Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 02:24, контрольная работа
Краткое описание
Термин «источники права» является одним из древнейших в правоведении - ему более 2-х тысяч лет. Как полагают, его впервые использовал Тит Ливий (известный древнеримский историк) для обозначения XII таблиц. Смысл, который он вкладывал в этот термин, едва ли соответствует сегодняшней концепции. А вот термин сохраняется и продолжает порождать дискуссии вновь и вновь о его содержании. Современная теория права традиционно использует такое сочетание терминов: «источник (форма) права». Однако это своеобразная условность - нетождественное равенство.
Термин «источники права» является
одним из древнейших в правоведении - ему
более 2-х тысяч лет. Как полагают, его впервые
использовал Тит Ливий (известный древнеримский
историк) для обозначения XII таблиц. Смысл,
который он вкладывал в этот термин, едва
ли соответствует сегодняшней концепции.
А вот термин сохраняется и
продолжает порождать дискуссии вновь
и вновь о его содержании. Современная
теория права традиционно использует
такое сочетание терминов: «источник (форма)
права». Однако это своеобразная условность
- нетождественное равенство.
Термин «источник права» имеет
длительную историю, он традиционен. Однако
слово «источник» столь многозначно, что
специально-юридический его смысл уточняют
дополнительным словом «форма». Рассмотрим
эти понятия изолированно. Начнем с понятия
источник права, который имеет три смысла.
В материальном: смысле источником права
являются те общественные, политические,
экономические условия, которые обусловливают
правовые нормы. Таким образом, это те
общественные отношения, из которых возникает
право. Термин «источник права» в идеальном
смысле означает правосознание. Под правосознанием
в данном случае понимается желаемое право,
представления о будущем праве. В действительности
идеальный смысл неотделим от материального,
так как пожелания определенного права
связаны с имеющимися условиями. В формальном
(юридическом смысле) источником права
являются формы выражения нормативной
воли. Именно формальный смысл термина
«источник права» уравнивается с термином
«форма права». Таким образом, источник
(форма) права - это объективированные
определенным образом правила общественной
практики, которые в силу объективных
причин признаются обществом и государством
как обязательные. Правила, созданные
обществом и одобренные государством
посредством придания им некоторой внешней
оболочки, защищаемые государственным
принуждением, представляют собой источник
(форму) права.
Современные государства с
развитой системой законодательства не
могут жить в неопределенности относительно
того, что является обязательным, а что
нет. Необходимо установить границу права
и всех иных регуляторов.
В настоящее время наиболее
известны следующие виды источников права:
правовой обычай, нормативный правовой
акт, юридический прецедент, договор нормативного
содержания, юридическая наука (доктрины
и идеи).
Правовой обычай
Обычай занимал главенствующее
место в регулировании отношений в догосударственном
обществе. В таком широчайшем смысле обычаи
послужили источником всего нормативного
регулирования. В условиях государственного
порядка управления общественными отношениями
роль обычая значительно уменьшилась
за счет появления и развития других форм
права. Однако заявления о том, что в современном
мире обычай - невостребованная форма
права, устаревшая, проигрывающая по определенности
и другим критериям нормативным правовым
актам, оказались неосновательными. Мы
видим прямо противоположную тенденцию
- усиление роли обычаев, особенно в сфере
гражданско-правовых, трудовых и семейных
отношений.
Правовой обычай — представляет собой неписаное
правило поведения, сложившееся вследствие
его фактического и многократного применения
в течение длительного времени и признаваемое
государством в качестве общеобязательного
правила.
Особенность обычая, отличающая
его от других источников права, состоит
в том, что он сохраняется в сознании народа,
передается из поколения в поколение в
устной форме. Поскольку обычай существует
в устной форме, требуется более или менее
точная определенность его содержания:
ситуация, в которой он применяется, круг
лиц, на которых обычай распространяется,
последствия, которые влечет его применение.
Как правило, обычай действует в определенной
местности в рамках сравнительно небольшой
группы людей или на сравнительно небольшой
территории, является своеобразной традицией
данной местности. Многие ученые отмечают
тесную связь обычая с религией (например,
в современной Индии обычное право входит
в структуру индусского сакрального права).
Правовые обычаи подразделяются
на определенные виды и подвиды. Можно
выделить обычаи:
secundum legem (в дополнение к закону), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;
praetor legem (кроме закона), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;
adversus legem (против закона), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.
По юридической значимости
обычаи делятся на основные и субсидиарные
(дополнительные).
В зависимости от времени возникновения
все правовые обычаи делятся на две основные
группы: первую составляют санкционированные
компетентными органами обычаи, сложившиеся
еще в доклассовых или раннеклассовых
обществах; во вторую входят относительно
новые правовые обычаи, которые возникают
в современных условиях.
В России не исключается применение
обычая как источника (формы выражения)
права, но в первую очередь в сфере частного
права, где у участников правоотношений
присутствует определенная свобода выбора.
Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)
дает определение обычаю делового оборота:
«Обычаем делового оборота признается
сложившееся и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской деятельности
правило поведения, не предусмотренное
законодательством,
Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся
в ходе его действительного (фактического)
применения в течение длительного времени
в определенной местности либо определенной
группой людей, не записанное в официальных
документах, однако санкционированное
государством.
