Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:02, контрольная работа

Краткое описание

1. Раскройте и обоснуйте место и роль теории государства в системе юридических наук.
Для начала следует отметить, что теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук. Во-первых, она теснейшим образом связана с историей государства и права. Так, например, изучение историей государства и права государственных институтов, и законодательства в различных странах в различные периоды, опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного аппарата и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

 

группа

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Теория государства и права»

 

Вариант - 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила:

Студент         группы 1 курса                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012 г.

1. Раскройте и обоснуйте место и роль теории государства в системе юридических наук.

Для начала следует отметить, что теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук. Во-первых, она теснейшим образом связана с историей государства и права. Так, например, изучение историей государства и права государственных институтов, и законодательства в различных странах в различные периоды, опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного аппарата и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т. д.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения конкретных исторических данных, фактов, событий, правовых памятников, процессов, составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические науки руководствуются разработанными теорией государства и права нормативными положениями. В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Фактический материал и теоретические обобщения указанных наук - один из важнейших источников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом, а также со многими иными отраслевыми юридическими науками.

Теория государства и права органически тесно взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками - такими, например, как история, которая изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки в целом. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, разрабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с диалектико-материалистической философией, в частности с историческим материализмом. Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы. Теория государства и права исходит из принципа, что государство и право - важные части надстройки над экономическим базисом общества.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, которая изучает политику и политические системы современного мира. Теория государства и права, в свою очередь, рассматривает место и роль государства и права в политической системе общества, а также закономерности правовых форм возникновения государства и его последующей деятельности.

Принимая во внимание значимость и место, которое занимают проблемы государства - главного структурного звена политики - в теории государства и права, следует признать целесообразной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политику - юридическую науку.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала нации.

2. Дайте подробное  описание такой характеристики  государства, как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве? (обязательно ссылки на статьи нормативных правовых актов).

 

Форма государственного правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

  • Форма правления в узком смысле - это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

  • Форма правления в широком смысле  это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,

  • их структуру,

  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей.

 

Критерии определения формы правления:


  1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);

  1. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

  1. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

 

Основные формы правления.


Монархия.

Монархия - форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства  монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

  1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

  1. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий:

  • Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

  • Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на

    • Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

    • Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

      • Дуалистическая монархия  государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

      • Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

 

Абсолют-ная монархия

Конституционная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная монархия

1. Принад-лежность законода-тельной власти

монарху

разделена между монархом и парламентом

парламенту

2. Осущест-вление исполни-тельной власти

монарх

формально - монарх, фактически - правительство

3. Назначе-ние главы правитель-ства

монарх

формально - монарх, но с учётом парламентских выборов

4. Ответ-ственность правитель-ства

перед монархом

перед парламентом

5. Право роспуска парламента

нет парламента

у монарха (неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

6. Право вето монар-ха на решения парламента

нет парла-мента

абсолютное вето

предусмотрено, но не используется

7. Чрез-вычайно-указное законода-тельство монарха

Неогра-ниченное (указ мо-нарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

8.Совре-менные страны

Саудовс-кая Ара-вия, Оман

Иордания, Ку-вейт, Марокко

Великобритания, Испания, Ни-дерланды


 

 

Республика.

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

  1. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

  1. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

    • они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

    • возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик:

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

  • Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

  • Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

  • Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны  (Франция, Португалия, Монголия).

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»