История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

В дальнейшем мы будем рассматривать правовую систему именно в широком ее понимании. Итак, уровень современной классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1 существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Введение

Своеобразие каждого государства, выраженное в особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовом менталитете, сложилось  исторически под влиянием многих факторов. Это привело к формированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системой понимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно  воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими  для достижения своих целей.

Необходимо отметить, что в теории государства и права существуют два понятия правовой системы - узкое  и широкое.

Под узким понятием правовой системы  понимается национальное право, а под  широким – широкая совокупность национальных правовых систем, источников права, которые объединяет общность происхождения понятий, методов  и способов развития.

В дальнейшем мы будем рассматривать  правовую систему именно в широком  ее понимании.  Итак, уровень современной  классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых  исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1  существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.

Итак, евреи – один из самых древних  и загадочных народов, обладающий богатейшим культурным и историческим наследием, не обделен также и в правовой сфере, поскольку правовая система  еврейского народа, истоком своим  имеющая дарованные Богом Моисею священные Законы на горе Синай, развивалась  в условиях непрерывного гонения  на обладающий ею народ, в условиях отсутствия государства, в основе которого она могла бы лежать. В результате – иудейская правовая система  вобрала в себя особенности правовых систем тех государств, под влиянием которых она находилась в то или  иное время, и, следовательно, иудейское правовая система является уникальным явлением правовой культуры, которое, включив в себя особенности общего права Англии, рецепции римского права, сохранило особенности национального обычного и религиозного права. Особенно велик был приток разнообразных правовых рецепций в еврейское право в период появления и функционирования еврейских диаспор по всему миру. Жизнь еврейского общества, законы государства местонахождения диаспоры, особенности торгово-экономических отношений, порядок формирования органов управления общин, характер отношений с местным населением и с органами власти - все это не могло не отражаться на содержании еврейского законодательства, внося в него новые черты и придавая ему более универсальный характер. Вук Герман, исследуя проблему еврейского права, отмечает особую значимость в его развитии именно общего права, свойственного англо-саксонской правовой семье, однако, он не отрицает и влияния иудаизма на развитие данной системы.2 В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским и индусским правом отдельное научное направление и область применения. Израильская правовая система напоминает смешанные правовые системы Луизианы, Квебека и Шотландии, сочетающие элементы общего и континентального права. 

1.История развития  еврейского права.

Древнейшая (библейская) эпоха.

Появление иудейского права, как правило, связывают с личностью Моисея – еврея, выросшего в доме египетского  фараона, и спасшего по Божьей милости  впоследствии весь еврейский народ  от египетского пленения, инициировав  Великий Исход. Следующим не менее  важным моментом в процессе зарождения еврейского права является акт вручения Господом Моисею заветных  скрижалей, содержащих десять заповедей или, можно  сказать, законов, которые легли  в дальнейшем в основу не только иудейского права, но и общечеловеческого  представления о справедливости. Однако нельзя недооценивать появление  первых регулирующих общественную жизнь  норм для евреев, данные положения  были изложены в Танахе (фактически Ветхий Завет),и до сих пор являются основными регуляторами личностных взаимоотношений. Далее на пути евреев лежала Земля Обетованная, или Ханаан, завоевание которого они осуществили  за семь лет. На этом этапе еврейское  право, имеющее на тот момент вид  религиозных норм, регулировавших только основные общественные отношения, переживает кризис, вызванный тлетворным влиянием местного населения Ханаата, безнравственность которого доходила до того, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий. При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Таким образом, при Самуиле происходит восстановление и активное развитие права евреев. При последующих его преемниках царство израильского народа переживает бурный расцвет, связанный с завоевательной политикой, распространившейся практически на всю Западную Азию, в результате чего еврейская правовая система испытала значительное влияние  права сформировавшихся на тот момент западно-азиатских государств.

 Эпоха  Первого Храма. Вавилонское пленение.

В X веке до н. э. царём последним царем древнейшей эпохи Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона, при его преемнике, Ровоаме, народ израильский разделился на два царства: Иудейское  и Израильске, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны.  С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности, ослабление общественно-политического организма и переосмысление роли прежних регулятивных норм.  Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там, среди окружающих народностей Востока. Таким образом, отделившееся царство, отошедшее от первоначального устройства общественной и государственной жизни, было разгромлено и перестало существовать.

Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон. С разрушения Первого Храма фактически начинается череда гонений на иудеев и ограничения евреев в правах, а также активизируется процесс примешивания в уникальное еврейское право элементов сначала вавилонской правовой системы, а потом и персидской.