Нормативный правовой
акт
По мере развития общества,
государства и институтов права обычай
терял роль единственного источника (формы
выражения) нрава. Новым источником, способным
удовлетворить растущие потребности общества
в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт. Он отличался от обычая прежде
всего тем, что его нормы записывались,
а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно,
ею формулировки были более четкими и
удобными в использовании. В современных
условиях нормативный правовой акт как
одна из самых удачных форм выражения
правовых норм является весьма распространенным
способом доведения содержания этих норм
до сведения всего населения данной страны.
Нормативный правовой акт -
это письменный документ, принятый управомоченным
субъектом права (государственным органом,
органом местного самоуправления, институтами
прямой демократии), имеющий официальный
характер и обязательную силу, выражающий
властные веления и направленный на регулирование
общественных отношений.
Современный нормативный правовой
акт обладает следующими признаками:
издается компетентным государственным
органом или непосредственно народом
в определенном процедурном порядке;
имеет государственно-властный
характер;
охраняется государством, в
том числе в принудительном порядке;
обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;
существует в документальной
форме, имеет установленную форму и реквизиты,
снабжен указаниями о времени и месте
принятия, а также подписями надлежащих
должностных лиц, разбит чаше всего на
части, разделы, главы, параграфы, статьи
и т. п.; содержит четкие положения о том,
на какую территорию или какой круг лиц
распространяется действие данного акта;
является частью строгой иерархии
и системы права.
Нормативность является важнейшим
признаком нормативных правовых актов.
Это основополагающее свойство для права
в целом, т.к. именно через него реализуется
социальная ценность права, его регулятивные
свойства.
Нормативность выражает всеобщность
содержания и действия акта, который закрепляет
порядок: отношений, действующий как угодно
долго во времени.
Юридическая сила нормативного
правового акта выражается:
в обязательном соответствии
каждого акта принципам и нормам Конституции
РФ;
в строгом соответствии установленной
Конституцией РФ и законами официальной
классификации актов;
в признании соподчиненности
между видами актов - конституция, закон,
указ и т.д. Именно в такой последовательности
убывает юридическая сила каждого названного
акта и увеличивается поле обязательности
для него других актов;
в установлении иерархической
соподчиненности актов государственных
органов, занимающих более высокое место
и более низкое место в системе органов
власти;
в определении оснований и рамок
принятия того или иного акта, его основного
содержания. Формулы «на основании и во
исполнение закона», «в соответствии с
указом, постановлением» и т.п. выражают
эту правовую связь;
в признании правового акта,
игнорирующего установленные юридические
зависимости, нарушающим законность и
теряющим юридическую силу.
Юридический прецедент
В некоторых странах широкое
применение находит такой источник права,
как юридический прецедент. Его суть состоит в том, что
решение судебного органа по конкретному
делу официально становится общим правилом,
эталоном разрешения аналогичных дел
другими судами либо служит примерным
образцом толкования закона (прецедент
толкования).
Юридический прецедент — древний
источник права, его значение неодинаково
в различные периоды истории человечества
в разных странах. Он широко использовался
в государствах Древнего мира, в Средние
века. Тем не менее юридический прецедент
в современном виде возник именно в Англии
после того, как Вильгельм Завоеватель
захватил эту страну в 1066 г. Начиная с реформ
Генриха II Плантагенета (XII в.), стали появляться
выездные королевские судьи, которые выносили
решения от имени короны. Первоначально
группа дел, относимых к ведению этих судей,
была ограничена, однако со временем сфера
их компетенции значительно расширилась.
Вырабатываемые судьями решения брались
за основу другими судебными инстанциями
при рассмотрении аналогичных дел. Право,
которое сформировалось в ходе возникновения
и упорядочения целостной системы судебных
прецедентов, единых для всей Англии, а
также других источников права, стало
называться общим (common law).
Необходимыми основаниями и
условиями функционирования прецедента
в качестве обязательного источника права
являются:
наличие механизма опубликования
судебных отчетов, что предполагает общеизвестность
прецедентов;
существование оптимальной
системы профессиональной юридической
подготовки;
В некоторых случаях источником
права может быть договор нормативного
содержания. Основное его отличие от всех
остальных договоров состоит в том, что
он содержит норму права — правило общего
характера, обязательное для исполнения
неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь
от других видов договоров, нормативный
правовой договор отвечает и условиям
действительности договоров. Так, для
его реализации необходимы:
согласная воля двух или нескольких
лиц;
взаимное познание этой воли;
возможность содержания воли.
Еще одно отличие нормативного
правового договора в том, что он может
содержать не только нормы нрава, но и
принципы нрава (например, принцип гуманности,
содержащийся в большинстве современных
конвенций).
С 90-х гг. XX в. договоры нормативного
содержания получают в России все большее
распространение как источник (форма выражения)
внутригосударственного права. Они могут
называться по- разному («контракт», «соглашение»,
«договоренность»), но в любом случае документ
должен содержать норму нрава.
Нормативный договор — это совместный правовой
акт, оформление выражения согласованных
обособленных волеизъявлений субъектов
правотворчества, направленных на установление
правовых норм.
Характерной особенностью данной
формы права является то, что он не принимается
каким-либо правотворческим органом, а
представляет собой содержащее правовые
нормы соглашение договаривающихся сторон.