Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос № 1:
Назовите существующие способы и укажите порядок формирования и сроки полномочий верхних палат парламентов в ФРГ и Индии, исходя из содержаний конкретных статей конституций. Какие цели преследуются при создании верхних палат в федеративных и унитарных государствах?
Ответ:
В ФРГ Бундестаг и Бундесрат, в соответствии с Основным законом ФРГ, не являются "нижней" и "верхней" палатой одного парламента. Поэтому бундестаг юридически выступает в роли однопалатного парламента, а фактически может характеризоваться в качестве нижней палаты по отношению к представительному органу земель – Бундесрату. Такое фактическое разделение обусловлено необходимостью баланса интересов центра и земель в федеративном государстве. Поэтому, фактически верхней палатой парламента является Бундесрат. В конституции ФРГ ему отведена глава IV. Он формируется путем назначения.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС 24 вариант.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 1:

Назовите существующие способы и укажите порядок  формирования и сроки полномочий верхних палат парламентов в  ФРГ и Индии, исходя из содержаний конкретных статей конституций. Какие  цели преследуются при создании верхних  палат в федеративных и унитарных  государствах?

Ответ:

В ФРГ Бундестаг и Бундесрат, в соответствии с Основным законом ФРГ, не являются "нижней" и "верхней" палатой одного парламента. Поэтому бундестаг юридически выступает в роли однопалатного парламента, а фактически может характеризоваться в качестве нижней палаты по отношению к представительному органу земель – Бундесрату. Такое фактическое разделение обусловлено необходимостью баланса интересов центра и земель в федеративном государстве. Поэтому, фактически верхней палатой парламента является Бундесрат. В конституции ФРГ ему отведена глава IV. Он формируется путем назначения.

Бундесрат состоит из 69 членов и является представительством земель. В соответствии со статьей 51 его члены назначаются правительствами земель из их состава (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории – более чем в сто раз. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей, но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли.

 Бундесрат принимает свои решения, по меньшей мере, большинством голосов. Он принимает свой регламент. Его заседания публичны. Они могут быть объявлены и закрытыми.

В Бундесрате создаются руководящие  и вспомогательные органы. Президент Бундесрата, в соответствии со статьей 52, переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности. Он обязан созывать заседание по требованию представителей по крайне мере двух земель, а также по требованию федерального правительства.

Для рассмотрения дел Европейского союза Бундесрат может образовать палату по европейским делам, решения  которой будут иметь силу решений  Бундесрата (вспомогательный орган).

 

В Конституции Индии Парламенту отведена глава II части V. В соответствии со статьей 79 учреждается Парламент Союза, который состоит из Президента и двух Палат, именуемых соответственно Советом Штатов и Народной Палатой. Верхней палатой парламента является Совет штатов (Раджья сабха).

Совет штатов формируется путем косвенных выборов. Он состоит из 250 членов. Подавляющее большинство из 250 членов Совета (238 членов) штатов избираются на шесть лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий (при условии, что такой орган есть в союзной территории) в соответствии с системой пропорционального представительства на основе “единственного передаваемого голоса”. Остальные двенадцать членов назначаются Президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, искусства, науки или общественной деятельности (статья 80). В соответствии со статьей 83 Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на одну треть каждые два года. Выборные места в Совете штатов распределяются между штатами не поровну и не пропорционально численности населения. Штатам с особенно малочисленным населением предоставляются некоторые преимущества (штаты представлены в Совете неодинаково: от одного до тридцати четырех членов). В каждом штате голосование на выборах членов Совета штатов происходит по системе «единственного передаваемого голоса».

В соответствии со статьей 85 заседаниями Совета штатов руководит вице-президент, который избирается на совместном заседании палат Парламента. Парламент работает в сессионном порядке, перерыв между сессиями не может продолжаться более шести месяцев, поэтому парламент может собираться, по меньшей мере, на две сессии в год. Кворум для заседаний любой палаты составляет не менее одной десятой общего числа членов, но это кворум для обсуждений, а не для принятия законов.

 

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Поэтому, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации.

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2:

Перечислите все  существующие виды источников государственного права. Приведите содержание статей конституций Польской Республики и  Франции, закрепляющих и регулирующих использование источников государственного права, свойственных каждой из этих стран. Что такое «статуты»?

Ответ:

Источники государственного права – это, как правило, правовые документы, в основном акты органов государственной власти, в которых содержатся нормы государственного права (крайне редко такие нормы представлены неписаными правовыми обычаями).

Виды источников государственного права:

  1. Главным источником данной отрасли права является основной закон государства – конституция. Но в данном случае есть исключения – некоторые мусульманские страны, в которых основным источником считается Коран. Возможно также принятие конституций на межгосударственном (Конституция ЕС в виде международного договора) и локальном уровнях (например, конституции штатов в США).
  2. Законы:
  • Конституционные – вносят изменения в конституцию, дополняют ее, или изначально бывают частью неконсолидированной конституции;
  • органические – принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом (например, закон о гражданстве);
  • обыкновенные – регулируют отдельные вопросы (например, закон о выборах президента);
  • чрезвычайные – согласно самой конституции эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только в особых условиях, на короткий срок, но срок может быть продлен Парламентом).

Также существуют другие классификации  законов. Например, в Австрии различаются  конституционные и основные законы, в Израиле – основные и обыкновенные и т.д.

