Методы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том чтобы, раскрывая феномен государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.
Поэтому данная цель реализуется путем решения следующих задач:
- дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;
- раскрыть организационную структуру аппарата государственной власти;
- рассмотреть методы осуществления власти в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и свойства государственной власти 4
Понятие государственной власти 4
Признаки государственной власти 7
Классификация форм осуществления власти. 9
Функции государственной власти
Принципы организации и деятельности государственного 12
аппарата
2 Организационная структура аппарата государственной власти 15 2.1 Формы государственного устройства 15
Системное единство государственной власти и разделение властей 17
Легальность и легитимность государственной власти 19
3 Методы осуществления государственной власти 23
Понятие метода осуществления государственной власти 23
3.2 Классификация методов осуществления государственной власти 26
Заключение 29
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                      3

1 Понятие и свойства государственной власти                                                      4                                                                      

    1. Понятие государственной власти                                                                   4
    2. Признаки государственной власти                                                                 7
    3. Классификация форм осуществления власти.                                               9

Функции государственной власти

    1. Принципы организации и деятельности государственного                       12

 аппарата

2 Организационная структура аппарата государственной власти                      15                                     2.1  Формы государственного устройства                                                              15

    1. Системное единство государственной власти и разделение властей             17
    2. Легальность и легитимность государственной власти                                    19

3 Методы осуществления государственной власти                                         23

    1. Понятие метода осуществления государственной власти                         23

3.2 Классификация методов осуществления государственной власти           26

Заключение                                                                                                        29

Список литературы                                                                                           32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных  формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как  волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными  словами, это системообразующий  элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых  и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Актуальность работы определяется тем, что понятие государственной власти является одним из центральных в теории государства и права. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие  в процессе осуществления государственной  власти государством.

Предметом изучения в данной курсовой работе является соотношение государства  и государственной власти, государства  как носителя этой власти.

Цель данной работы заключается  в том чтобы, раскрывая феномен  государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как  носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря  власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову  политики.

Поэтому данная цель реализуется путем  решения следующих задач:

- дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;

- раскрыть организационную структуру  аппарата государственной власти;

-  рассмотреть методы осуществления  власти в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и свойства  государственной власти

    1. Понятие государственной власти

  Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Это социально-психологическое, волевое явление, которое находит свое материальное воплощение в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, которые в своей совокупности образуют механизм государственной власти. Она является фундаментальной категорией государствоведения и самым труднопостижимым феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях "государственная власть", "властеотношения" преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Как указывал Дж. Локк в своем труде "О целях политического общества и правления", в естественном состоянии  человек обладает двумя видами власти. Во-первых, это власть делать то, что  он считает необходимым для охранения  себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, отличное от всех других творений. Другая власть, которой обладает человек  в естественном состоянии, - это власть наказывать за преступления, совершенные  против данного закона. От обоих  этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отдельное от остального человечества. От первой власти человек отказывается ради того, чтобы это регулировалось законами, созданными обществом, в той  мере, в какой этого потребует  сохранение его самого и остальной  части этого общества. От второй власти он отказывается полностью и  употребляет свою естественную силу для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность  государственной власти заключена  в ее политической и классовой  природе. В научной и учебной  литературе термины "государственная  власть" и "политическая власть" обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть является политической и содержит элемент  классовости.

Основоположники марксизма характеризовали  государственную политическую власть как "организованное насилие одного класса для подавления другого". "Государственная власть - политическое господство класса, осуществляющего  руководство обществом. Государственная  власть возникает с расколом общества на классы и является продуктом непримиримости классовых противоречий". Для  классово-антагонистического общества такая характеристика в общем  и целом верна. Однако любую государственную  власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к "организованному  насилию". В противном случае создается  представление, что государственная  власть - естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение  к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено  терпеть до поры до времени. Этот миф  является одним из источников разного  рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной  основе подлинно народная власть - великая  созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Государственная власть представляет собой политическое руководство  обществом при помощи государственного аппарата, выступает в качестве инструмента  осуществления общеобязательной воли господствующей элиты или всего  общества. Власть функционирует на трех уровнях социальной структуры  общества: на уровне всего общества; личном или в малых группах. На всех уровнях действия власти власть осуществляется посредством определенных учреждений, должностных лиц. Государственная  воля находит свое выражение в  социальных и, что самое главное, в юридических нормах. "Средством  осуществления власти, - считает  Р. З. Лившиц, - служат прежде всего правовые нормы". Правовые нормы "способны достаточно точно, в деталях, в частностях фиксировать требования, предъявляемые  к поведению людей, рамки и  условия поступков, подробно расписывать  возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований" и этим способствуют развитию общества в нужном для государственной  власти направлении. Свое выражение  правовые нормы получают не только в форме соответствующих правил, но и в форме правовых принципов. Главным носителем властных отношений  является государство. Оно в лице конкретных органов в центре и  на местах выступает (или должно) основным субъектом властвования. Для науки  и практики большое значение имеет  структурирование властных отношений, олицетворяемых государством.

    1. Признаки государственной власти

Власть  в  обществе  бывает  различной.  Ее   можно   рассматривать   в зависимости от областей,  в которых она проявляется. По этому основанию можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти.

Государственная власть отличается от иных видов власти социальной власти наличием двух отличительных  черт ( которые и предопределяют ее признаки):

    1. Монополия на издание общеобязательных велений;
    2. Монополия на применения государственного принуждения.

Признаки государственной  власти:

- всеобъемлющий  характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется  на всю территорию и на все  население государства, на всех  лиц, находящихся на этой территории;

-  государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение;

- прерогатива государственной  власти. Означает, что государственная  власть может разрешить, приостановить,  запретить, признать ничтожным  проявление любой иной власти  на своей территории;

- структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в  виде особого аппарата, в котором  все органы связаны между собой  иерархической соподчиненностью.    

Это внешняя стороны  структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов  и должностных лиц, связанных  между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов  государства означает внутреннюю сторону  структурированности государственной  власти;

- государственная  власть имеет особые каналы  для передачи своих велений,  которых нет у иных властей  (право, законодательство) и особые  средства воздействия на население,  которых нет и иных властей  (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и  т.д.);

- государственная  власть – всегда авторитет.  Авторитет определяется различными  факторами, чаще всего – это  насилие, принуждение, но может  быть и подлинный авторитет  (подробнее об этом – при  характеристике легитимности государственной  власти);

- государственная  власть связана с правом, она  обладает монополией на правотворческую  деятельность, а право – самый  эффективный регулятор общественных  отношений.

Любое общество нуждается  в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп  ради достижения общих целей. Власть – одна из основных форм управления, которая отличается от других тем, что  осуществляется путем подчинения одних  людей другими. Подчинение связано  с возможностью применения к управляемым  принуждения как необходимого признака власти.

1.3 Классификация форм  осуществления власти. Функции государственной власти

Наиболее часто употребляемой  является классификация, основанная на разделении форм осуществления власти: законодательная, исполнительная и  судебная. Еще один подход к типологизации  государственной власти проявляется  в рассмотрении уровней властных полномочий на взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном и местном. В литературе существует различное  количество попыток классифицировать формы и типы власти: институциональные  и не институциональные; по функциям; по объему прерогатив; по методам. Еще  одна типология основана на оценке характера и качества власти, на степени соучастия населения  в ее осуществлении, на полноте представительства  интересов самых различных социальных групп: олигархия; этнократия; теократические формы власти; технократия и охлократия.

Информация о работе Методы осуществления государственной власти