Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

1 Вопрос .Общество и его структура
4 Вопрос. Причины возникновения государства.
2 Вопрос. Теории происхождения государства и права

Вложенные файлы: 1 файл

Tema (1).docx

— 27.73 Кб (Скачать файл)

1 Вопрос .Общество и его структура


. Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивая организация, которая заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями; это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего ,не биологические, а социальные законы.

Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. В структуру обычно включаются общая организация элементов, связи между ними и т. п.Структуру общества обычно включают экономическую, социальную и политическую составляющие.

Существует несколько мнение о  структуре общества. Так  Огюст Конт выделил в общественном организме три основных системы органов (институтов):

  • регулятивный (управление);
  • производственную (сельское хозяйство, ремесло, промышленность);
  • распределительный (дороги, транспорт, торговля и т. п.). Главным институтом-органом общественного организма у него был управленческий (государство, право, церковь).

Маркс выделял в обществе две  части: базисную (экономика), определяющую производство материальных благ, и  надстроечную (государство, церковь, право, формы общественного сознания и  т. п.). Главной частью общества он считал экономику.

Владимир Барулин выделил в обществе четыре основных сферы-органа:

  • материально-производственная сфера (экономика);
  • социальная (народ, экономические классы, нации);
  • политическая (государство, партии, профсоюзы);
  • духовная (обыденное сознание, общественная психология, идеология, формы общественного сознания и т. д.).

И согласно современным представлениям о строение общества выделяется такая  система:

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

 

 

 

 

4  Вопрос. Причины возникновения государства.


 

В теории  государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства  - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства  в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда. А сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство  сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

  1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера.
  2. Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные  многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи . 
         3.   Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества; 
         4.  Появление частной собственности, орудий и продуктов труда , что повлекло социально классовое расслоение

          5. Усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие -  создание государственного аппарата.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, многих других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену  с той же неизбежностью приходит новая организационная форма  общества – государственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Вопрос. Теории происхождения государства  и права 


Основные теории происхождение  государства и права:

  1. Теологическая теория  является  одной из древнейших. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). 
  2. Патриархальная теории  трактует появление государства в результате разрастания семей, соединения родов в племена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства. В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций. Ярким представителем этой концепции был английский ученый 17в. Р. Филмер. По Аристотелю Гос.Власть есть продолжение отцовской власти.
  3. Теория насилия т возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем  другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат.
  4. Историко-материалистической теории ( К.Маркс и Ф.Энгельс) заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства. Именно историко-материалистическая теория, по мнению большинства ученых, имеет под собой строго научные основы. 
  5. Теория договорного происхождения государства. Согласно этой теории государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. По договору люди передают часть своих прав Гос.Власти и обязуются подчиняться ей, а Гос.Власть обязуется охранять неотчужденные права человека.

Теории происхождения права:

  1. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
  2. Теория естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.) Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право и естественное право. Естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. позитивное (писаное) право — совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.
  3. . Историческая теория происхождения права (Савиньи). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам. Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.
  4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен). "При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное право-понимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон". Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция.
  5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) соотносит возникновение права, прежде всего, с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е, согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого.

 

3 Вопрос. Публичная (общественная) власть и нормы поведения в догосударственном (первобытном) обществе.


В развитии первобытного общества выделяется два главных периода и способов  воспроизводства:

    • присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);
    • производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Первому периоду в основном соответствует  материнский род (матриархат), второму  – патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. Исторически  первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Решения собрания были обязательными  для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела  специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной  к эффективному принуждению за нарушение  существующих правил поведения. Наказание  неукоснительно следовало за совершенные  проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями –  исторически сложившимися правилами  поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного  повторения одних и тех же действий и поступков. 

Обычаи догосударственного были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества. Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).


Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"