  1. Внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г., принятый в Ливане, о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий).
  2. Регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты и подписи главы государства (например, в Германии), либо в форме закона при однопалатном, как в Китае, а иногда и при двухпалатном парламенте, как в Польше, Румынии и Чехии.
  3. Акты главы государства и исполнительной власти (например, в Индии постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе делегирования полномочий парламентом, как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия).
  4. Акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
  5. Судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основной для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
  6. Государственные обычаи – сложившиеся в процессе единообразной деятельности государственных органов правила, имеющие устный характер, опирающиеся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующиеся судебной защитой в случае их нарушения.1 Обычаи обычно распространены в деятельности парламентов и правительств Великобритании, Новой Зеландии. Ссылка на обычное право при наследовании трона содержалась, например, в Конституции Лесото 1953 г.;
  7. Религиозные источники. В некоторых мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Оман и др., Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, переданных Аллахом людям через пророка, считается актом, стоящим выше конституции. В меньшей степени это относится к Сунне – другой священной книге жизнеописания пророка, составленной на основе воспоминаний его окружения.
  8. Правовая доктрина. Редко и лишь в отдельных странах, например, в Великобритании, Норвегии, Дании, в некоторых мусульманских странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному (государственному) праву.
  9. Международно-правовые акты. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и гражданских и политических правах, приятные в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (Международные пакты о правах человека).

 

В конституции Польской Республики источникам права посвящен третий раздел, который включает в себя восемь статей:

Ст.87.

1. Источниками общеобязательного  права Польской Республики являются: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также постановления.

2. Источниками общеобязательного  права Польской Республики на  территории деятельности принявших  их органов являются акты местного права.

Ст.88.

1. Условием вступления  в силу законов, постановлений  и актов местного права является  их опубликование.

2. Принципы и порядок  опубликования нормативных актов  определяет закон.

3. Международные договоры, ратифицированные с предварительного  согласия, выраженного в законе, публикуются в порядке, требуемом  для законов. Принципы опубликования  иных международных договоров  определяет закон.

Ст.89.

1. Ратификация Польской  Республикой международного договора  и его денонсация требует предварительного  согласия, выраженного в законе, если договор касается:

1) мира, союза, политических  или военных соглашений,

2) гражданских свобод, прав  или обязанностей, определенных  в Конституции,

3) членства Польской Республики  в международной организации,

4) значительного обременения  государства в финансовом отношении,

5) вопросов, урегулированных  в законе либо по которым  Конституция требует принятия  закона.

2. О намерении представить  Президенту Республики для ратификации  международные договоры, ратификация  которых е требует согласия, выраженного  в законе, Председатель Совета  Министров уведомляет Сейм.

3. Принципы, а также порядок  заключения, ратификации и денонсации  международных договоров определяет  закон.

Ст.90.

1. Польская Республика  может на основании международного  договора передать международной  организации или международному  органу полномочия органов государственной  власти по некоторым делам.

2. Закон, выражающий согласие  на ратификацию международного  договора, о котором говорится  в ч.1, принимается Сеймом большинством 2/3 голосов в присутствии не  менее половины законного числа  депутатов, а также Сенатом  большинством 2/3 голосов в присутствии  не менее половины законного  числа сенаторов.

3. Решение о согласии  на ратификацию такого договора  может быть принято обще Польским  референдумом в соответствии  с предписанием.

Ст.91.

1. Ратифицированный международный  договор после его опубликования  в "Журнале Законов Польской  Республики"' образует часть правопорядка  страны и применяется непосредственно,  если его применение не поставлено  в зависимость от принятия  закона.

2. Международный договор,  ратифицированный с предварительного  согласия, выраженного в законе, имеет приоритет перед законом,  если этот закон не согласуется  с договором.

3. Если это вытекает  из ратифицированного Польской  Республикой договора, учреждающего  международную организацию, установленное  ею право применяется непосредственно,  имея приоритет в случае противоречия  законам.

Ст.92.

1. Постановления издаются  указанными в Конституции органами  на основании особого уполномочия,  содержащегося в законе и с  целью его исполнения. Уполномочие  должно определять орган, компетентный  издать постановление, и круг  вопросов, переданных для урегулирования, а также директивы, касающиеся  содержания акта,

2. Орган, уполномоченный  на издание постановления, не  может передавать свои полномочия, о которых говорится в ч.1, другому  органу.

Ст.93.

1. Постановления Совета  Министров, а также распоряжения  Председателя Совета Министров  и министров имеют внутренний  характер и обязывают только  единицы, организационно подчиненные  органу, издающему эти акты.

2. Приказы издаются только  на основании закона. Они не  могут служить основанием решений  в отношении граждан, юридических  лиц, а также иных субъектов.

3. Постановления и приказы  подлежат контролю в отношении  их соответствия общеобязательному  праву.

Ст.94.

Органы территориального самоуправления, а также местные  органы правительственной администрации  на основании и в пределах полномочий, содержащихся в законе, устанавливают  акты местного права, обязательные на территории деятельности этих органов. Принципы и порядок издания актов  местного права определяет закон.

 

В отличие от конституции Польской Республики, в конституции Франции прямо не установлены источники. К ним относятся:

  1. Конституция
  2. Законы:

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"