Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни, при этом отражая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа теория государства и права.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Контрольная работа

по  дисциплине «Теория государства и права»

Вариант 2

Выполнил: студент 1 курса ЗФ  - группы

Корнеев  Кирилл Андреевич

Проверил: доцент

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни, при этом отражая значимость и необходимость  науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений. Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции. С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п. Гносеологическая функция (познавательная), в свою очередь, состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права. С помощью прогностической функции теория государства и права прогнозирует тенденции развития государственно-правовой жизни в будущем.  Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно–правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно–правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов. Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор. Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования. Все вышеперечисленные функции взаимосвязаны между собой и выполняются применительно к предмету исследования, опираясь на данные других юридических и неюридических наук.

 

 

 

 

Вопрос 2. Формой государственного устройства называется территориальная организация государства(или государств, образующих союз), характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей. Форма государственного устройства указывает, как распределена власть в государстве по вертикали, отражает соотношение центральной власти и власти в отдельных частях государства..

В зависимости  от формы государственного устройства государства подразделяют на унитарные, федеративные и конфедерации. Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

Унитарным государством является единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Аминистративно-территориальное деление может быть может быть двузвенным(например, провинции-муниципалитеты в нидерландах или области-общины в армени и болгарии), трехзвенным(область-провинция-коммуна в италии) и даже четырехзвенным(регион-департамент-район-община во франции) центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном  государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого  законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть административно-территориальные единицы  имеют одинаковый правовой статус. В государствах подобного типа обеспечивается вертикаль полного подчинения среднего и нижнего звена центру. К современным государствам такого типа можно отнести Индонезию, Таиланд, Польшу, Болгарию.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других административно-территориальные единицы. Также характерна более или менее широкая самостоятельность регионов в отношении центра. Представителями государств подобного типа являются Франция, Великобритания.

Федеративное  государство - более сложная форма государственного устройства, подразумевающая наличие нескольких государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета. Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:  

территория федерации состоит  из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

В союзном государстве  верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций  существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность в  федерациях осуществляют федеральные  государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Обязательным признаком  федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации. Отдельно При рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации. Конфедерация - межгосударственное образование, временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).Такое образованиене является государством, потому конфедерацию часто именуют переходной формой государственности. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

 

Изменение государственного устройства России.

Согласно конституции, Россия является федерацией, в ее политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется прежде всего в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том, что власти субъектов федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушая конституцию и федеральное законодательство.    

Федеративная  форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в конституцию РФСФР (июль 1918 г.).

Длительное время Россия находилась в составе иного государства  — СССР (1922—1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой  являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

Политика центра по отношению к  своим регионам, как правило, строилась  лишь на принципах жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов такая политика потерпела крах.

После распада советского союза  Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия тем не менее пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений. Ряд национальных образований, краев и областей получили статус республик, получив право на собственную региональную политику. Такого рода перемены были закреплены и получили дальнейшее развитие в новой конституции Российской федерации (1993) современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов федерации — с другой. Стоит отметить преобразование федерального центра – в отличие от РФСФР во главе государства находится президент, обладающий большими полномочиями. Представительным и законодательным органом является федеральное собрание, которое состоит из двух палат — совета федерации и государственной думы. Исполнительную власть в стране осуществляет правительство Российской федерации. Правосудие осуществляется конституционным, верховным и высшим арбитражным судами. Существенные изменения претерпела и система региональных органов государственной власти. Они создаются каждым субъектом федерации самостоятельно на основе таких конституционных принципов, как народовластие; разделение власти; республиканская форма правления; правовой, социальный, светский характер государственности. 
В структурном отношении Российская федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей– субъектов федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В настоящее время в составе Российской федерации насчитывается 89 субъектов– 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального подчинения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном порядке закреплены также все их виды,  главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской федерацией в целом. Статья 4 конституции, констатируя, что Российская федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Российская  федерация создаётся и функционирует  на основе строго определённых принципов, которые закрепляются в конституции РФ и детализируются в текущем законодательстве. В наиболее общем и в то же время концентрированном виде они представлены в статье 5 конституции. В ней официально провозглашается и закрепляется, что федеративное устройство Российской федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ– органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ. В свою очередь, принцип государственной целостности, находящий своё конкретное выражение в политической, экономической, территориальной и иных видах целостности государства, закрепляется в статье 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства. В соответствии с закреплёнными в ней положениями на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и «каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств». Ограничение Перемещения товаров и услуг на территории России допускается лишь в строгом соответствии с федеральным законом при условии, что это необходимо «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ст. 74, п. 2).

Принцип единства государственной власти в Российской федерации, находящий своё отражение  в единстве федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, в более развёрнутом виде закрепляется, в частности, в статье 77 конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77, п. 1). Кроме того, в данной статье особо указывается на то, что в пределах ведения РФ и её полномочий по вопросам совместного ведения с субъектами РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ «образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации» (ст. 77, п. 2).

Также, статья 69 конституции  РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

 

Вопрос 3. Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"