Конституционные права женщин в мусульманских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 19:48, доклад

Краткое описание

Конституционное право зарубежных стран- это система согласованных между собой юридических норм , которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений. Жгучие обсуждения создает правовое положение женщин в исламских государствах, так как длительное время главное положение в качестве балансира социальной жизни и инициативности занимали не право и законы, а мусульманская концепция мироустройства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЖЕНЩИН В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ.docx

— 18.28 Кб (Скачать файл)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЖЕНЩИН В МУСУЛЬМАНСКИХ  СТРАНАХ

Виктория Александровна  Коновалова, студентка 2 курса исторического факультета, отделения «Юриспруденция».

Научный руководитель Арзуманян Ануш Горовна,

Конституционное право зарубежных стран- это система согласованных между собой юридических норм , которые содержатся в различных нормативно-правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т. д. и регулируют определенную группу общественных отношений.

Жгучие обсуждения создает  правовое положение женщин в исламских  государствах, так как длительное время главное положение в  качестве балансира социальной жизни  и инициативности занимали не право  и законы, а мусульманская концепция  мироустройства. Одни исследователи  дают характеристику правовому положению  женщин в мусульманских странах  как ограниченное, ущемленное. Другие уверяют, что ислам - это "религия жизни". [1] Трудность прав  женщин-мусульманок в исламском праве полагается рассматривать как составную часть проблемы правового положения женщин в целом. В существующее время в рамках ООН и других международных организаций принят и действует сочетание международно-правовых актов, которые защищают права и свободы женщин: Всеобщая декларация о правах человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др. [2]

Сложность решения проблемы прав женщин в мусульманском праве определяется определенными причинами. Одной из них является своеобразная природа исламского права (системы правил поведения в исламе) как свода духовных правил поведения мусульманского общества.

Исламское право (законы шариата) выразило свои суждения о жизненном  строю мусульман, в том числе  о правах женщин в исламском праве. На протяжении определенно долгого периода времени в развитии государств, которые проповедуют исламскую религию, именно духовные правила поведения, а не гражданские законы государств указывали социальное устройство в исламском мире. В определенном количестве  стран эта тенденция сохраняется в почтенной степени и сегодня. В статье 130 Конституции Афганистана 2004 г. говорится: "Суды при осуществлении судопроизводства выполняют нормы настоящей Конституции и других законов. В случае если в Конституции и других законах отсутствует подходящая норма, то суды разрешают дело в соответствии с требованиями и в пределах, установленных настоящей Конституцией" [3]

Угнетенное, суженое положение  женщины по сравнению со статусом мужчины в исламских государствах всегда являлось традиционной отличительной  чертой мусульманской концепции  прав человека. Итак, например, женщина-мусульманка  не рассматривалась как непринужденная, самостоятельная  личность: "...женщина  является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как  и мужчина..."

Исламская религия в сегодняшнее  время способна координировать духовную и культурную жизнь исламских стран, проявлять воздействие на формирование личности, она не может и не должна устраивать и определять политическую жизнь этих стран, отношения в открытой сфере, а также выступать гарантом прав, свобод и интересов мусульманских женщин. В этом сила права. Говоря иными словами, права женщин в исламском права должно совершаться и осуществиться  посредством правовой творческой  деятельности государства, а не благодаря усилиям исламской религии

Итак, дальнейшее улучшение  конституционного положения мусульманских  женщин возможно путем нацеливания  исламских государств на международные  стандарты о правах человека. Следует  вырабатывать национальный механизм реализации и защиты прав женщин-мусульманок  согласно общепризнанным правилам и  нормам международного права.

Нормы, которые посвящены  защите конституционных прав женщин, должны быть устремлены на всеобщее соблюдение и уважение прав женщин и представлять собой единую систему. Они должны включать в себя такие нормы, которые  нацелены на регулирование положения  женщины в политической, экономической, культурной сферах, сферах образования  и семейных отношений, нормы об охране материнства и детства и т.д. Последовательность и реализация  данных норм будет способствовать приобретению женщинами равноправных возможностей с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности.

Права женщин в конституционных  правах человека принадлежат к правам человека третьего поколения, к коллективным правам, которые охватывают право  на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу  от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку. Эти права  принадлежат определенным социальным группам, которые нуждаются в  дополнительных гарантиях для защиты своих прав.

Если говорить о мусульманской  цивилизации, то исламское право  призвано не только тщательно регулировать их поведение, но и вызывать самостоятельное и добровольное повиновение мусульманина предписаниям ислама, т. е. находиться в основе внутренней аффилиации его действий. В середине XIX века в наиболее развитых странах арабского востока исламское право начало сдавать место законодательству, усваивающему западноевропейские стереотипы. Во всяком случае эта перестройка не коснулась главнейшего института исламского права - «права личного статуса». Эта отрасль, кроме семейных отношений, содержит нормы, которые регулируют правомочность и ее ограничения, вопросы опеки и попечительства, наследования и завещания. Это такие нормы, которые допускают полигамию, правила, согласно которым одной из главенствующих фигур при заключении брака является опекун невесты непризнанием брака между мусульманкой и немусульманином, обязанностью жены повиноваться мужу и следовать за ним при перемене местожительства и т. д., что более чем далеко от пронизывающей международное право идеи равноправия людей независимо от пола, религии, расы и т. д.

Огромное значение имеет  равные права женщин и мужчин в  обеспечении их политического равенства. Социальные и экономические права  определяют положение человека в  сфере занятости, благосостояния, социальной защищенности, труда и быта. Культурные права обеспечивают духовное развитие

Реализация этих равных прав женщин и мужчин возможно только на основе специфических законодательно зарегистрированных гарантий: государственной  охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением  содержания и т. п.

В заключении хотелось бы отметить ,что ислам- религия, которая способна определить и определяет общественно-культурную жизнь исламских стран. Ислам может быть использован для исповедного и внутреннего усовершенствования мусульманских женщин, но заменить юридическую, правовую концепцию прав женщин в исламском праве не может.

Литература:

  1. Маудуди С.А. Права человека в исламе. Казань: Иман, 1995. С. 23
  2. Дискриминация вне закона: Сборник документов / Отв. ред. А.Я. Капустин. М.: Юристъ, 2003.
  3. Цит. по: Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана // Международное публичное и частное право. 2006. N 5 (32). С. 58.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Т. 1–2: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: БЕК, 2000. С. 253.
  5. СВ. Поленина. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права // Права женщин в России. Законодательство и практика. – М,.1998. - № 3. - С.12.

Информация о работе Конституционные права женщин в мусульманских странах