Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:49, контрольная работа
Право охватывает в той или иной степени все стороны жизни общества, все виды человеческой деятельности. Связь права и политики интересовали человека с давних времен. В наше время – время смены политических режимов, всенародных выборов, установления демократии изучению роли права в политике и политики в праве открываются новые возможности.
В данном вопросе следует рассмотреть связь политических и правовых отношений, норм и сознания, а через них и права и политики в целом, также будет сделан акцент на приоритетности права над политикой.
Вопрос 1.
ПРАВО И ПОЛИТИКА ………………………………….…
3
Вопрос 2.
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА ……………………………….
8
Вопрос 3.
СОСТАВ (ЭЛЕМЕНТЫ) ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ…..
15
Список использованных источников……...………………………………..
19
МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
Кафедра общеправовых и гражданско-правовых дисциплин
Домашняя контрольная работа
по дисциплине Общая теория права
Вариант № 14
Выполнил:
учащийся 333 группы 3 курса
заочной формы обучения
Юридического колледжа БГУ
специальность «Правоведение»
Шутович Вероника
Михайловна
__________________________
(подпись учащегося)
Молодечно 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос 1. |
ПРАВО И ПОЛИТИКА ………………………………….… |
3 |
Вопрос 2. |
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА ………………………………. |
8 |
Вопрос 3. |
СОСТАВ (ЭЛЕМЕНТЫ) ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ….. |
15 |
Список использованных источников……...……………………………….. |
19 |
ВОПРОС 1. ПРАВО И ПОЛИТИКА
Право охватывает в той или иной степени все стороны жизни общества, все виды человеческой деятельности. Связь права и политики интересовали человека с давних времен. В наше время – время смены политических режимов, всенародных выборов, установления демократии изучению роли права в политике и политики в праве открываются новые возможности.
В данном вопросе следует рассмотреть связь политических и правовых отношений, норм и сознания, а через них и права и политики в целом, также будет сделан акцент на приоритетности права над политикой.
Юристу, как лицу непосредственно связанному с установленными государством нормами и правилами, регулирующими отношения людей в обществе, важно объективно толковать правовые нормы, уметь разграничивать право и политику.
Правильное понимание связи понятий невозможно без знания их сущности.
Что такое право? Существует множество определений понятия права, вот некоторые из них.
«Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» [2].
В частности, Р. З. Лившиц акцентирует на закрепленную в праве справедливость: «Право есть нормативно закрепленная справедливость» [10, с.17].
В. С. Нерсесянц подчеркивает в праве прежде всего свободу: «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, фактическая свобода» [13, с.342].
Определений права много. Всякое определение уязвимо, что отмечал еще древнеримский юрист Яволен. Ни одно из множества определений права не претендует на всесторонность и полноту. Это обусловлено тем, что право рассматривается как система юридических норм, как социальный регулятор общественных отношений, так и мера свободы и справедливости. И в то же время любое определение обладает научной ценностью.
На современное правопонимание непосредственно влияет прежде всего уровень правовой, политической и общей культуры, особенно процесс становления и упрочнения правового государства как воплощение идеального в праве на основе достижений мировой цивилизации.
После рассмотрения понятия права целесообразно будет рассмотреть понятие политики.
«Политика (греч. рolitike, от polis – государство) – сфера деятельности, связанная отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой являются завоевание, удержание и использование государственной политики» [4, с.178].
Обратимся к анализу аристотелевского определения. «Во-первых, под политикой понимается искусство управления государственными делами. Термин «искусство» тут используется как иносказание для обозначения гармонии, слаженности, согласованности, высокого уровня и эффективности ведения государственных дел. Во-вторых, политика проводится в жизнь посредствам управления, прежде всего государственного управления. В-третьих, политика в отличие от других социальных явлений вырабатывается и реализуется главным образом через организации, учреждения, т.е. институты, которые и являются носителями (субъектами) политики» [5, с.45].
«Современные ученые характеризуют политику как искусство возможного, подчеркивая ее реалистичность; как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последние годы в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «Политика – грязное дело», «Политика безнравственна». Только в смутное время могли появиться подобные оценки. Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковыми бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство» [5, с.46].
