Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:48, реферат
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля.
Состав и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, содержание, форма и юридическое значение.
1 Конституционный суд Российской Федерации
1.1. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля.
1.2. Состав и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
1.3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: виды, содержание, форма и юридическое значение.
1.1. В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее по тексту – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Аналогичное определение Конституционного Суда РФ содержит статья 18 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1.
Судебный конституционный контроль - это деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ и иных актов федерального и регионального уровней, перечисленных в Конституции и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», осуществляемая посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, направлены на обеспечение верховенства и прямого действия Конституции России на всей территории страны с целью защиты основ конституционного строя, а также основных прав и свобод человека и гражданина2.
Презюмируется, что лишь суд способен быть независимым арбитром в споре о нарушении права не только в правоприменительном, но и в правотворческом процессе, в таком качестве он должен обеспечивать соблюдение права и конституции как исполнителем, так и законодателем. Не заменяя законодателя, для которого характерно свободное нормотворчество, а решая судебные задачи, суд обеспечивает конституционность закона, т.е. верховенство конституции в правотворческой деятельности законодателя3.
Процесс эволюции конституционного контроля в России можно разделить на несколько периодов.
Первый связан с принятием первой в России писанной Конституции и с предоставлением функций по осуществлению конституционного контроля и конституционного надзора государственным органам. Так, с 1918 г. по 1924 г. конституционный контроль выполняли Всероссийский ЦИК и его Президиум (с 1922 г. соответственно Всесоюзный Съезд Советов, ЦИК и его Президиум), а конституционный надзор - отдел законодательных предположений. Позднее, с 1924 г., функции надзора были переданы Верховному Суду, учрежденному при ЦИК СССР, и прокурору Верховного Суда СССР. В 1933 г. в связи с образованием Прокуратуры СССР надзор полностью перешел к новому органу.
Второй период (1936 г. – 1988 г.) характеризовался осуществлением конституционного контроля и конституционного надзора Верховным Советом СССР и его Президиумом. Аналогичными полномочиями наделялись и высшие представительные органы союзных и автономных республик.
Третий период начался с образованием в 1988 г. первого специализированного органа в данной сфере - Комитета конституционного надзора СССР. Комитет реализовывал полномочия по конституционному надзору и был подконтролен Съезду народных депутатов СССР, что делало его зависимым.
Начало четвертого периода обусловлено учреждением 15 декабря 1990 г. Конституционного Суда РСФСР. Этот период можно разбить на более мелкие этапы, отражавшие нормативные и институциональные изменения в развитии современного конституционного правосудия в России. Но есть сущностные характеристики, связанные с созданием и деятельностью специализированного органа конституционного правосудия, которые отличают последний период от предыдущих4.
В соответствии со статьёй 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан проверяет
3.1) по запросам судов
проверяет конституционность
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о
соблюдении установленного поря
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему Конституци
1.2. В силу статьи 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Глава 4 вышеуказанного закона добавляет еще принципы непрерывности судебного заседания, языка конституционного судопроизводства, устности разбирательства.
Исходя из содержания ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» можно выделить еще несколько принципов, о которых в самом законе не говорится, что они принципы конституционного правосудия, но воспринимать их можно именно так. Это принципы организационного характера. Так, статья 16 закона установила принцип равенства судей Конституционного Суда РФ, статья 15 - принцип неприкосновенности судей, статья 14 - принцип несменяемости.
Отдельно следует сказать о принципе законности. Данный принцип, конечно, присутствует в конституционном правосудии, имеет здесь своеобразное выражение, любая отрасль права РФ содержит в себе отражение принципа законности. При рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых законов6.
Конституционный
Суд Российской Федерации
Конституционный
Суд Российской Федерации
Полномочия
Конституционного Суда
Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не допускается.
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный статьёй 12 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:
1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Конституционный Суд Российской Федерации приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению.
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:
1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации