Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 15:40, контрольная работа
Государство – общественное явление. Оно возникло и существует в человеческом обществе, составляя его важнейшую часть. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это – социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук – философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук.
Введение…………………………………………………………….
Отомрет ли государство в будущем, с развитием цивилизованности общества? Выскажите свои аргументы «за» и «против».
Составьте сравнительную таблицу правового и тоталитарного государства. Попробуйте составить собственное определение правового государства. Выпишите основные отличительные признаки правового государства, охарактеризуйте их. Прочтите внимательно оду А.С. Пушкина «Вольность». Выпишите выражения, характеризующие характер государства.
Одним из признаков правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Как Вы представляете практическое проявление ответственности государства перед личностью?
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Теории государства и права
Тема: вариант 6
Екатеринбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Государство – общественное явление. Оно возникло и существует в человеческом обществе, составляя его важнейшую часть. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это – социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук – философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук.
В данной контрольной работе мы рассмотрим вопросы сущности государства и его развитие в будущем цивилизованном мире. Сравним характеристику правового и тоталитарного государства, в чем их различие. Поговорим об ответственности государства перед личностью.
3
Прежде чем рассуждать над данным вопросом отметим, что об «отмирании государства» уже говорилось в истории политики. «Отмирание государства» - одно из положений классического (раннего) марксизма, гласившее, что при социализме (коммунизме) происходит постепенное исчезновение государства.
Термин впервые был употреблен в работе Ф. Энгельса «Анти – Дюринг»: «Государство было официальным представителем всего общества, оно объединяло его в одной видимой организации, но оно исполняло эту роль лишь постольку, поскольку было государством того класса, которым сам являлся представителем всего современного ему общества: в древности – государством граждан – рабовладельцев; в средние века – феодального дворянства; в наше время – буржуазии. Сделавшись наконец, действительным представителем всего общества, оно станет излишним. Когда не будет общественных классов, которые нужно держать в подчинении, когда не будет господства одного класса над другим и борьбы за существование, тогда уже некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет надобность в государственной власти, исполняющей ныне эту функцию». (Х. Арендт Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996г.)
Марксисты верили, что в коммунистическом
обществе, когда будет подавлен капитализм
и не будет различия между членами общества
по их отношению к общественным средствам
производства, тогда «исчезнет государство
и можно будет говорить о свободе» ( Лазарев Б. М.
Что такое правовое государство. М., 1990.)
По мере
развития гражданского общества потребность
в его организации постепенно ослабевает.
Если рассматривать этот вопрос в теории,
то, безусловно, цивилизованное общество
не нуждается в государстве. Но для того,
чтобы стать таковым, ему необходимо справится
со всеми проблемами, стать сильным и самостоятельным.
4
Я считаю, что общество не сможет
развиться до идеального – способного
к самоорганизации, самопроизводству
и самоконтролю.
Во-первых,
государство существует на протяжении
достаточно большого времени. За этот
период сложилась традиция отождествления
общества и государства. И у индивида на
психологическом уровне с момента начала
процесса социализации заложено, что обществом
должен кто-то управлять. Доказательством
является, например то, что термин «государство»
используется в одном смысле с такими
понятиями, как страна, нация, отчизна,
общество.
Во-вторых,
чем совершеннее общество, тем больше
оно нуждается в управлении, потому как
достигнутое состояние нужно постоянно
поддерживать и развивать дальше. А без
осуществляющего данные функции органа
социуму не обойтись.
Если брать
конкретно нашу страну, то здесь роль государства
как института велика по причине огромной
территории, численности населения и многонациональности.
По этому поводу еще Аристотель считал,
что совершенное государство должно соответствовать
по человеческой мерке: т. е. быть ни слишком
населенным, ни малонаселенным, как, впрочем,
и территория: оно должна быть достаточно
большой, чтобы удовлетворять материальным
нуждам, но не настолько, чтобы тяготить
своими размерами. Именно по этой причине
в России построить свободное от государства
общество практически не возможно.
Хотя моя точка зрения и основывается
на невозможности отмирания государства,
я не исключаю построение идеального общества.
Но для этого должны быть реализованы
сложнейшие для современного государства
условия. Среди них можно отметить следующие:
- положение человека в обществе не должно
определяться частной собственностью;
- главными принципами взаимодействия
между людьми должны быть свобода, равенство
и справедливость; - страна должна быть
по территории и численности сравнительно
небольшой;
- интерес общества должен быть направлен
на общую пользу и прочее.
