Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Объективные причины (источники) возникновения и существова-
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических
источников права.

Содержание

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

КР Конституция.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

Академия ГПС МЧС России  

                   

                      Политология

 

 

                                                     

 

                                            Контрольная работа на тему:

                        Конституция РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнял: Фролов Георгий  Игоревич

Студент 1 курса ФПОУ ГМУ 35212

 

 

П Л А Н  
 
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2  
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5  
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8  
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16  
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20  
 
 
 
 
1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  
 
Объективные причины (источники) возникновения и существова-  
ния конституционного права коренятся в материальных условиях жиз-  
ни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических  
источников права. Под источником права в юридическом смысле пони-  
маются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.  
Основными видами источников конституционного права- являются нор-  
мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые обычаи, а  
также иногда международные и внутригосударственные договоры. Нор-  
мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют-  
ся на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные  
акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские  
регламенты, акты местного самоуправления.  
Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти - монархами в абсолютных монархия, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в  
некоторых странах.  
По степени важности и характеру регулируемых общественных  
отношений законы подразделяются на основные (конституции), конс-  
титуционные, органические и обычные.  
Конституции (основные законы) провозглашают основные права и  
свободы человека и гражданина, регулируют основы общественного  
строя, форму государства, устанавливают принципы организации и  
деятельности государственных органов. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения.  
Конституционные законы как источники права имеют различное  
значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня-  
то, что конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес-  
кие законы в ряде стран (обычно романской системы права) опреде-  
ляют статус органов государства на основе бланкетных статей конс-  
титуций. Например, Конституции Франции предусматривает урегулиро-  
вание органическими законами статуса таких государственных орга-  
нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата правосу-  
дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший  
совет магистратуры (ст. 65).  
Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых  
странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла-  
ментов.  
Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и  
являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы. К нормативно правовым актам исполнительной власти относятся  
нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.)  
и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы,  
декреты, постановления и т.п.). Указанные акты служат источниками  
конституционного права лишь в той части, в какой содержат его  
нормы. Между ними существует определенная субординация: норматив-  
ные акты нижестоящих государственных органов не должны противоре-  
чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и прави-  
тельств имеют наиболее широкую сферу действия.  
Практически в каждой стране существуют конституционноправо-  
вые обычаи, однако лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права.Это правила поведения,  
нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых,  
однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо  
санкционированные государством. Чаще всего эти правила представ-  
ляют собой определенный способ реализщии констжуционно-правовых  
норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.  
Широкое распространение обычай получил в конституционном  
праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе-  
ния британской конституции существуют ныне именно в этой форме:  
"король должен согласиться с биллем, прошедшим через обе палаты  
Парламента", "лидер партии большинства - Премьер-Министр"; "ми-  
нистры выходят в отставку, если перестают попьзоваться доверием  
Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит инициатива финансо-  
вых биллей" и др.  
Международные договоры служат источниками конституционного  
права в случае когда регулируют конституционные проблемы и пре-  
дусмотрено их непосредственное применение. В современных консти-  
туциях многих государств содержатся положения о примате междуна-  
родного права перед внутригосударственным. Это порождено процес-  
сом дальнейшей интернационализации экономики и других сторон об-  
щественной жизни. 
 
