Методы осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Содержание

Введение
1. Понятие и общие черты государственной власти
1.1. Понятие государственной власти
1.2. Признаки государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1. Понятие и классификация методов осуществления государственной власти
2.2. Убеждение в деятельности государственной власти
2.3. Поощрение в деятельности государственной власти
2.4. Правовое принуждение
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная власть и ее методы осуществления.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

  1. Понятие и общие черты государственной власти
    1. Понятие государственной власти
    2. Признаки государственной власти
  2. Методы осуществления государственной власти
    1. Понятие и классификация методов осуществления  государственной власти
    2. Убеждение в деятельности государственной власти
    3. Поощрение в деятельности государственной власти
    4. Правовое принуждение

Заключение

Список используемой литературы

3

5

5

6

10

10

 

13

15

21

25

26


 

 

Введение

 

 Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.1 Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.

Обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают убеждение и принуждение. Органы государственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемые законом. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества от преступных посягательств.

В практике государственной власти стимулирование методами убеждения и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность общества.

Актуальность моей работы велика, так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.

Цель работы: раскрыть вопросы о государственной власти и методы ее осуществления. Для этого поставлены следующие задачи:

  1. Дать понятие государственной власти;
  2. Рассмотреть признаки государственной власти;
  3. Изучить классификацию методов осуществления государственной власти.

В соответствии с этой классификацией построена и структура курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, разбитых на параграф, заключения и списка литературы.

Структура курсовой работы представляется собой из двух глав:

  1. понятие государственной власти;
  2. методы осуществления государственной власти.

Основой написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, действовавшие и действующие в России, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных авторов.

К проблемам государственной власти посвятили работы большое количество ученых: И.Н. Гомеров, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.Д. Перевалов, В.Е. Чиркин и многие другие. Особо следует отметить работы Н.И. Матузов и А.В. Малько.  При написании  курсовой работы наиболее практическую помощь оказали труды данных авторов. По основным положениям мои взгляды на исследуемую тему оказались схожими с утверждениями ученых.

 

  1. Понятие и общие черты государственной власти

 

    1. Понятие государственной власти

 

Государственная власть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственной власти; 3) лица обличенные высшими полномочиями.2

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

 

    1. Признаки государственной власти

 

Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и всех других форм власти.

Суверенность государственной власти означает также, что по сравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя, верховная власть, а по отношению к власти любого другого государства - равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенность государственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ может передать одному из граждан без всяких ограничений3.

Особенность государственной власти состоит и в том, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями применять в отношении своих объектов не только определённые позитивные санкции, меры поощрения, убеждение, но при необходимости в случае их чрезмерного сопротивления и соответствующие негативные санкции, меры наказания, принуждение, включая физическую силу. При этом решающая роль в реализации принуждения принадлежит специально для этого созданным и официально уполномоченным профессиональным организациям вооружённых людей - служащим в армии, пограничных и внутренних войсках, милиции, полиции, внешней разведке, контрразведке, службе безопасности, учреждениях исполнения наказаний т.д.

Особенностью государственной власти является также то, что это есть власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями принимать и реализовывать нормативно-правовые решения - законы, указы, декреты, постановления, приказы, распоряжения, директивы и другие нормативно-правовые акты, общезначимые и общеобязательные для всех членов данного государства и всех его подсистем. Такие решения обычно называют государственными решениями.

Государственная власть – это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Её носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определённых интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.

Сегодня одной из наиболее распространённых форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы выполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

 

  1. Методы осуществления государственной власти

 

2.1. Понятие и классификация методов осуществления государственной

власти

 

В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.  В подобном виде "метод" позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации исполнительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит также целям придания управлению динамики.

Средства реализации управленческих задач и функций достаточно разнообразны. Это дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно - правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности – убеждение, принуждение.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздейс твия.   Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу не результативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и административной ответственности. При необходимости обеспечения общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Информация о работе Методы осуществления государственной власти