Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

С позиции теории общественного выбора, современное государство, даже самое развитое в плане политических институтов, далеко не всегда способно продуцировать эффективные решения по поводу распоряжения общественными ресурсами. В России эти проблемы усугубляются неразвитостью и деформированностью политических институтов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государство. Типология государств ……………………………………5
Глава 2. Контрактное государство ………………………………………………..10
2.1. Предпосылки к возникновению контрактного государства ………………..11
2.2 Принципы подчинения государства. ”Сдерживающие факторы”………….12
Глава 3. Эксплуататорское государство …………………………………………13
3.1.Отличительные черты эксплуататорского государства …………………….15
3.2.Типы эксплуататорского государства………………………………………15
3.3.Функции эксплуататорского государства…………………………………..17
Глава 4. Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское? …………………………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………20
Список литературы ………………………………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ''Контрактное и эксплуататорское гос-во.Сравнительный анализ''123.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Государство. Типология  государств ……………………………………5

Глава 2. Контрактное государство ………………………………………………..10

2.1. Предпосылки к возникновению контрактного государства ………………..11

2.2 Принципы подчинения  государства. ”Сдерживающие факторы”………….12

Глава 3. Эксплуататорское государство …………………………………………13

3.1.Отличительные черты  эксплуататорского государства …………………….15

3.2.Типы эксплуататорского государства………………………………………15

3.3.Функции эксплуататорского государства…………………………………..17

Глава 4. Методы определения  типа государства - контрактное оно или эксплуататорское? …………………………………………………………………18

Заключение …………………………………………………………………………20

Список литературы ………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                     ВВЕДЕНИЕ

С позиции теории общественного  выбора,  современное государство, даже самое развитое в плане политических институтов, далеко не всегда способно продуцировать эффективные решения по поводу распоряжения общественными ресурсами. В России эти проблемы усугубляются неразвитостью и деформированностью политических институтов. Так называемые  «провалы государства»  в экономике,  на наш взгляд,  проявляются в следующем: 

1) в отсутствии надежных механизмов выявления общественных предпочтений, при этом высока вероятность давления со стороны заинтересованных лиц и подконтрольных им СМИ  (проблема принятия оптимальных решений на законодательном уровне); 

2)в отсутствии механизмов эффективной реализации выявленных общественных предпочтений  (проблема принятия оптимальных решений на исполнительном уровне); 

3)в низкой прозрачности деятельности государственных  (особенно исполнительных) органов власти, о многих решениях которых приходится только догадываться; 

4)в низкой степени информированности граждан в силу «рационального неведения»  избирателей,  их политического нигилизма и цинизма,  что снижает уровень общественного контроля за деятельностью органов власти; 

5)в особенности целевой функции политиков,  в которой незначительный вес имеет цель  «репутация»  и весьма высокий вес имеет цель «личный финансовый результат»; 

6)в сращивании крупного бизнеса и власти, неотделимости одного от другого.

От выявления тройственной сущности государства логичен переход  к типологии государств в экономике.  По механизму взаимодействия с обществом, с точки зрения равноправия сторон, выделяются два типа государства: контрактное и эксплуататорское. 

Данная работа написана для  того, чтобы выявить основную суть этих двух типов. Найти их сходства и различия, а также - плюсы и минусы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО, ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система защиты прав людей, проживающих на одной территории, на которой государство обладает суверенитетом; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами. В отличие от страны, государство не имеет национальных требований к своим гражданам.

Государство обладает Конституцией и определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:

  • сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;
  • реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
  • Регулирование внешней торговли
  • Регулирование распределения доходов

Итак, хотя государственное  регулирование составляет необходимый  элемент современного рыночного  хозяйства, оно отнюдь не является панацеей. Есть сферы экономики, где рынок  в принципе малоэффективен (например, организация защиты прав собственности), но есть и сферы, которым вмешательство  государства принципиально противопоказано (скажем, сфера бытовых услуг). Общее  требование к государственному регулированию  в современном рыночном хозяйстве  обычно формулируется следующим  образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не подменять его.

Типология государств

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое  количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной  классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. С  точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической  формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. 
Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,- каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. 
Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния. 
Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить "восточное государство", "азиатский способ производства" и "профеодализм". Пора по-новому подойти и к характеристике "посткапиталистического" государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает строить социализм с китайской спецификой. 
В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый. 
В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. 
В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим "Запрещено все, кроме разрешенного законом". 
Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности. 
Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим "Разрешено все, что не запрещено законом". Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя. 
В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности. 
Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов. 
Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву. 
Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др. 
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. 
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств. 
Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. 
В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

  ГЛАВА 2. КОНТРАКТНОЕ ГОСУДАРСТВО

Теория контрактного государства  берет свое начало в теории естественного  договора Дж. Локка – Ж.-Ж. Руссо, в XX в. она развивалась в теории консенсусной демократии Дж. Бьюкенена. Ее современной версией является концепция горизонтального контракта, в котором государство возникает благодаря инициативе снизу, по доброй воле его «учредителей»,  также рационально передающих часть своих функций институту, стоящему над обществом и охраняющему заведенный естественный порядок, формализующему неформальное установление. Это изначально подразумевает контроль со стороны общества за создаваемым социальным институтом.  По словам А.Н.  Олейника, «заключая «социальный контракт»,  граждане становятся своеобразной  "четвертой стороной" в обычных сделках:  они следят за деятельностью государства, как "третьей стороны".