 
2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ  
 
 
Конституция - это Основной закон государства, выражающий во-  
лю господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно-  
вы общественного и государственного строя, права и свободы чело-  
века и гражданина.  
Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле-  
ние", "устройство". Конституция как Основной закон государства  
учреждает политическую форму существования общества, систему го-  
сударственных органов, устанавливает порядок их формирования и  
способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и  
гражданина.  
Конституция в современном ее понимании не была известна ни в  
древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные  
акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего  
не имели с основными законами государств, возникшими в эпоху пе-  
рехода человечества от феодализма к капитализму.  
Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс-  
титуция США 1787 г. Вслед за ней появилась конституция Франции  
1791 г. в результате победы Великой французской революции. В Х1Х  
в. конституции были приняты в большинстве европейских стран. С их помощью господствующие классы стремились "... придать своей во-  
ле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде за-  
кона". Конституция как Основной закон государства появляется  
только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым  
равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво- ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и  
закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребнос-  
тям и интересам господствующих классов или всего общества, конс-  
титуция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической  
стабильности государства, устойчивого функционирования его власт-  
ных структур.  
Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи-  
альные положения и основополагающие устои общества, политическую  
форму его существования, конституция служит правовой базой для  
текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются,  
раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем,  
важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или  
дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства,  
текущее законодательство наполняет его положения конкретным со-  
держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде-  
ленность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего  
законодательства.  
В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха-  
рактеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества консти-  
туции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абс-  
трактного содержания ее положений она не подвержена постоянным  
изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изме-  
нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долго-  
вечности.  
Таким образом все другие законы и правовые предписания  
властных структур государства должны соответствовать конституции  
- их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституци-  
онным принципам и нормам, подлежат отмене. Конституции можно классифицировать по различным основаниям.  
В зависимости от способа объективирования государственной воли  
господствующего класса или всего общества конституции подразделя-  
ются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и  
неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы  
конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обы-  
чаев.  
По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти-  
туции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля-  
ются конституции, для принятия и изменения которых установлена  
более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К  
обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменя-  
ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для  
обычных парламентских законов.  
В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти-  
ческим общественным отношениям, которые сложились и господствуют  
в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действи-  
тельные. Фиктивные конституции не выражают общественные отноше-  
ния, которые функционируют в стране. Они оторваны от действитель-  
ности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются  
адекватным выражением и воплощением фактических общественных от-  
ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым  
критерием социальной природы политической власти и государства,  
способа их организации и деятельности на соответствующей террито-  
рии, фактического статуса человека и гражданина.  
 
