Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:27, контрольная работа

Краткое описание

Раскройте место теории государства и права в системе социальных и гуманитарных наук, а также охарактеризуйте теорию государства и права как учебную дисциплину. Раскройте понятие системы нормативного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.docx

— 23.78 Кб (Скачать файл)

Задание №1

Раскройте место теории государства и права  в системе социальных и гуманитарных наук, а также охарактеризуйте  теорию государства и права как  учебную дисциплину.

Единство и целостность  материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают  общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты  и учреждения, индивидуальное, групповое  и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о  государстве и праве, их роли и  месте в жизни общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной  науки. Все гуманитарные науки в  той или иной мере затрагивают  его, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Она опирается на их передовые достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое значением государства и права в жизнедеятельности общества.

Теория государства  и права и философия. Философия  — наука о всеобщих закономерностях  природы, общества и мышления, система  знаний об общих принципах бытия  и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства  и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные  связи. Творческое использование вершинных  достижений филосовского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса. • Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства и права.

Зависимость между  философскими основами мировоззрения  и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение  того или иного мыслителя может  быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Так, идеалистическая  философская система Гегеля в  условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократических  взглядов на государство, слепому ему  повиновению. В то же время диалектика Гегеля стала объективным источником прогрессивных научных представлений  о государстве и праве. Правда, не всегда идеализм в философии порождает  реакционное истолкование государственно-правовых явлений, точно так же диалектическое их истолкование не ведет автоматически  к прогрессивным политическим взглядам.

Философское мировоззрение  помогает более глубокому усвоению теории государства и права как  учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к  осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего  воздействия на общественные процессы.

Теория государства  и права и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.

Наука о государстве  и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая  обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего  в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем  больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения  любого уровня развития требуют для  себя наиболее адекватных государственных  и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

Государство и право  сопряжены с экономическими отношениями  непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное  выражение социально-экономические  потребности и интересы. В нашей  стране проблемы соотношения экономики  и государственно-правового управления (регулирования) приобрели в последние  годы особую остроту и актуальность. Надежды на автоматическое (после  возникновения стихийного рынка) оздоровление экономики не оправдались и не могли оправдаться. Стихийное развитие экономических процессов ведет  к расстройству и упадку всей системы  материального производства. Мировой  опыт доказывает, что политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать  и попусту разбазарить экономический  потенциал страны. Результаты такого пагубного воздействия государственной  власти на нашу экономику стали очевидным  и безрадостным фактом. В этом немалая  вина экономической, а отчасти и  юридической науки.

Теория государства  и права и социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические  исследования, наука о государстве  и праве может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности  норм права, способов и гарантий совершенствования  государственного аппарата.

Теория государства  и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство, его деятельность отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних греков,— это искусство управления государством.

Политическая (государственная) власть представляет собой венец  политики, служит основой порядка  в обществе. С политической властью  прямо или косвенно сопряжены  все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют  с государством и правом.

Теория государства  и права и социальная психология. Теория государства и права, исследующая  специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того, изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества,содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии.

Социальная психология призвана помочь науке о государстве  и праве устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государственных и правовых институтов. Страх перед разгулом преступности, обществеиная апатия, шовинистические страсти, всеобщие неуверенность, подозрительность, истерия, пассивность, с одной стороны, и общественная безопасность, деловитость, уверенность в завтрашнем дне, организованность и высокая дисциплина — два полюса состояний общественной психологии, которые не только по-разному влияют на формы, функции государства, уровень развития и эффективность права и правового регулирования, но и в значительной мере являются результатами их функционирования.

Почти все основные категории государства и права (власть, авторитет, субъективные права  и обязанности, подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция  и др.) не могут быть по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической стороны.

Сегодня важно использовать данные психологической науки о  такой закономерности человеческого  поведения, как апперцепция (восприятие), которая выражает зависимость сознания и поведения людей от их опыта, от ранее усвоенных знаний, взглядов. Механизм апперцепции обеспечивает и передачу прогрессивных традиций и навыков, и консерватизм, косность, инертность в массовом поведении. Отсюда задача правотворчества— создавать нормы, которые способствовали бы прогрессивному и препятствовали бы отрицательному действию данного психологического механизма.

То же самое можно  сказать о психологических законах  массового уподобления, подражания, обособления, противопоставления «себя», «своих» «другим», «чужим». Названные  психологические процессы могут  усиливаться или ослабевать в  зависимости от того, насколько им способствуют или препятствуют государство  и право.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

Раскройте понятие системы  нормативного регулирования.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в  обществе, отношения их между собой  в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Система  нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений.

Социально-технические нормы  указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно  реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям, и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены  уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение  людей в обществе. Определяя должное  либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию  общества к самоподдержанию общественного  порядка в процессе обмена материальными  и духовными благами. Объекты  обмена выступают в качестве тех  ценностей, которые человек стремится  получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают  из объективной потребности социальных  систем в

саморегуляции, в поддержании  стабильности и порядка;

2) норма возникает в  процессе деятельности людей,  субъективно обусловленной способом

производства;

3) норма неотделима от  отношений обмена, характер которых  также определяется способом

производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это  правила поведения людей в  обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются  в результате сознательно-волевой  деятельности людей, их коллективов, организаций  и обусловлены экономическим  базисом общества.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы  общественных организаций). Такое деление  в юридической литературе считается  общепризнанным. Однако отдельные

авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие  виды социальных норм:

  • эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников);
  • культуры (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер);
  • политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко);
  • организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло);
  • нормы религиозных организаций (М. Н. Кулажников);
  • нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг);
  • правила общежития (Ю. С. Ращупкин);
  • нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк).

В этой связи следует особо  отметить второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации  социальных норм, - по содержанию сферы  регулируемых общественных отношений: политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"