История нашего многонационального Отечества,
становления и развития российской
государственности является не только
необъятным по своей глубине и
сложности объектом исторического
исследования, но её изучение должно помочь
нам лучше понять сегодняшние
проблемы и ошибки, а также научить
нас не переносить эти ошибки в
день завтрашний. С момента рождения и
до сего дня Россия развивалась и строилась
как государство, объединяющее многие
народы с различными культурой, традициями,
религией, взглядами на мир и своё место
в нём. В большинстве своём отношения русского
народа с другими народами, населяющими
наше Отечество, были мирными и развивались
к взаимной пользе народов и государства.
Некоторые народы сами связывали свою
судьбу с российским государством, многим
русский народ приходил на помощь, спасая
от национальной или физической гибели,
от тяжкого гнёта. Были в истории России
и завоевания других стран и народов силой оружия, а также многовековое соперничество
и борьба с соседними государствами. Таков
удел всех великих государств, внёсших
в историю человеческой цивилизации сколько-нибудь
заметный след. Соответственно, перед
российским государством на протяжении
его истории не раз вставала задача сохранения
единства и силы, в условиях, когда необходимо
было обеспечить включение в его состав
территорий, населённых народами, имеющими
значительные особенности в своём национальном,
культурном, религиозном развитии, а также
давние традиции собственной государственности.
Особенно это было непросто, когда история
отношений этого народа с русским государством
была длительной и наполненной драматическими
событиями и борьбой. Изучение подобных
исторических примеров может быть полезным
для дальнейшего развития российской
государственности. Это тем более необходимо
делать в условиях, когда современное
российское государство находится на
непростом этапе своего развития, когда
в значительной мере определяется его
дальнейшая судьба.
Для польской историографии характерно
признание того, что императором Александром
I царству была дана либеральная, имеющая
связь с национальными традициями конституция.
А польские земли в составе царства получили
самую большую самостоятельность, какую
они только имели со времен разделов. Это
позволило, например, Сковронеку определить
Царство Польское как "государство
с ограниченной суверенностью" .
Главными причинами восстания 1830
— 1831 годов у польских авторов
почти всегда выступают нарушения
конституции со стороны русских
монархов и деятельность российских
представителей в царстве3. Но есть
у некоторых авторов и признание
того, что вопрос возвращения территорий
бывшей Речи Поспо-литой был не менее,
а может и более важной причиной восстания.
Так Ш. Ашке-нази в своей работе, напечатанной
на русском языке в 1915 году, прямо называл
восстание войной поляков с Россией за
возвращение территорий. Он считал, что
нарушения конституции не играли здесь
решающей роли, а те что были, относились
в основном ещё к правлению Александра
I, а не Николая I, который придерживался
конституционных норм в отношениях с царством,
пусть и без большого желания.
1) Создание Царства Польского
было связано для российского
государства со сложившейся в
начале XIX века международной обстановкой
в Европе. Пересмотр итогов разделов
Речи Посполитой должен был, по мнению
Александра I, создать для империи более
выгодные и безопасные границы в Европе,
а также сделать невозможным использование
"польского вопроса" другими державами
для борьбы с Россией. Вместе с тем, такое
решение вопроса в конкретных условиях
1815 года было для поляков далеко не худшим
вариантом.
2) На форму, в которой произошло
включение Царства Польского
в состав Российской империи,
определяющее влияние оказали
не только вопросы безопасности
границ, но и такие факторы
как: либеральные взгляды императора
Александра I, его идеи о влиянии
конституционных учреждений на
развитие общества; сочувствие императора
к судьбам поляков и его
желание предоставлением Царству
Польскому национальной самостоятельности
и конституционного правления добиться
верности поляков интересам империи, без
чего невозможно было обеспечение безопасности
границ.
3) Создание Царства Польского
не было первым этапом реформирования
Российской империи в конституционном
духе, с предоставлением большей
самостоятельности местным властям,
как это намечалось в планах
государственных преобразований, подготовленных
в 1807 — 1809 годах при непосредственном
участии М.М. Сперанского. Создание
царства имело свои, вполне самостоятельные
причины, о которых сказано
выше. Можно только говорить о
связи этих вопросов из-за того,
что и в том и в другом
отразились государственно-правовые
воззрения императора Александра
I.
4) Форма, в которой произошло
включение Царства Польского
в состав империи, больше всего
напоминает отношения реальной
унии, государственно-правового объединения,
позволяющего исключить царство
из сферы международно-правовых
связей, и, вместе с тем, предоставить
ему большую самостоятельность
в решении вопросов внутренней
жизни. Для императора Александра
I важно было обеспечить юридическую
нерасторжимость связи, установив
единый порядок престолонаследия.
Старую феодальную форму унии
российский император наполнил
таким фактическим содержанием,
которое, по его мнению, обеспечивало
удобный для Российской империи
режим отношений с новым образованием,
а также отражало реалии польского
общества.