3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ  
 
Основные черты характеризуют конституцию как специфическую  
реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отно-  
шения. Являясь концентрированным политическим выражением состоя-  
ния общества, уровня его развития, конституция регулирует осново-  
полагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое вопло-  
щение в ее характерных чертах.  
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек-  
ватный характер складывающимся в обществе общественным отношени-  
ям. Она отражает переходный характер российского общества, проти-  
воречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то,  
что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России:  
многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономичес-  
кой деятельности, политический и идеологический плюрализм, приз-  
нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс-  
тво, основанное на самоопределении и равноправии народов, самос-  
тоятельный статус местною самоуправления и т.д.  
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие  
в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую-  
щие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой  
основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержа-  
нию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление  
самого главного в общественных отношениях.  
Характерной чертой Конституции России является также ее пря-  
мое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В  
соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком ли-  
бо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную  
высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.  
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-  
зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это  
выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание,  
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-  
ность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что  
"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конс-  
титуции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и  
гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами  
международного права (статья 17).  
Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ.  
Прежде всего в отличие от предшествующих конституций Консти-  
туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком  
разработки.  
Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес-  
кого противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу-  
дарственной власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет)  
осуществлялась разработка двух проектов Конституции Российской  
Федерации. 7 мая 1993 г. за подписью заместителя Председателя  
Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатова появляется постановле-  
ние "Об основных положениях проекта Конституции Российской Феде-  
рации", которым утверждался представленный рабочей группой проект  
положений проекта Основного Закона России. При этом в постановлении указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в  
соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов  
Российской Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле-  
нию конституционной реформы в Российской Федерации (о постановле-  
нии седьмого Съезда. народных депутатов Российской Федерации "О  
стабилизации конституционного строя Российской Федерации").  
В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна-  
чально разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы  
правления в России и низведения статуса президента до номинально-  
го главы государства, Президент Российской Федерации своим указом  
от 20 мая 1993 г. "О созыве Конституционного совещания и заверше-  
нии подготовки проекта Конституции Российской Федерации" учредил  
Конституционное совещание, которое призвано было выработать аль-  
тернативный вариант конституции России. Это сделано после том как  
6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию  
свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за  
подписью ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г.  
Румянцева и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского по-  
явился документ, в котором давалась негативная политико-правовая  
оценка президентского варианта конституции. В частности, в нем  
утверждалось, что в указанном проекте "президент не только выво-  
дится за рамки системы трех властей - законодательной, исполни-  
тельной и судебной, - но и ставится над ними, что присуща, глав-  
ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии форм  
правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований  
для роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и  
что "при подобной конструкции Парламент превращается в безвольный  
и фактически безвластный орган". Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституци-  
онной комиссии "О проекте Конституции (Основного закона) Российс-  
кой Федерации, направленном Президентом Российской Федерации в  
Конституционную комиссию 6 мая 1993 года" от 7 мая 1993 г. факти-  
чески отклонялся президентский вариант конституции, ибо, как было  
сказано в нем, его "отдельные положения... существенно ограничи-  
вают экономические, политические и гражданские права человека и  
гражданина, нарушают принцип разделения властей". Тем самым была  
устранена почва для достижения компромисса между властями по про-  
екту новой конституции России.  
Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало  
работу над проектом Основного закона государства вне всяких кон-  
тактов с Конституционной комиссией и Верховным Советом Российской  
Федерации. Крайне обострившийся внутриполитический кризис в стра-  
не в результате открытого противостояния властей вынудил Прези-  
дента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить Съезд народ-  
ных депутатов и Верховный Совет РФ. Съезд народных депутатов от-  
казался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О полити-  
ческом положении в Российской Федерации в связи с государственным  
переворотом" от 24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия  
Президента как попрание Конституции, совершение государственного  
переворота и установление режима личной власти. При этом съезд  
заявил, что "действия граждан по защите конституционных органов  
власти, преодолению последствий государственного переворота рас-  
цениваются как исполнение общественного и государственного дол-  
га".  
После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутри-  
политической обстановки в стране работа над проектом Основного закона вступает в завершающую стадию. В связи с этим Президент  
своими распоряжениями от 11 октября 1993 г. утверждает положения  
о Государственной и Общественной палатах Конституционного совеща-  
ния.  
На Государственную палату была возложена обязанность по вы-  
работке предложений по изменениям и дополнениям к проекту Консти-  
туции Российской Федерации и рассмотрение рекомендаций по полити-  
ческим, социальным и экономическим вопросам. Общественная палата  
Конституционного совещания призвана была обеспечить участие об-  
щественных объединений в конституционном процессе. Являясь орга-  
низационной формой их взаимодействия с федеральными органами  
власти Российской Федерации, в рамках которой осуществлялись "не-  
обходимые политические консультации по широкому кругу социаль-  
но-политических вопросов", она также вырабатывала предложения по  
изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федера-  
ции и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и  
экономическим проблемам.  
На совместных заседаниях Государственной и Общественной па-  
лат, созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные  
варианты разделов и глав Конституции Российской Федерации, уточ-  
нены редакции соответствующих конституционных положений. Как ви-  
дим, разработка Конституции Российской Федерации носила весьма  
специфический характер и осуществлялась не на уровне законода-  
тельных органов государства, а по инициативе и при содействии  
Президента РФ.  
Другой особенностью Конституции Российской Федерации являет-  
ся порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное  
голосование. Причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законода-  
тельные органы были распущены, а новые еще не сформированы. да и  
создавать их было преждевременно, ибо не была еще принята Консти-  
туция, которая предусматривала образование совершенно нового  
представительного и законодательного органа Российской Федерации  
- Федерального Собрания.  
В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. бы-  
ло проведено всенародное голосование по проекту Конституции Рос-  
сийской Федерации. Голосование проводилось на основе Положения о  
всенародном голосовании, содержащего принципы, порядок проведения  
референдума, методику подсчета голосов и определения результатов  
всенародного голосования.  
К числу особенностей Конституции Российской Федерации следу-  
ет отнести и то, что она принималась одновременно с выборами де-  
путатов Совета Федерации и Государственной Думы - палат Федераль-  
ного Собрания. Причем, их избрание осуществлялось не на основе  
Конституции, ибо она еще не была принята, а в соответствии с Ука-  
зом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего "Положение о вы-  
борах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе его  
же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Феде-  
рального Собрания Российской Федерации".  
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации  
1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепля-  
ет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация  
- есть "демократическое федеративное правовое государство с рес-  
публиканской формой правления" (статья 1) она обходит молчанием  
вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская  
Федерация не является парламентарной республикой - это настолько  
очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и наз-  
вать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент  
наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классичес-  
кую модель президентской формы правления. Это прежде всего подт-  
верждается следующими правовыми аргументами.  
1. В президентской республике президент является главой ис-  
полнительной власти. В качестве классического примера возьмем  
Конституцию США. В ней, в частности, провозглашается, что "испол-  
нительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов  
Америки" (раздел 1 статьи 11). Как же дело обстоит в Конституции  
РФ? Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную  
власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской  
Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пре-  
делы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное  
воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской  
Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согла-  
сия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель  
Правительства определяет основные направления его деятельности не  
только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и  
указами Президента (статья 113).  
Особое положение Президента Российской Федерации в системе  
властных структур государства, которое делает его более могущест-  
венной фигурой, чем президента при президентской форме правления,  
находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, сог-  
ласно которой, президент Российской Федерации определяет основные  
направления внутренней и внешней политики государства".  
И наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее  
отношение к федеративному устройству России. Она придает статус  
субъектов Российской Федерации не только национально-государс-  
твенным образованиям, но и обычным административно-территориаль-  
ным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конститу-  
ционное решение проблемы федеративного устройства России выходит  
за рамки традиционного понимания федерализации государства и миро-  
вой практики. В мировом сообществе федерации основываются либо на  
межнациональных отношениях, являясь их государственно правовым вы-  
ражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, ли-  
шенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим пола-  
гается и различие в их функциональном назначении. В Конституции  
РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принципы  
построения федеративной организации государства. При этом декла-  
рируется равноправие политических образований и административ-  
но-территориальных единиц. 
 
