10. Законодательные органы
власти в субъектах Федерации,
их функции и полномочия в
управлении социально-экономическим развитием
региона.
Законодательные (представительные)
органы в субъектах РФ олицетворяют
народное представительство и осуществляют
главным образом законодательные
функции, принимая конституции (уставы),
законы и другие правовые акты, утверждая
бюджет. Их положение в системе
органов государственной власти
определяется принципом разделения
властей, который закреплен во всех
конституциях и уставах. Однако в
вопросах компетенции и особенно
во взаимоотношениях с исполнительной
властью законодательные (представительные)
органы различных субъектов РФ неодинаковы.
Различия касаются и форм организации
законодательного процесса, процедуры
рассмотрения вопросов.
В некоторых регионах
периодически возникают конфронтационные
отношения между законодательной
и исполнительной властью, и
тогда законодательный орган,
всячески препятствуя деятельности
администрации, как бы выходит
на авансцену политической борьбы,
подчеркивает свою самостоятельность.
Но в спокойной обстановке
роль этих органов кажется
менее заметной, поскольку самые
принципиальные вопросы государственной
жизни регулируются федеральным
законодательством, а в решении
насущных проблем региона доминирующую
роль играет исполнительная власть.
Однако сказанное не ослабляет
фундаментального значения органов
народного представительства для
демократической организации государственной
власти.
Республики. Наиболее
распространенными общеупотребительными
наименованиями представительных
органов республик являются: Государственный
Совет, Государственное Собрание,
Народное Собрание, Законодательное
Собрание, Парламент. Некоторые республики
именуют свои представительные
органы с учетом национальной
терминологии (Народный Хурал в
Бурятии и Калмыкии, Верховный
Хурал - парламент в Тыве, Народное
Собрание - Халньа Гулам - парламент
в Ингушетии и др.).
Конституции закрепляют
их как высшие законодательные
и представительные органы государственной
власти, а решения этих органов
иногда наделяются высшей юридической
силой на территории республики,
несмотря на то, что основы
конституционного строя РФ провозглашают
верховенство Конституции Российской
Федерации на всей территории
страны.
Представительные органы
в республиках избираются на
основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права
при тайном голосовании. Депутатом,
как правило, может быть избран
гражданин республики, достигший
21 года, имеющий право участвовать
в выборах и проживающий в
республике определенное количество
лет. Сроки полномочий парламентов
колеблются в пределах 4-5 лет.
Представительные органы
республик являются преимущественно
однопалатными. Двухпалатные парламенты
существуют в Башкортостане (Палата
Представителей и Законодательная
палата), Карелии (Палата Республики
и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии
(Совет Республики и Совет Представителей),
Саха (Якутия) (Палата Республики
и Палата Представителей).
Численный состав
парламентов определяется Конституциями
и законами республик, а, следовательно,
определяется на основе норм
представительства, соответствующих
размеру территории и численности
населения каждой республики.
Руководящие органы
представительных органов республик
включают председателя и его
заместителей, избираемых парламентом
или палатой, и некоторых других
лиц (в Саха (Якутия), например, избирается
постоянный Секретарь палаты). В
некоторых республиках избирается
президиум парламента, который включает
Председателя, его заместителей
и председателей комитетов парламента.
Из числа депутатов образуются
постоянные комитеты (комиссии), которые
рассматривают законопроекты, осуществляют
контроль за исполнением законов
и других решений парламента.
Депутаты входят также в разного
рода ревизионные, мандатные и
иные специальные комиссии.
Края, области и другие
субъекты РФ. Представительная система
этих субъектов Федерации принципиально
ничем не отличается от республиканской.
Аналогичны или схожи роль
законодательных органов в системе
органов государственной власти,
их взаимоотношения с главой
администрации (исполнительной власти),
порядок образования и работы.
Но есть и некоторые отличия.
Все основные вопросы
организации и деятельности законодательных
органов субъектов РФ регламентированы
в уставах и законах. Наименования
законодательных органов различны
(Государственная Дума, Дума, Областная
Дума, Собрание депутатов, городская
Дума (г. Москва), Законодательное
Собрание и др.). В Москве Дума
одновременно является представительным
органом городского самоуправления.
Все эти парламенты однопалатные
и избираются на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
Обычный срок 4 года.
Компетенция законодательных
органов довольно широка, она
включает вопросы организации
государственной власти и местного
самоуправления, экономического и
социального развития и др.
Внутренняя организация
и порядок работы законодательных
органов края, области и других
субъектов РФ практически не
отличается от республиканских.
Они также формируют постоянные
комитеты и комиссии, избирают
председателя и заместителей
и т. д. Их законодательные
акты обязательны для исполнения
всеми гражданами, должностными
лицами, организациями, предприятиями,
учреждениями, находящимися на территории
данного субъекта РФ.
11. Исполнительные органы власти
в регионе, их функции и полномочия
в управлении социально-экономическим
развитием региона.
Орган исполнительной власти
- это организация, которая, являясь
частью государственного аппарата, имеет
свою структуру, компетенцию, территориальный
масштаб деятельности. Она образована
в соответствии с законодательством,
наделена правом выступать по поручению
государства, призвана в порядке
исполнительной и распорядительной
деятельности осуществлять повседневное
руководство хозяйственной, социально-культурной,
административно-политической сферами,
заниматься межотраслевым управлением.
Каждый орган исполнительной
власти имеет определенный для него законодательством
территориальный масштаб деятельности,
учитывающий особенности федеративного
устройства России.