5) Статус Царства Польского был
закреплён международными договорами,
а также внутренними нормативными
актами Российской империи. Конституционная
хартия 1815 года, дарованная царству
Александром I, конкретизировала
положения этих актов, а в
реализации конституционных положений
должны были получить развитие
отношения между Россией и
царством. В создании конституционной
хартии личное участие принял
император Александр I, а также
представители польской аристократии
во главе с А. Чарторыйским.
6) Конституционная хартия 1815 года
в Царстве Польском, в целом,
реально действовала, что проявилось
в деятельности сейма царства,
администрации, автономии судебной
системы и законодательства, национальном
принципе формирования чиновничества
и армии. Вмешательство русского
правительства в дела царства
было небольшим и касалось
в основном вопросов безопасности
и участия русских монархов
в созыве и деятельности сейма.
Экономические отношения между
царством и Россией строились
с учетом интересов поляков
и стали основой для достаточно
успешного развития экономики
края. Нарушения конституции, которые
допускались в Царстве Польском,
не изменили характер отношений
царства и России.
7) Русское правительство до восстания
1830 — 1831 годов не имело планов
ликвидации конституционных порядков
и самостоятельности Царства
Польского. Различие социально-политических
особенностей конституционного
царства и самодержавной России
не создавало непримиримых противоречий
между царством и империей, так
как режим отношений между
ними позволял ограничить ненужное
для Петербурга влияние порядков,
существующих в царстве, на
соседние с ним русские губернии.
8) Отмена конституционных порядков
в Царстве Польском была связана
с восстанием 1830 — 1831 годов, которое
вспыхнуло не из-за нарушений
конституционной хартии русским
правительством, а из-за противоречий
между государственными интересами
России и сепаратистских устремлений
польской шляхты. Главными из
этих противоречий были вопросы
территорий бывшей Речи Посполитой
(Литва, Белоруссия, земли Украины), которые
поляки считали своими и желали вернуть,
и стремление части польской шляхты к
полной независимости от России. Самостоятельный
статус Царства Польского, обещания Александра
I, которые сначала давали полякам надежду
на возвращение территорий, а также собственная
армия, сохранившая польский национальный
дух и идеалы — всё это стало основой роста
враждебных России настроений в польском
обществе, которые и вылились в восстание
1830 — 1831 годов.
Российское государство с момента
своего образования и до сегодняшнего
дня росло и развивалось как
государство полиэтничное, населённое
народами, отличающимися своей культурой,
религией, уровнем социального и экономического
развития. Любое подобное государство
рано или поздно сталкивается с проблемой
обеспечения государственного единства
в условиях, когда государство включает
в себя районы, население которых имеет
значительные отличия и особенности культурного
и социально экономического развития,
давние традиции самостоятельного государственного
существования, а порой и непростые исторические
взаимоотношения со своими соседями. Конец
XVIII — начало XIX веков были для Российской
империи периодом быстрого расширения
владений, когда границы империи отодвигались
на запад, включая в себя территории населенные
народами имевшими богатый исторический
опыт как самостоятельного существования,
так и в составе других государств. Западные
белорусские и украинские земли, Молдавия,
Крым, земли бывшей Речи Посполитой, Финляндия
— все эти новые территориальные приобретения
необходимо было включить в единую систему
российского государства. Сложность состояла
не только в том, чтобы включение каждого
из этих регионов, отличающихся своими
социальными, экономическими, правовыми,
религиозными и культурными особенностями,
не отразилось бы негативно на форме государственного
единства Российского государства. Расширяя
свои владения в Европу, Российская империя
неизбежно сталкивалась и с интересами
других сильных европейских держав, и
могла действовать только достигая компромисса
с ними. Судьба Царства Польского являет
собой красноречивый пример этого.
Разделы Речи Посполитой, из части бывших
владений которой и будет создано в последствии
Царство Польское, явились результатом
как деятельности соседей этого государства
— Пруссии, Австрии и России, так и прежде
всего — последствием внутренней слабости
самого польского государства. В XVIII веке
Польша фактически отказалась от участия
в европейской политике в качестве полноценного
партнёра. Знаменитый шляхетский принцип
— "Польша анархией держится", —
ослаблял государство и делал его неспособным
к разрешению как внутренних, так и внешних
проблем. Шляхетское самовластие и привилегии
вступали в противоречие с реальными потребностями
социально-экономического развития страны.
Не готовы были поляки добровольно
смириться с тем положением и
границами, которые были даны Россией
Царству Польскому. А государственные
интересы России неизбежно бы пострадали,
если бы бывшие владения Речи Посполитой
были возвращены полякам. Сыграли свою
роль в масштабах восстания 1830 — 1831 года
и ошибки императора Александра I, поселившего
в поляках надежду на возвращение прежних
владений и давшего царству сильную армию,
которая стала гнездом антиправительственных
заговоров и главной движущей силой восстания.
,