группа
Контрольная работа
По дисциплине «Теория государства и
права»
Вариант - 1
Выполнила:
Студент
группы 1 курса
Екатеринбург, 2012 г.
1. Раскройте и обоснуйте место
и роль теории государства в системе юридических
наук.
Для
начала следует отметить, что теория государства
и права занимает ведущее место в системе
юридических наук. Во-первых, она теснейшим
образом связана с историей государства
и права. Так, например, изучение историей
государства и права государственных
институтов, и законодательства в различных
странах в различные периоды, опирается
на понимание разрабатываемых теорией
государства и права общих представлений
о закономерностях возникновения и развития
государства и права, о понятиях государства,
права, их сущности, формы государственного
правления, государственного аппарата
и его структуры, источника права, закона,
отрасли права и т. д.
В
свою очередь, теория государства и права
строит выводы и заключения на основе
анализа и обобщения конкретных исторических
данных, фактов, событий, правовых памятников,
процессов, составляющих предмет истории
государства и права.
Все
отраслевые юридические науки руководствуются
разработанными теорией государства и
права нормативными положениями. В то
же время все эти положения опираются
на анализ и синтез соответствующих разносторонних
данных специальных отраслевых наук о
государстве и праве. Фактический материал
и теоретические обобщения указанных
наук - один из важнейших источников существования
и развития теории государства и права.
Тесно
соотносится теория государства и права
с международным правом, а также со многими
иными отраслевыми юридическими науками.
Теория
государства и права органически тесно
взаимосвязана не только со всеми отраслями
правоведения, но и со многими гуманитарными
науками - такими, например, как история,
которая изучает прошлое человечества
во всей его конкретности и многообразии.
Теория государства и права опирается
на конкретные данные исторической науки
в целом. В то же время историческая наука,
обращаясь к вопросам государства и права,
пользуется соответствующими положениями
и понятиями, разрабатываемыми теорией
государства и права.
Тесно
соотносится теория государства и права
с диалектико-материалистической философией,
в частности с историческим материализмом.
Неразрывная связь существует также между
теорией государства и права и экономической
наукой, которая изучает производственные
отношения и экономические законы. Теория
государства и права исходит из принципа,
что государство и право - важные части
надстройки над экономическим базисом
общества.
Особенно
тесно соприкасается теория государства
и права с политологией, которая изучает
политику и политические системы современного
мира. Теория государства и права, в свою
очередь, рассматривает место и роль государства
и права в политической системе общества,
а также закономерности правовых форм
возникновения государства и его последующей
деятельности.
Принимая
во внимание значимость и место, которое
занимают проблемы государства - главного
структурного звена политики - в теории
государства и права, следует признать
целесообразной высказанную в специальной
литературе мысль, согласно которой данную
область юриспруденции можно рассматривать
как политику - юридическую науку.
Тесное
соотношение теории государства и права
с другими гуманитарными науками обогащает
ее содержание, поднимает ее социальную
ценность, позволяет ей эффективно воздействовать
на расширение кругозора и развитие интеллектуального
потенциала нации.
2. Дайте подробное
описание такой характеристики
государства, как форма правления.
Приведите примеры современных государств,
имеющих различные формы правления. Проанализируйте
изменения формы правления в России. Каким
образом форма правления закреплена в
современном российском законодательстве?
(обязательно ссылки на статьи нормативных
правовых актов).
Форма государственного правления -
элемент формы государства, который определяет
систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования,
сроки деятельности и компетенцию, а также
порядок взаимодействия данных органов
между собой и с населением, и степень
участия населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле - это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форму правления не следует
путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти
три характеристики дополняют друг друга
и описывают форму государства.
Форма правления показывает:
как создаются высшие органы
власти в государстве,
какие принципы лежат в основе
взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения
между верховной властью и рядовыми гражданами,
в какой мере организация органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы граждан.
Форма правления является старейшим
элементом, характеризующим устройство
государства, которую начали изучать ещё
в Древней Греции. В различных периодах истории
форма правления имела различный смысл.
Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось
лишь к определению того, каким образом
замещается должность главы государства - в порядке наследования или
путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением
власти монархов, появлением и укреплением
народного представительства, формы правления
стали развиваться. Наибольшую значимость
приобрело не то, как происходит передача
власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются
отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются
их полномочия, - словом, как устроено разделение
властей.
Критерии определения формы
правления:
Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
Ответственность высших органов
государственной власти перед населением
(в монархии глава государства не несет
юридической ответственности, в отличие
от главы государства в республике);
Разграничение властных полномочий
между органами государственной власти.
Основные формы правления.
Монархия.
Монархия - форма правления, где высшая
государственная власть принадлежит единоличному
главе государства монарху, который занимает престол
по наследству и не несет ответственности
перед населением.
Отличительные признаки монархии:
Единоличным главой государства
является монарх, который получает свою
власть по наследству;
Монарх юридически безответственен
(отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий:
Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота
государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится
на
Сословно-представительная
монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
Дуалистическая монархия государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует
и осуществляет законотворческие функции,
но монарх может наложить абсолютное вето
на принимаемые акты и по своему усмотрению
распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
|
Абсолют-ная монархия |
Конституционная монархия |
Дуалистическая монархия |
Парламентарная монархия |
1. Принад-лежность законода-тельной
власти |
монарху |
разделена между монархом и
парламентом |
парламенту |
2. Осущест-вление исполни-тельной
власти |
монарх |
формально - монарх, фактически
- правительство |
3. Назначе-ние главы правитель-ства |
монарх |
формально - монарх, но с учётом
парламентских выборов |
4. Ответ-ственность правитель-ства |
перед монархом |
перед парламентом |
5. Право роспуска парламента |
нет парламента |
у монарха (неограниченное) |
у монарха (по рекомендации
правительства) |
6. Право вето монар-ха на решения парламента |
нет парла-мента |
абсолютное вето |
предусмотрено, но не используется |
7. Чрез-вычайно-указное законода-тельство
монарха |
Неогра-ниченное (указ мо-нарха имеет силу закона) |
только в период между сессиями
парламента |
предусмотрено, но не используется |
8.Совре-менные страны |
Саудовс-кая Ара-вия, Оман |
Иордания, Ку-вейт, Марокко |
Великобритания, Испания, Ни-дерланды |
Республика.
Республика - форма правления, при которой
высшие органы государственной власти
избираются народом, либо формируются
особыми представительными учреждениями
на определенный срок и несут полную ответственность
перед избирателями.
Отличительные признаки республиканской
формы правления:
Всегда существует несколько
высших органов власти, при этом полномочия
между ними разделены таким образом, что
один орган независим от другого (принцип разделения властей);
Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
Высшие органы власти и должностные
лица несут ответственность перед населением,
которая может быть выражена в следующем:
они избираются на определенный
срок, по истечении которого полномочия
могут не продлеваться;
возможно досрочное прекращение
полномочий.
Виды республик:
Республики различаются главным
образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также
перед кем из названных правительство
несет ответственность.
Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Франция, Португалия, Монголия).