числа  депутатов),

законопроект отправляется  на  рассмотрение  в  Сенат  Парламента.  Депутаты

Сената обязаны в течение шестидесяти дней  рассмотреть  законопроект.  Далее

проводится голосование: если Сенат голосует «За»  большинством  голосов,  то

проект становится законом; в противном  случае  Сенат  возвращает  проект  в

Мажилис на повторное рассмотрение, при этом говоря свои  претензии.  Мажилис

пересматривает проект, вносит  изменения  и  отправляет  в  Сенат.  Повторно

отклоненный проект закона не может  быть  вновь  внесён  в  течение  той  же

сессии.  В  случае  подтверждение  проекта,  закон  в  течение  десяти  дней

отправляется на подпись к Президенту.

 

    Следующий этап  –  проверка  на  соответствие  Конституционному  закону

Республики Казахстан. Конституционный  Совет  «рассматривает  до  подписания

Президентом принятые  Парламентом  законы  на  их  соответствие  Конституции

Республики» [3,ст.72 п.1.2]. Своё решение Конституционный Совет  выносит  не

позднее  чем  через  месяц  со  дня  подачи.  В  случае   одобрения   закона

Конституционным  Советом,  закон  отправляется  на  заключительный  этап   –

подписание Президентом.

    Президент в  течение 12 дней должен дать окончательное  решение. В случае

если закон будет подписан, следует его публикация. Если же закон  по  каким-

либо причинам не был подписан, то он опять возвращается  на  рассмотрение  в

нижнюю палату Парламента – Мажилис и проходит все те же  стадии  разработки.

Если  же  по  истечению  срока,   представленного   на   подписание   закона

Президентом,  ответа  не  поступило,  то   закон   автоматически   считается

принятым.

    Окончательной  датой  принятия   закона   считается   его   публикация.

Официальное   опубликование   закона   имеет   важное   значение.   Согласно

Конституции Республики  Казахстан  опубликование  законов  обязательно.  Это

значит, что неопубликованные законы не применяются. Так, для  сравнения,  по

Конституции  Российской  Федерации   “любые   нормативные   правовые   акты,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,  не  могут

применяться,  если  они  не  были  опубликованы  официально  для   всеобщего

сведения” [6, ст.15].

 

    Особая роль  в принятии законов отводится  Президенту. Помимо  того,  что

Президент  является  инициатором   большинства   законопроектов   и   ставит

окончательную «точку» в  процессе  принятия  закона,  президент  обладает  и

рядом дополнительных полномочий.

    «Парламент  может  делегировать  Президенту  право  принятия  актов  по

полномочиям Парламента.  Иначе  говоря,  Президент  в  случае  передачи  ему

законодательных полномочий может принимать акты,  которые  будут  называться

законами». Также в  соответствии  с  Конституцией  Республики  Казахстан,

Президент   имеет   право   определить   для   Правительства    приоритетные

законопроекты и существенно сократить сроки их рассмотрения.

 

   Из  рассмотренного  выше  законотворческого   процесса   в   Республики

Казахстан можно сделать следующие выводы:

        > Законодательная  инициатива принадлежит в первую  очередь Президенту

          Республики  Казахстан,  а  также  Депутатам  Парламента  и  членам

          Правительства.

        >  Проект  и  формулировку  закона  разрабатывает  и  принимает   на

          начальной стадии Мажилис Парламента.

        > В  обработке и принятии закона  принимают активное участие Мажилис  и

          Сенат Парламента, Конституционный  Совет  и  Президент  Республики

          Казахстан.

        > Заключительный  этап принятия закона заключается  в  подписании  его

          Президентом Республики Казахстан

 


Информация о работе Законотворческий процесс в Республике Казахстан