Теория контрактного государства  удачно соединена с элементами теории эксплуататорского государства  в учении Д. Норта, где государство рассматривается как организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, всеобщий гарант обмена и в то же время как дискриминирующий монополист.

В контрактной теории государства  общество выступает в качестве принципала, а государство – в качестве агента. Ненадлежащее исполнение агентом  своих обязательств расценивается  как оппортунистическое поведение. В теории эксплуататорского государства,  наоборот,  принципалом выступает государство,  а агентом –  общество, которое склонно к оппортунистическому поведению. 

 

2.1. Предпосылки  к возникновению контрактного  государства

При каких предпосылках существует контрактное государство?

1. Наличие четких конституционных  рамок деятельности государства.  В конституции эксплицитным образом  оговорены те права, которые  делегируются индивидами государству,  и те, которые не могут быть  отчуждены ни при каких условиях. Кроме того, четко сформулированы  нормы, на основе которых функционирует сам государственный аппарат.

2. Существование механизмов  участия граждан в деятельности  государства. К политическим механизмам  участия граждан в деятельности  государства относятся процедуры  демократии. Однако сами по себе  нормы демократии недостаточны, они должны опираться на устойчивые  традиции гражданского участия,  которые иногда называют социальным  капиталом благодаря их роли  в обеспечении роста совокупного благосостояния. Традиции гражданского участия в экономической сфере принимают форму развития самоуправления на уровне отдельных фирм. «Демократия на рабочем месте является ингредиентом демократизации общества в целом: человек должен обладать опытом демократического самоуправления в своей повседневной жизни, если он стремится активно участвовать в демократическом управлении государством».

3. Существование института рынка как главного альтернативного механизма распределения прав собственности. Государство ориентируется на достижение такого распределения прав собственности, которое могло бы быть достигнуто на рынке при нулевых трансакционных издержках. Поэтому государство не может функционировать, периодически не сверяясь с рынком.

4. Наличие альтернативных  механизмов спецификации и защиты  прав собственности. Наряду с  использованием «голоса», т.е. участием граждан в деятельности государства, должна существовать и альтернатива «выхода» — обращение индивидов к другим гарантам исполнения контрактов. В качестве альтернативных гарантов могут выступать другие государства, оппозиция контролирующей государство группе, мафия, социальная группа, третейский судья. «Чем совершеннее субституты, тем меньшей степенью свободы обладает государство, тем большая доля совокупного дохода попадет в руки граждан». С этой точки зрения, миграционные потоки между регионами одного и того же государства и между государствами отражают желание людей «проголосовать ногами» против неэффективного государственного аппарата. Вообще можно говорить о «рынке» механизмов спецификации и защиты прав собственности.

2.2 Принципы подчинения  государства. ”Сдерживающие факторы”

При соблюдении эти предпосылок  часто говорят о существовании  правового государства (это понятие синонимично понятию «контрактное государство»). В современном мире оно предполагает безусловное подчинение государства следующим принципам:

– народный суверенитет;

– нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;

– связанность государства конституционным  строем;

– верховенство конституции по отношению  ко всем другим законам;

– разделение властей;

– независимость суда;

– свобода слова, совести, печати, собраний, митингов, шествий;

– приоритет норм международного права над нормами национального  права.

 

                   ГЛАВА 3. ЭКСПЛУАТАТОРСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Теория эксплуататорского  государства восходит к концепции  государства Левиафана Т. Гоббса, далее она получила развитие в теории государства как аппарата классового насилия К.  Маркса,  впоследствии воспроизведена в концепции государства – «оседлого бандита» М. Олсона. Ее современной версией является концепция вертикального контракта государства и общества, в котором инициатива «заключения» договора принадлежит верховной силе, а сам контракт заключается между зависимыми людьми и делающей рациональный выбор  (в пользу максимизации долгосрочного дохода)  верховной силой.  Следует отметить также близость к теории эксплуататорского государства социологического подхода П. Бурдье. Концентрация различных видов капитала  (которая идет вместе с формированием соответствующих им полей)  в действительности приводит к возникновению некоего специфического капитала, собственно государственного, позволяющего государству властвовать над различными полями и частными видами капитала,  а главное –  над обменным курсом между ними  (и тем самым над силовыми отношениями между их владельцами). Из этого следует,  что формирование государства идет вместе с формированием поля власти, понимаемого как пространство игры, внутри которого владельцы капитала  (разных его видов) борются именно за власть над государством, т. е.  над государственным капиталом,  дающим власть над различными видами капитала и над их воспроизводством (главным образом, через систему образования).

Информация о работе Методы определения типа государства - контрактное оно или эксплуататорское?