5
Современные положения
и выводы, относящиеся к правовому государству,
объединяют все те ценные, позитивные
результаты, которые были достигнуты учеными
на протяжении длительного исторического
периода. В этой связи можно предложить
следующее определение правового государства:
это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которой свойственны
демократический режим конституционного
правления и законности, развитая прогрессивная
правовая система, разделение властей
и их взаимоконтроль, признание и гарантирование
прав и свобод человека и гражданина, взаимная
ответственность государства и личности.
Правовое государство, несмотря
на особенности, остается государством
в подлинном смысле слова, т.е. организацией
публичной власти. Такое государство,
обладая публичной властью, выступает
как официальный представитель не только
правящих (управляющих), но и всех остальных
слоев общества.
Правовое государство, как и любое иное,
располагает специальным аппаратом управления
и принуждения. Для его содержания устанавливаются
и взимаются налоги, проводятся займы,
формируется государственный бюджет.
Правовое государство, так же, как и иные
государства, обладает суверенитетом.
Суверенность правового государства,
как и любого иного, заключается в его
верховенстве по отношению ко всем гражданам,
организациям внутри страны и самостоятельности
(независимости) государства вовне (проведение
внешней политики, построение отношений
с другими государствами)
Названные черты следует отнести
к общим, поскольку они свойственны как
правовым, так и неправовым государствам.
Вместе с тем правовое государство отличают
следующие специфические черты, указанные
в предложенном выше определении:
1) Демократизм, реальное осуществление
народовластия. Термин «народовластие»
— один из существенных элементов демократии
в ее современном общепринятом понимании.
6
В этой связи
обратим внимание на следующие
моменты.
Во-первых, народ является
действительным источником всей той власти
и политики, которая выражается и проводится
правовым государством. Народовластие
характеризуется закреплением соответствующих
предпосылок в действующей Конституции,
иных законах, способствующих проведению
его принципов в жизнь. Это проявляется
в непосредственном участии населения
в формировании представительных органов
государства, наделенных правом разрабатывать
и принимать законы — акты высшей юридической
силы.
Во-вторых, в условиях народовластия
должен существовать механизм, позволяющий
не только критиковать политику государства,
не соответствующую интересам граждан,
реализации их прав и свобод, но и своевременно
воздействовать на нее средствами, предусмотренными
законом (пикеты, митинги, демонстрации
и т.д.).
2) Режим демократического конституционного
правления. При таком режиме высшие органы
государственной власти на основе действующей
Конституции имеют мандат народа, власть
реализуется в его интересах демократическими
правовыми методами. Здесь реально существуют
политический и идеологический плюрализм,
политические (в том числе оппозиционные)
партии, реально осуществляются социально-экономические
и политические права граждан, их организаций,
обеспечивается выборность и сменяемость
центральных и местных представительных
(законодательных) органов власти.
В условиях рассматриваемого
режима есть институты представительной
демократии и институты непосредственной
демократии (референдум и т.д.).
3) Разделение власти на законодательную,
исполнительную и судебную. При характеристике
правового государства недостаточно указания
на многообразие его органов, их перечисление.
Государственная власть, основанная на
праве, тогда эффективно действует, в том
числе в обеспечении прав и законных интересов
личности, когда в ней есть разделение
труда: институты (органы) государства
«выстраиваются» по-особому. Формируются
самостоятельные ветви власти, каждая
из которых осуществляет «свою» особую
деятельность»
Таких ветвей власти, свидетельствующих
о высокой развитости государства, три:
законодательная, исполнительная, судебная.
Соответственно различаются три вида
государственных органов: законодательные,
исполнительные, судебные.
7
Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. В США, например, в соответствии с Конституцией 1789 г., законодательную власть представляет двухпалатный Конгресс,
исполнительную —
Президент, судебную — Верховный Суд.
Вместе с тем, есть следующее существенное
обстоятельство. Власть в государстве
должна быть одновременно и целостной,
единой, и, наряду с этим, разделенной.
Именно поэтому наряду с названными тремя
ветвями власти как бы обособляется в
качестве особого самостоятельного института
главы государства. В республиках — президент,
в конституционных монархиях — монарх
(король, император и т.д.). Вот почему в
конституциях многих стран наряду с Президентом
(главой государства) значительные политико-правовые,
государственные задачи решает Премьер-министр
(или Председатель Правительства) — глава
исполнительной власти.
Принцип разделения властей способствует
«рассредоточенности» государственной
власти между различными властными звеньями,
структурами. Это предупреждает ее концентрацию
в какой-либо одной структуре, не позволяет
превратить ее в авторитарную и тоталитарную
власть .