4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ  
 
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно  
выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистичес-  
кую.  
Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего  
в признании и закреплении политического многообразия, многопар-  
тийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим  
силам равные возможности в борьбе за государственную власть,  
конституция только запрещает действия, направленные на насильст-  
венное изменение основ конституционного строя, подрыв безопаснос-ти государства, создание вооруженных формирований, разжигание со-  
циальной, расовой, национальной и религиозной розни.  
Конституция не допускает вмешательства общественных объеди-  
нений в деятельность органов государства и тем более создание по-  
литических организаций в их структурных подразделениях. В свою  
очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятель-  
ность общественных формирований.  
Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается  
в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества,  
учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исход-  
ными и определяющими для различных отраслей права. Конституция  
как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную  
систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юри-  
дической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее право-  
вое регулирование общественных отношений с помощью системы взаи-  
мосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государс-  
тва. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения  
конституции как государственный суверенитет, права и свободы че-  
ловека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения  
властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.  
Целевое назначение Конституции Российской Федерации выража-  
ется и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в  
Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены  
права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объяв-  
ляются составной частью правовой системы государства общепризнан-  
ные принципы и нормы международного права и международные догово-  
ры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба  
являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на го-  
сударство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованно-  
го существования.  
 
5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ  
 
Юридические свойства - это правовые признаки конституции как  
основном закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она  
обладает.  
1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российс-  
кой Федерации представляет собой нормативно-правовой акт. Как и  
всякий подобный акт она обладает его характеристиками. Это прежде  
всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобяза-  
тельный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт конс-  
титуция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы дейс-  
твуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечива-  
ется принудительной силой государства.  
2. Конституция как Основной закон государства базируется на  
государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана  
своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют  
результаты всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося  
12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как  
правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли мно-  
гонациональном народа Российской Федерации.  
3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенс-  
твом. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по от-  
ношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы.  
Все они должны соответствовать Конституции. Верховенство Консти-  
туции закрепляется в статье 4 Основного закона РФ.  
4.Конституция является базой текущего законодательства, слу-  
жит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет  
конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь  
конкретизирует основополагающие положения конституции в соответс-  
твующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конститу-  
ционные нормы, но в рамках их специфического содержания. Иначе  
творя, оно не должно выводить свои предписания за границы консти-  
туционных норм. Дух и буква последних должна пронизывать их смысл  
и правовую значимость.  
Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает  
реализацию своих норм с действием соответствующих законов, прини-  
маемых в обычном порядке. Например, ст. 6 Конституции РФ связыва-  
ет приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации со  
специальным федеральным законом, ч. 3 ст. 11 увязывает процесс  
разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными  
органами государственной власти и органами государственной власти  
субъектов Российской Федерации не только с конституционными поло-  
жениями, но и Федеративным и иными договорами о разграничении  
предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что граж-  
данин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным зако-  
ном и т.д.  
5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и  
изменения. Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция  
была принята в результате всенародного голосования. Особый поря-  
док изменения Российской Конституции состоит в том, что для при-  
нятия закона, вносящею изменение или дополнение, требуетса не ме-  
нее 2/3 голосов от общем числа депутатов в каждой из палат Феде-  
рального Собрания - Совета Федерации и Государственной Думы. Для  
принятия же обычных законов достаточно простого большинства от  
общего числа депутатов парламента.  
 
 
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы  
 
 
 
1.Конституция РФ  
 
2.Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994  
 
3.Верховенство права М.1992  
 
4.Фридмен Л.Введение в американское право М.1993  
 
5.Конституционное право зарубежных стран М.1993  
 
6.Политология Словарь-справочник М.1993  
 
7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993  
 
8.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая геог-  
рафия мира М.1994  
 
9.Чиркин В.Е. Элемены сравнительного правоведения М.1994


Информация о работе Конституция РФ