Конституция РФ определила
основные начала в образовании региональных
исполнительных органов самым общим
образом. Отсутствие конкретизированного
законодательства в данной сфере
породило множество проблем в
административной организации субъектов
РФ. Органы исполнительной власти в
настоящее время создаются и
действуют:
1) в республиках, имеющих
свои конституции, которые определяют
основные начала создания системы
республиканских исполнительных
органов;
2) в краях и областях
(т.е. административно-территориальных
единицах), устанавливающих системы
органов исполнительной власти
в своих уставах;
3) в автономных образованиях
(одна область и округа);
4) в городах федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург).
Согласно Конституции
исполнительную власть Российской Федерации
осуществляет Правительство России.
Оно состоит из Председателя Правительства
и заместителей Председателя Правительства
и федеральных министров.
Правительство РФ: а)
разрабатывает и представляет
Государственной Думе федеральный
бюджет и обеспечивает его
исполнение; представляет Думе отчет
об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в
Российской Федерации единой
финансовой, кредитной и денежной
политики; в) обеспечивает проведение
единой государственной политики
в области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии; г) осуществляет управление
федеральной собственностью; д) проводит
меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности,
реализации внешней политики
Российской Федерации; е) проводит
меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью;
ж) реализует иные полномочия,
возложенные на него Конституцией,
федеральными законами, указами
Президента.
Деятельность Правительства
осуществляется посредством функционирования
работающих под его руководством
различных органов исполнительной
власти. Их система включает в
себя:
1. Федеральные министерства
(по атомной энергии, внутренних
дел, государственного имущества,
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий,
по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства,
по делам Содружества Независимых
Государств, по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций,
по налогам и сборам, здравоохранения,
иностранных дел, культуры, обороны,
образования, по делам федерации
и национальностей, путей сообщения,
сельского хозяйства и продовольствия,
топлива и энергетики, торговли,
труда и социального развития,
финансов, экономики, юстиции и
др.
2. Государственные комитеты
РФ (по делам Севера, по кинематографии,
по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу, таможенный, по молодежной
политике и др.).
3. Федеральные комиссии
России (Высшая аттестационная, по
рынку ценных бумаг, энергетическая).
4. Федеральные службы
России (безопасности, внешней разведки,
воздушного транспорта, архивная, по
валютному и экспортному контролю,
пограничная и др.).
5. Российские агентства
6. Федеральные надзоры
России (горный и промышленный, по
ядерной и радиационной безопасности).
7. Иные федеральные органы
исполнительной власти.
Понятием системы исполнительных
органов власти, или органов государственного
управления, как составной структурной
части механизма государства,
вместе с федеральным Правительством
и другими федеральными органами
исполнительной власти, охватываются
и исполнительные органы власти
в субъектах Российской Федерации.
30. Сущность экономических методов
управления регионального развития.
Местные органы власти любого
уровня — региона, города или района
— выполняют две основные функции:
предоставление услуг жителям и
предприятиям (содержание дорог, водо-,
тепло-, энергоснабжение, уборка мусора,
содержание парков, мест отдыха и пр.)
и управление социально-экономическим
развитием подведомственной территории.
Управление развитием
может осуществляться с помощью
разнообразного спектра стратегий,
программ, конкретных действий и одноразовых
управленческих решений, посредством
которых местная администрация
стремится стимулировать развитие
экономики региона, создать новые
рабочие места, увеличить налоговую
базу, расширить возможности для
определенных видов экономической
активности, в которых заинтересовано
местное сообщество.
Развитие всегда имеет
направленность, определяемую целью
или системой целей. Если эта направленность
положительна, то говорят о прогрессе,
если отрицательна, то о регрессе, или
о деградации. Иными словами, природа
развития регионов всегда предполагает
определенную цель или несколько
целей.
Развитие региона —
многомерный и многоаспектный процесс,
который обычно рассматривается
с точки зрения совокупности различных
социальных и экономических целей.
Даже если речь идет только об экономическом
развитии, оно обычно рассматривается
совместно с развитием социальным.
Социально-экономическое развитие
включает в себя такие аспекты, как:
рост производства и доходов;
перемены в институциональной,
социальной и административной структурах
общества;
перемены в общественном
сознании;
перемены в традициях
и привычках.
В настоящее время основной
целью экономического развития большинства
стран мира и их регионов является
улучшение качества жизни населения.
Поэтому процесс социально-экономического
развития включает в себя три важнейшие
составляющие:
повышение доходов, улучшение
здоровья населения и повышение
уровня его образования;
создание условий, способствующих
росту самоуважения людей в результате
формирования социальной, политической,
экономической и институциональной
систем, ориентированных на уважение
человеческого достоинства;
увеличение степени свободы
людей, в том числе их экономической
свободы.
Последние две составляющие
качества жизни не всегда учитываются
при оценках степени социально-экономического
развития стран и регионов, однако
в последнее время в экономической
науке и политической практике им
придается все большее значение.
Развитие любого региона
— многоцелевой и многокритериальный
процесс. Содержание развития регионов
может сильно различаться. Действительно,
развитие Бурятии, Калининградской
области, Ямало-Ненецкого автономного
округа и Москвы по своему содержанию
сильно различаются, и это различие
обусловлено не только исходным уровнем
развития, но и особенностями каждого
региона, его производственной структурой,
географическим положением, производственной
специализацией и пр.
34. Роль региональных общественных
объединений и независимых организаций
в регулировании потребительского
рынка и развитии конкурентной
среды региона.