Итак, принцип разделения властей позволяет
отметить, что все три ветви власти одинаковы,
равновелики по силе, призваны служить
противовесами по отношению друг к другу.
Они должны оказывать взаимное сдерживание,
не допускать усиления, доминирования
одной из властей, предотвращать возможные
злоупотребления.
4) Возвышение права, закона
над государственной властью. Именно это
и есть то, что понимается под правовым
государством. Речь идет о таком значении
права, что оно перестает быть своего рода
придатком государственной власти. Это
значит, что правовые требования должны
выполнять не только граждане и их объединения,
но и должностные лица, государственные
органы, государство в целом. Не случайно
многие предписания законов обращены
к государству, его органам. Иначе говоря,
государство, все его органы, организации
и учреждения сами связаны правовыми нормами,
призваны действовать в их рамках. Это
необходимое условие нормального функционирования
общества и государства, обеспечения организованности
в обществе.
5) Ведущая роль закона в регулировании
наиболее важных общественных отношений.
Речь идет о верховенстве законов над
всеми другими нормативными правовыми
актами. По существу, верховенство закона
выражает принцип народовластия.
8
Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения.
Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить.
В случае противоречия
подзаконного акта закону действует закон
как акт высшей юридической силы.
Принцип верховенства
закона необходимо проводить прежде всего
в нормотворческой деятельности государства.
Имеется в виду разработка и принятие
именно правовых законов, отвечающих принципу
социальной справедливости, призванных
ввести в общественную жизнь начала согласия.
Без этого невозможен элементарный правопорядок.
Однако верховенство закона относится
и к правоприменению. Пренебрежение к
закону создает удобную атмосферу для
различного рода злоупотреблений.
6) Признание и гарантирование
прав и свобод человека и гражданина. Исходными
началами действующего конституционного
и текущего законодательства является
признание человека его прав и свобод
высшей ценностью.
Политико-правовая действительность свидетельствует
о том, что многие права и свободы трудно
назвать реальными, они как бы «зависли»,
существуют на бумаге, для «людского глаза»,
государственного имиджа.
Признавая широкий объем прав и свобод
граждан, государственная власть не располагает
эффективной системой мер — правовых,
организационных и др., называемых правовыми
гарантиями.
Если сам человек не проникнется своими
правами и свободами, не будет везде, всегда
и перед всеми их отстаивать, то одни государственные
органы едва ли что сделают по такому вопросу.
Наши соотечественники не привыкли и не
всегда умеют, способны отстаивать свои
права, обращаться в государственные органы
с жалобами в порядке административного
или судебного обжалования. Немецкий юрист
Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать
свое право связывал с чувством достоинства
личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого
нарушения и попирания его права, не испытывает
стремления защитить себя и свое право,
тот уже человек безнадежный...» .
9
Чем более развито
правовое государство, чем полнее его
правовая система, чем надежнее она обеспечена
институтами государства, тем лучше защищены
права и свободы людей, тем больший простор
для их самореализации, активности.
7) Режим строгой
законности в государстве и
обществе. Законность как всеобщее
требование неукоснительного
На состояние законности оказывают
влияние многие факторы, в том числе результативность
исполнения обязанностей государством,
как в сфере правотворчества, так и правоприменения.
Во-первых, в правовом государстве законодательные
и иные нормативные правовые акты должны
быть правовыми и по содержанию, и по форме.
Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива
легитимных органов государственной власти,
законно избранных или назначенных. В-третьих,
права и свободы человека и гражданина
должны признаваться и гарантироваться
в соответствии с Конституцией Республики
Казахстан, согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права.
Для понимания законности как
режима функционирования правового государства
существенное значение имеет содержательная
характеристика самих нормативных правовых
актов (конституции, законов, подзаконных
актов).
Законность как всеобщее требование неукоснительного
соблюдения и исполнения действующего
права распространяется не только на правотворчество,
но и на иные сферы правовой деятельности
государства. Главное в этом плане исключить
из общественной и государственной жизни
произвол, своеволие, бесконтрольность,
сделать так, чтобы в обществе был установлен
прочный правопорядок.
В демократическом правовом государстве
все одинаково должны быть подчинены законам.
Законность едина, обязательна и для органов
власти, и для граждан. В этом плане можно
сказать, что действенность государственно-правовых
институтов предопределяется их основанностью
на требованиях законности. Каждому индивиду
также очень важно исполнять возложенные
обязанности, соблюдать и исполнять законы.
Именно это помогает налаживать нормальные
взаимоотношения между человеком, средой
обитания и обществом.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"