Конституционно-правовые
нормы - это общеобязательные, абстрактные,
формально-определенные в конституционно-правовых
актах правила, установленные и охраняемые
государством и направленные на регулирование
общественных отношений, составляющих
предмет конституционного права, путем
установления прав и обязанностей их участников.
Нормы конституционного права
содержат в себе свойства, характерные
для любой правовой нормы, и специфические
качества, определяемые принадлежностью
к конституционному праву.
К общим свойствам относится
прежде всего нормативность, то есть норма
представляет собой правило, образец поведения
лиц, выступающий в качестве социального
регулятора общественных отношений через
определение прав и обязанностей участников
этих отношений.
Обобщенность (абстрактность)
нормы означает, что она рассчитана
на неоднократное применение к возникающим
общественным отношениям и устанавливает
правило поведения, которому должны
следовать субъекты этих отношений.
Общеобязательность правовой
нормы проявляется в необходимости
подчинения ей всех субъектов, на которых
распространяется действие этой нормы.
Формальная определенность
правовой нормы означает, что нормы
содержатся в определенных актах - источниках
права, письменных актах-документах, имеющих
юридическую силу.
Своеобразие конституционно-правовых
норм также выражается в нескольких
признаках, характеризующих их особую
юридическую природу:
1) круг общественных отношений
- предмет регулирования конституционно-правовых
норм;
2) источники, в которых
содержатся конституционно-правовые
нормы, из которых особо необходимо выделить
Конституцию - основной закон государства;
3) учредительный характер
предписаний. Это специфический
признак конституционно-правовых
норм, выражающийся в том, что
они закрепляют и оформляют
основные общественно-политические
институты и, прежде всего,
регулируют собственно процесс
создания правовых норм. Этот
признак наиболее характерен
для норм, содержащихся в Конституции;
4) разнообразие норм конституционного
права. Конституционно-правовые
нормы отличаются многообразием
своих видов, среди которых
большое место занимают так
называемые «специализированные»
нормы - общие, дефинитивные и
декларативные нормы.
Классификация конституционно-правовых
норм имеет значение для выявления
специфических свойств и особенностей
норм и, следовательно, для повышения
эффективности их применения. Классификация
конституционно-правовых норм строится
на нескольких основаниях.
1. По содержанию, то есть
объекту конституционно-правового
регулирования нормы делятся
в соответствии с выделяемыми
блоками общественных отношений,
составляющих предмет конституционного
права. Выделяются нормы, закрепляющие
основы конституционного строя; нормы,
регулирующие права и свободы человека
и гражданина; нормы, определяющие федеративное
устройство Российской Федерации; нормы,
определяющие порядок осуществления форм
непосредственного народовластия; нормы,
устанавливающие основы организации государственной
власти; нормы, закрепляющие систему местного
самоуправления; нормы, определяющие статус
Конституции.
2. По функциям, которые
выполняют правовые нормы, их
подразделяют на регулятивные, охранительные
и специализированные. Регулятивные (их
еще называют правоустановительными,
правонаделительными нормами) конституционно-правовые
нормы непосредственно регулируют общественные
отношения, определяя права и обязанности
их участников. Охранительные нормы закрепляют
меры юридической ответственности и меры
защиты субъективных прав (например, ст.
53 Конституции РФ: «Каждый имеет право
на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием)
органов государственной власти или их
должностных лиц»). К охранительным нормам
относятся многочисленные нормы, устанавливающие
гарантии субъективных прав (например,
ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется
судебная защита его прав и свобод»).
Особенность специализированных
норм состоит в том, что непосредственно
на основе них правоотношения не возникают.
Они имеют дополнительный характер, который
выражается в том, что при регулировании
общественных отношений они присоединяются
к регулятивным и охранительным нормам,
образуя в сочетании с ними единый регулятор.