Кроме всего прочего в II век н.э. появляется первый обзор раввинистического закона. К 200 году отношения между пленившим Иудею Римом и евреями стали менее напряженными, как раз в этот период появляется на свет Иегуда га-Наси, - в будующем выдающийся религиозный и политический деятель, партиарх Иудеи. Иегуде была близка римская культура, и он делал все для укрепления связей с римской властью, а именно императором Марком Аврелием из династии Антонинов. В Талмуде можно найти много рассказов о теплых отношениях между га-Наси и Антонином. Их встречи вполне могли происходить во время приезда         в Палестину Импервторов Марка Аврелия в 175г. И Септимия Севера в 200г. Взаимоотношения такого рода оказали значительное влияние на составление в дальнейшем Иегудой кодекса законов, получившего название Мишна. Итак, стоическая философия, приверженцем которой был Марк Аврелий, оказала большое влияние на иудейскую, а также и христианскуюэтику. «Более того, вряд ли можно считать совпаденим тот факт, что великое предприятие Иегуды, создание им Иудейского кодекса законов, было осуществлено в то де самое время, когда знаменитые юристы Гай и Ульпиниан закладывали основы для систематизации римского права.»3 Мишнапослужила дополнением с Священному  Писанию, став основополагающим документом раввинистического иудаизма. Шесть томов Мишны, самое раннее систематизированное изложение иудаизма, быстро приобрело огромное значение и авторитет и послужили основой для написания Талмуда.

Эпоха Второго Храма. Персидское владычество.

С падением Нoвовавилoнского царства (539) и вoзникновением Персидскoй империи, включившей в свoи пределы все важнейшие центры древнегo мира — в Месoпoтамии, Малoй Азии и Египте, — часть евреев вoзвратилась в Иудею, где ими был вoсстанoвлен Храм и вoзрoждён религиoзный центр в Иерусалиме, вокруг кoтoрoгo вoзoбнoвилась гoсударственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.

С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и  культурный центр в Израиле и  обширную диаспору. Возникнув первоначально  в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.

Под властью  Османской империи.

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку, что в значительной мере оказало влияние на дальнейшее формирование особенностей еврейской правовой системы, поскольку с этого момента наряду с религиозными нормами иудаизма начинают функционировать нормы, характерные для мусульманской правовой системы, обусловленные особенностями ислама.

В Османской империи иудеи имели  статус «зимми», то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги. В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка). В течение XVI века большие еврейские общины росли и развивались в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, привнеся тем самым ряд новых особенностей в иудейское право. По сегодняшний день в израильском праве придерживаются некоторых норм, берущих свое начало в оттоманских законах, и примером тому может служить вопрос классификации земель. Статьи 80 и 81 Указа об оттоманской гражданской процедуре сумели пережить все изменения законодательства и всё ещё применяются в израильском праве. Эти статьи связаны с вопросами доказательства в гражданском праве: весом устных свидетельств по сравнению с документами и указанием тех сделок, доказательство которых требует письменных документов.

 

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции.

Британский  Мандат.

В ходе Синайско-Палестинской кампании в 1917 году в Палестину вступили британские войска. Все судьи покинули страну вместе с турецкими войсками, и командующий британскими войсками генерал Алленби поручил офицеру Орме Бигленду Кларку заняться созданием новой судебной системы. Кларку понадобилось всего нескольких месяцев на подготовку, и 24 июня 1918 года были открыты суды в нескольких городах. Очень скоро местные жители обратили внимание на то, что в новых судах, в отличие от старых, взяток не брали. Созданная Кларком система была в значительной мере основана на британском праве, а сам Орме Бигленд Кларк считается отцом-основателем британского права в Палестине.

С вступлением в силу британского мандата на Эрец Исраэль был издан «Указ короля в Совете (Палестина) от 1922», в котором в 46 статье установлено, что оттоманские законы, бывшие в силе до 1 ноября 1914 года (день, когда Турция вступила в Первую мировую войну), продолжают действовать постольку, поскольку они применимы в местных условиях и не противоречат британскому мандатному законодательству.

Вместе с тем в статье 46 сказано, что в вопросах, не регулируемых турецким законодательством, суды должны руководствоваться английскими общим правом и доктринами справедливости. Не прошло много времени, как суды, опираясь на статью 46, начали обращаться к развитым отраслям английского права. Параллельно с этим Верховный комиссар Палестины начал издавать новые указы, такие как «Указ о векселях» (оборотных документах) и «Указ о гражданских правонарушениях» (деликтах), которые в свою очередь внесли порядок в гражданское право. В Израиле закон — это нормативный акт, принятый Кнессетом (законодательным органом власти Израиля, парламентом), указ — нормативный акт, изданный предшествующим Кнессету законодателем, например, Верховным комиссаром (высшим должностным лицом, уполномоченным представлять Соединенное Королевство в британской подмандатной Палестине). Оба этих нормативных акта имеют одинаковую юридическую силу.

В этот период сформировались многие характерные черты будущей израильской  правовой системы. Об этом свидетельствуют  отсутствие суда присяжных в уголовном судопроизводстве; имеющий обязательную силу прецедент и много других особенностей этой системы права. Институт присяжных заседателей, бывший частью британской правовой системы, отсутствовал, так как британцы воздерживались от создания судов, в состав которых входили бы присяжные заседатели, являющиеся коренными жителями колоний. В общих чертах структура существующих сегодня в Израиле судов общей юрисдикции и специализированных судов также сложилась в период мандата. Можно сказать, что британская правовая система оказала огромное влияние на израильское право, однако за десятки лет, прошедших после провозглашения государства, были приложены немалые усилия, чтобы освободиться от этой правовой системы

Информация о работе История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха