Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 07:42, контрольная работа
Изложить теоретический вопрос: Понятие и виды нормативных правовых актов (Понятие и виды законов, акты Президента Республики Беларусь, подзаконные нормативные правовые акты).
В истории развития права различают следующие виды ис¬точников права:
- правовой обычай;
- юридический прецедент;
- нормативный правовой акт.
Домашняя контрольная работа
по дисциплине «Основы права»
учащегося 313 группы
Мишкина Андрея Михайловича
Вариант 4
Вариант 4, 14, 24
Изложить теоретический вопрос: Понятие и виды нормативных правовых актов (Понятие и виды законов, акты Президента Республики Беларусь, подзаконные нормативные правовые акты).
В истории развития права различают следующие виды источников права:
- правовой обычай;
- юридический прецедент;
- нормативный правовой акт.
Их значение в каждом типе и в каждой системе права неодинаково.
В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. Обычное право (совокупность обычаев, санкционированных государством) было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. Ряд юридических памятников права представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев (например, варварские правды, «Русская правда» в Древней Руси»).
Прецедент как источник права был широко распространен в античных и феодальных государствах и сохранил свое значение в странах так называемой англосаксонской правовой системы (например, в Великобритании, США). Прецедент - это решение по уголовному, гражданскому или административному делу, которому государство придает общеобязательное значение и если возникает аналогичное дело, оно разрешается в соответствии с этим решением.
Нормативный правовой акт является наиболее совершенным источником права, создающим основу для четкости и точности правового регулирования, укрепления законности, доступности правовых предписаний.
Согласно закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к ним относятся:
Конституция Республики Беларусь - Основной закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Декрет - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случае особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Указ - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь - нормативные правовые акты Правительства республики Беларусь.
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующего органа.
Инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Решение местных исполнительных распорядительных органов - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Правовая норма является наиболее важной в системе социальных норм, потому что она носит общий и общеобязательный характер, ее реализация гарантируется государством, она рассчитана на многократное применение и закреплена определенным нормативным правовым актом.
Норма права - это установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее определенную разновидность общественных отношений.
Регулирующая роль нормы права выражается в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия государства в лице его правоохранительных органов к нарушителю.
В обществе нормы права выполняются, как правило, добровольно и сознательно в силу того, что их требования соответствуют интересам и потребностям людей. Вместе с тем, нормы права обеспечиваются и принудительными мерами, которые применяются в случае их нарушения.
Каждая правовая норма имеет определенную структуру, т.е. внутреннее устройство, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов.
К ним относятся: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза - часть нормы права, в которой содержатся указания на условия (обстоятельства), при наличии (наступлении) которых эта норма должна действовать.
Диспозиция - часть нормы права, в которой излагается само правило поведения, права и обязанности субъектов, регулируемых нормой отношений, в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция - часть нормы права, в которой указывается мера ответственности за нарушение правила поведения (диспозиции).
Норма права может состоять как из трех элементов, так и из двух. Так, в уголовном и административном кодексах ряд статей, содержащих составы конкретных правонарушений, состоит из диспозиции и санкции. Например, в статье 206 УК Республики Беларусь говорится: «Открытое похищение имущества (грабеж) наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок».
В данном случае диспозиция подразумевается: нельзя совершать грабежи.
Для того чтобы изложить три элемента правовой нормы, следовало бы указать: «Открытое похищение имущества (грабеж) запрещается законом» и далее идет санкция. Но в связи с тем, что норма права должна быть четкой, ясной, компактной законодатель этого не делает.
Как бы ни была выражена правовая норма, она должна сохранять качества общеобязательного правила поведения, которое регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества (трудовые, семейные, гражданские, финансовые, административные и т.д.).
Оснований для классификации норм права достаточно много.
Например, в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету правового регулирования их можно классифицировать по соответствующим отраслям права на: нормы конституционного права, трудового, права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые, уголовно-правовые, нормы финансового права, бюджетного права, хозяйственного права и т.д.
Нормы права, как и отрасли права, подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные - закрепляют права и обязанности субъектов права.
Процессуальные - регулируют порядок разрешения различных дел.
По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам определенных прав и возложения на них обязанностей.
Охранительные нормы направлены на установление мер ответственности, а также мер защиты субъективных прав. Эти нормы создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны возникающих общественных отношений.
По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы права подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Обязывающая норма - это установленная в нормативном правовом акте и обращенная к субъектам права необходимость совершить какие-либо положительные действия.
Управомочивающая - это норма, определяющая правомочия граждан и других субъектов права, т.е. возможность действовать определенным образом.
Запрещающая - это норма обязывающая субъектов права воздержаться от поступков, которые вредны для общества, противоречат интересам людей.
В особый вид выделяют поощрительные нормы права, которые используются для стимулирования полезных для общества действий, воспитания человека на положительных примерах.
По юридической силе нормативного правового акта в котором содержится правовая норма их можно классифицировать на
законодательные и подзаконные.
Законодательные - это нормы права, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь, законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь.
Подзаконные - это нормы права, содержащиеся в иных нормативных правовых актах (Постановления Совета министров
Республики Беларусь, постановления пленума Верховного Суда Республики Беларусь и т.д.).
По времени действия нормы права могут быть временными (срок действия определен), постоянными (действующими до их официальной отмены) и нормы права с обратной силой (предусматривается что они распространяются на общественные отношения, возникшие до их вступления в законную силу).
По месту действия_нормы права могут быть действующими на всей территории государства, действующими на определенной территории (в определенной местности), например, в Чернобыльской зоне, а также локальные нормы (действуют в определенной организации), например, правила внутреннего трудового распорядка.
По кругу лиц, на которых распространяется действие правовой нормы, они могут быть общими и специальными.
Общие - это нормы права, распространяющиеся на всех граждан республики.
Специальные - это нормы права, распространяющиеся только на определенный круг лиц.
Действие нормативного правового акта во времени, в пространстве и по лицам
Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.