По мере исторического
развития общества, совершенствование
демократии политическое пространство
неуклонно расширяется. «В наше время
все взрослые граждане любой демократической
страны являются субъектами политики,
политических отношений. Они в качестве
избирателей (электората) выражают свою
волю на выборах, формируют институты
власти, путем участия в референдумах
принимают важнейшие
По сути дела, политика представляет
собой регулирование
Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии развития.
Важным также является вопрос о взаимоотношении права с политикой. Проблема соотношения права и политики, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор сказал, что прежде всего человек научился строить себе жилище. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, политолог же
заметил, что еще до существования самого мира нужно было создать кому-то хаос, а затем возглавить процесс созидания.
Право и политика – две
взаимосвязанные сферы
Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения в деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других средств и мер (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).
Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и устойчивы, а политика более изменчива и непостоянна. Политика является более гибкой и противоречивой, чем право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается на обществе в целом. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
Как уже было сказано выше, только политика, основывающаяся на праве, будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Вне права и морали нет места для гуманистической и демократической политики. «Право делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной» [9, с.61]. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.
ВОПРОС 2. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА
Проблема соотношения международного и национального права имеет давние исторические корни, данный вопрос стал привлекать юристов-международников уже в начале 19 века. Доктриальные концепции соотношения международного и национального права были разработаны в трудах западных ученых. Ими были выдвинуты две теории, признаваемые и в настоящее время: дуалистическая и монистическая.
Дуалистическая концепция была впервые сформулирована немецким ученым 19 века Г. Трипелем. Суть ее в следующем: международное и внутреннее право являются не только различными отраслями права, но это и различные правопорядки, «это два круга, которые соприкасаются, но не пересекаются». Сторонники этой теории относят международное и национальное право к различным правовым системам, не отрицая их взаимосвязи. Международное право во многом будет бессильно, если не станет обращаться к внутреннему праву.
Монистическая концепция рассматривает международное и национальное право как части единой правовой системы. Однако признает их неравноправными по своему статусу, а отдает предпочтение либо приоритету национального права, либо приоритету международного права. То есть, в монистической теории выделяют два направления: 1) примата национального права; 2) примата международного права.
Первое исходит из верховенства национального права и рассматривает международное право как сумму внешне государственного права различных стран. Выразителем указанного направления является немецкий философ Гегель, утверждавший, что государство способно не только изменить внутреннее право, но и нормы международного права. Указанные постулаты несостоятельны, так как они легализируют произвол в международных отношениях, отрицая возможность создания международного правопорядка. В настоящее время данная теория не имеет сторонников юристов-международников.
Второе направление монистической теории основывается на признании примата международного права. По мнению австрийского ученого Г. Кельсена, международное право, являясь высшим правопорядком, делигирует полномочия государствам осуществлять юрисдикцию на своей территории. Поэтому нормы национального права должны основываться на нормах международного права и,
в случае противоречия последним, теряют юридическую силу. Данной теорией отрицается суверенитет государства.
Современные ученые-правоведы рассматривают международное и национальное право как части единой системы права при определяющем влиянии первого на процесс национального нормотворчества (умеренные монисты). Анализ дуалистической и монистической концепций позволяет сделать вывод – только используя все рациональное в двух подходах можно понять механизм современного нормообразования. Базируясь на положениях дуалистической теории следует признать автономность, специфику действия международного права и национального права в субъектной, нормообразовательной и правоприменительной сферах. Но их самостоятельность не означает изолированность. Международное и национальное право находятся в тесной взаимодействии, постоянном взаимном влиянии как в содержании, так и в процессуальном плане. Интернационализация общественной жизни, и как следствие, усиление взаимозависимости государств, сближение правовых систем, ведет к расширению объектов международно-правового регулирования, включению в них вопросов, ранее входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств. Такие сферы, как права человека, экономика, разоружение, стали предметом совместного регулирования международного и национального права.
Информация о работе Контрольная работа по "Общая теория права"