Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:09, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по дисциплине "Правоведение"

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 2.

1 Понятие права, отраслей  права, роль права в регулировании  общественных

отношений.

2. Основания возникновения  гражданских прав и обязанностей.

3. Постоянный, и временный перевод  на другую работу, основания»  порядок перевода, перемещение по  службе.

4. Гражданин Ерофеев обратился  к директору завода "Вымпел", на котором работает его 17-летний  сын Игорь, с просьбой ему  получать заработную плату Игоря, поскольку сын расходует ее па покупку бесполезных (по мнению отца) вещей: почтовых марок и спичечных этикеток, в то время как он (отец) получает невысокую заработную плату, а мать - пенсионерка, имеет инвалидность. Директор завода дал бухгалтерии указание выплачивать зарплату Игоря Ерофеева отцу. Законны ли действия директора?

 

Ответы на вопросы:

 

 

В современной  юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях. 
Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами. 
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа. 
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д" организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права. 
В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д. 
В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. 
Надо помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. 
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. 
В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов. 
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. 
Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора. 
Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Обращаясь к классу буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению. 
Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах .(англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности. 
На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение. 
Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 
Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений. 
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д. 
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне. 
В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. 
Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что "в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения" 
Нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права- произвол и беззаконие. 
Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Нормативность в правовой сфере - это не просто формирование типичного правила, а нечто большее - гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. 
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при нормативном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъективное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний. 
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник - самый несвободный человек. 
Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер. 
Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве. 
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. 
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни. 
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.). 
Государственное принуждение - это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности - еще одного свойства, выражающего связь права с государством. 
Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. 
Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций. 
Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике. 
Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой "содержание права создается обществом, форма права - государством". От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт. 
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социальйо-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя. 
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено. 
Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - "дар" государства, законодателя, благо, отпущенное сверху. 
Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. 
Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т. е. возведением естественного Права в закон.Отрасль права - это элемент системы права, представляющий собой распределенную по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную область общественных отношений. В современной юридической литературе выдвигают два критерия деления системы права на отрасли: 

 
•    материальный, отражающий особенности регулируемых общественных отношений или предмет правового регулирования;  
•    метод регулирования, представляющий собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Обычно выделяют два метода: императивный и диспозитивный.  
Если отдельные нормы представляют собой первичную клеточку права, а правовые институты их блоки, то отрасли права образуют целостные, относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Таковыми являются конституционное, гражданское, семейное, трудовое и все другие отрасли права. 

 
Каждая отрасль права имеет  свою специфическую структуру (строение). В ней выделяются общие и особенные  части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти  все институты особенной части, поскольку действие нормы права общей части распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части конкретизируются в институтах её особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отраслей права.

 
     Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования. Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами включают в себя еще один компонент — подотрасли. Так, например, в гражданском праве в качестве подотрасли выступают наследственное, обязательственное, авторское право и др.

 

2. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей

Гражданские права и  обязанности, составляющие содержание гражданских правоотношений, возникают  из юридических фактов, с которыми закон и другие правовые акты связывают  возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей. Статья 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГКРФ) содержит детальный перечень таких фактов – оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Он не является замкнутым и включает лишь наиболее часто встречающиеся основания. Из девяти оснований, упомянутых в п. 1, только два являются новыми по сравнению со ст. 4 ГКРФ 1964 г. Это судебное решение, установившее гражданские права и обязанности, и приобретение имущества не из договоров и иных сделок либо актов государственных органов, а по другим допускаемым законом основаниям.

В качестве важнейшего основания возникновения  гражданско-правовых отношений назван договор. Речь идет о договорах, заключаемых  по свободному усмотрению сторон, а  не на основании плановых актов; договорах  как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами (см. ст. 421 ГКРФ и комментарии к ней).

Акты государственных органов  и органов местного самоуправления могут теперь служить основанием возникновения гражданских прав и обязанностей лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. В частности, ГКРФ называет ряд таких актов: акт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23), решение уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления о создании УП, основанного на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и др. Термин «плановый акт» в ГКРФ не используется.

ГКРФ предоставил суду широкое усмотрение при защите гражданских прав, в частности, по вопросам, по которым стороны правоотношения не пришли к соглашению, и тем самым придал судебному акту характер юридического факта. Судебные решения могут не только изменять или прекращать уже возникшие права и обязанности, но и служить основанием их возникновения. Так, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) возможно по решению суда (см. ст. 27 ГКРФ и комментарии к ней); суд может признать право муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь (см. ст. 225 ГКРФ и комментарии к ней) и др.