К специализированным нормам относятся,
с одной стороны, обобщающие нормы: общие,
дефинитивные и декларативные нормы, а,
с другой стороны, нормы, регулирующие
действие и применение других норм («нормы
о нормах»): оперативные и коллизионные
нормы.
Общие нормы направлены на
фиксирование в обобщенном виде определенных
элементов регулируемых отношений (например,
ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления»). Дефинитивные
нормы в обобщенном виде закрепляют признаки
определенной правовой категории (например,
преамбула Закона Российской федерации
«О гражданстве Российской Федерации»:
«Гражданство есть устойчивая правовая
связь человека с государством, выражающаяся
в совокупности их взаимных прав, обязанностей
и ответственности, основанная на признании
и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека»). Декларативные нормы
отражают принципы регулирования общественных
отношений нормами данной отрасли (института)
права, закрепляют задачи данной совокупности
правовых норм (например, ст. 2 Конституции
РФ: «Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
- обязанность государства»).
Оперативные нормы изменяют
или отменяют действие иных норм, выполняя,
таким образом, служебные функции (например,
ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской
Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального
конституционного закона в части финансирования
судов на основе нормативов вводится в
действие со дня вступления в силу соответствующего
федерального закона»). Коллизионные нормы
определяют. какие нормы из совокупности
возможных применяются к данному отношению
(например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В
случае противоречия между федеральным
законом и нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации, изданным
в соответствии с частью четвертой настоящей
статьи, действует нормативный правовой
акт субъекта Российской Федерации»).
3. По характеру прав
и обязанностей конституционно-правовые
нормы подразделяются на управомочивающие,
обязывающие и запрещающие. Управомочмающие
нормы устанавливают право субъекта совершать
действия, предусмотренные нормой. К ним
относится большое количество норм, определяющих
права человека и гражданина (например,
ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской
Федерации имеют право участвовать в отправлении
правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают
обязанность субъекта совершать определенные
действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции
РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры»).
Запрещающие нормы устанавливают обязанность
субъекта воздерживаться от определенных
действий, не совершать их (например, ч.
2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство
уголовных дел в судах не допускается,
кроме случаев, предусмотренных специальным
законом»).
4. По степени определенности
предписаний конституционно-правовые
нормы подразделяются на императивные
и диспозитивные. В императивных нормах
содержатся категорические предписания,
которые не могут быть заменены другими
по усмотрению субъекта (например, ч. 3
ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы
не могут противоречить федеральным конституционным
законам»). Диспозитивные нормы определяют
возможность совершения или несовершения
какого-либо действия, выбора варианта
поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции
РФ определяет: «Республики вправе устанавливать
свои государственные языки», а это означает,
что республики могут устанавливать свои
государственные языки, но могут и не делать
этого).
5. По роли в механизме
правового регулирования различают
материальные и процессуальные
конституционно-правовые нормы.
Материальные нормы определяют содержание
правового регулирования, права и обязанности
субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции
РФ: «Президент Российской Федерации прекращает
исполнение полномочий досрочно в случае
его отставки, стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия или отрешения от должности»).
Процессуальные нормы закрепляют порядок
реализации предписаний материальных
норм, форму их воплощения в действительность
(например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает
порядок отрешения от должности Президента
РФ).
6. По юридической силе
конституционно-правовые нормы различаются
в зависимости от того, какой
акт является источником нормы,
а также от разграничения предметов
ведения между Федерацией и
ее субъектами. Наивысшей юридической
силой обладают нормы Конституции
РФ как основного закона государства,
а также нормы, содержащиеся
в международных договорах, санкционированные
государством.
7. По территории действия
конституционно-правовые нормы подразделяются
на нормы, которые действуют
на всей территории Российской
Федерации, и нормы, которые
распространяются на часть ее
территории (субъект Российской
Федерации, муниципальное образование).
В данной классификации приведены
основные критерии разделения конституционно-правовых
норм на виды. Возможны и дополнительные
основания классификации и виды
норм в зависимости от задач, стоящих
перед исследователем. |