В соответствии со ст. 108 АПК при удовлетворении арбитражным судом иска о признании недействительным отказа в регистрации либо признании необоснованным уклонение управомоченного органа от государственной регистрации организация или индивидуальный предприниматель считаются зарегистрированными с даты, указанной в резолютивной части судебного решения. В этом случае само решение порождает правовые последствия, идентичные последствиям акта государственной регистрации. Решение арбитражного суда заменяет и согласие антимонопольного органа на создание или реорганизацию юридического лица в случаях, предусмотренных в ст. 17 и 18 Закона о конкуренции. Если суд при обращении к нему с жалобой признает необоснованным отказ в даче согласия или уклонение антимонопольного органа от дачи согласия, он принимает решение о признании согласия выданным (ст. 20 закона).

Решение суда по преддоговорным спорам создает права и обязанности  сторон. Условия договора при споре  определяются решением суда, и договор  признается заключенным на указанных  в решении суда условиях, даже если при наличии решения о понуждении заключить договор сторона уклоняется от его выполнения (см. ст. 445, 446 ГК и коммент. к ним).

Таким образом, данная статья закрепляет трехчленную классификацию судебных решений и соответственно исков, имеющих практическое значение для исполнения решений. Возможны решения о признании, либо присуждении, либо установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. В последнем случае принудительного исполнения решения не требуется.

Новым является основание, указанное в п. 4. Наряду с договором и другими сделками возможно приобретение имущества по основаниям, предусмотренным ГК или другими законами. К ним ГК, в частности, относит приобретение права собственности на имущество в силу приобретательной давности (см. ст. 234 и комментарии к ней), на находку (см. ст. 228 и комментарии к ней), на безнадзорных животных (см. ст. 231 и комментарии к ней), на клад (см. ст. 233 и комментарии к ней).

В п. 7 статьи 8 ГК воспроизведено название одного из оснований возникновения прав и обязанностей, давно известное российскому законодательству и измененное в ст. 4 ГК 1964 г. При этом неосновательное обогащение как основание возникновения прав и обязанностей наполнено более широким содержанием. Так, из ст. 395 ГК вытекает, что к неосновательному обогащению относится неосновательное получение денежных средств и уклонение от их возврата, а также неосновательное сбережение денежных средств за счет другого лица.

Обязательства, возникшие вследствие неосновательного обогащения, как и вследствие причинения вреда другому лицу, будут регламентированы во второй части ГК. До ее принятия применяются гл. 19 Основ ГЗ и гл. 40, 42 ГК 1964 г. в части, не противоречащей ГК и Основам ГЗ.

К юридическим фактам, служащим основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, относятся также действия, не упомянутые в ст. 8 ГК, и события. События, то есть обстоятельства, не зависящие от воли человека (смерть гражданина, стихийные явления, военные действия), упоминаются в ряде статей ГК (см. ст. 17, 111, 401, 418 и комментарии к ним). События служат основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, когда правовые акты связывают с ними такие последствия.

Наряду с активными действиями основанием прав и обязанностей могут  быть воля, выраженная путем молчания, или неосновательное воздержание от действия (бездействие). Так, ст. 16 ГК предусматривает право гражданина или юридического лица требовать от государства или муниципалитета возмещения убытков, причиненных как их незаконными действиями, так и бездействием. Молчание признается выражением воли совершить сделку лишь в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (см. ст. 158 ГК и комментарии к ней).

Гражданские права и обязанности  могут возникать и из совокупности юридических фактов. В п. 2 статьи 8 ГК предусмотрено, что наряду с договором или иным основанием возникновения прав на имущество, подлежащее государственной регистрации, необходим еще факт регистрации. Такой регистрации подлежат права на недвижимые вещи (см. ст. 130, 131, 164 ГК и комментарии к ним).

Промежуточный вывод: Ст. 8 ГК содержит перечень фактов – оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

В качестве важнейшего основания названы  договоры и иные сделки, предусмотренные  законом; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законодательством (например, акт местного самоуправления о создании унитарного предприятия); из судебного решения; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (дарение, купля-продажа); в результате создания произведения науки, искусства, литературы и т.п.; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения (например, причинение вреда или сбережение денежных средств за счет другого лица); события, обстоятельства, не зависящие от воли человека (например, стихийное бедствие).

3. Действия директора незаконны, поскольку завод «Вымпел» в лице директора, как представителя работодателя, и 17-летний Игорь являются сторонами трудового договора. В свою очередь, трудовой договор предусматривает выполнение определённой трудовой функции за определённую договором плату.

Таким образом, директор не исполняет  принятые на себя по трудовому договору обязательства по оплате труда.

Для удовлетворения просьбы родителя нужна доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции. Доверенность должна быть оформлена нотариально.


Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"