Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………..3-4
1. Понятие и структура «механизма
государства» …………………………………..5-16
2. Принципы организации и деятельности
государственного аппарата..16-20
3. Государственные органы: понятие,
признаки, классификация…………..20-26
4. Персональный состав государственных
органов………………………………. 26-32
Заключение……………………………………………………………………………………………….33-34
Список литературы…………………………………………………………………………………………35
Введение
На
определенном этапе развития общества
возникает потребность в его
специфической, отдельной организации.
Теряя социальную однородность, общество
делится на части, которые отличаются
местом и ролью в системе общественного
производства и разделения материальных
благ, способом жизни, духовной культурой
и др. В каждой из таких общественных
групп кроме общих интересов,
появляются и специфические интересы.
Возникает потребность в согласовании,
координации таких интересов, в
регулировании отношений между
различными частями общества. Именно
эта потребность и стала причиной
возникновения организации, основным
предназначением которого является
обеспечение единства, целостности
общества. Такой организацией и есть
государство. Государство- это организация
политической власти доминирующей части
населения, с помощью которой
обеспечивается его целостность
и безопасность, осуществляется руководство
и управление обществом. Государство
реально действует, проявляет себя
как система, совокупность специальных
органов, коллективов людей, осуществляющих
управление делами общества от его
имени и в пределах предоставленных
полномочий. Такие коллективы действуют
постоянно и, как правило, на профессиональной
основе, что выделяет их из общества
и ставит над обществом. Граждане
могут принимать то или иное участие
в делах государства, но в конечном
итоге оно, его органы несут персональную
ответственность за эффективность
своей работы. Таким образом, под
механизмом государства понимают систему
специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляются
государственное управление обществом
и защита его основных интересов.
Механизм является важнейшим составным
элементом любого государства. Актуальность
данной курсовой работы заключается
в том, что любой политический
режим невозможен без субъектов
его осуществления, которыми являются
аппарат власти, государственные органы,
учреждения, организации, должностные
лица. Целями и задачами данной работы
являются: 1) дать ответ на вопрос, что же
такое механизм (аппарат) государства,
определить его характерные признаки;
2) проанализировать классификацию органов
государства; 3) выяснить значение вооруженных
сил в механизме государства.
Понятие и структура «механизма
государства»
Итак,
механизм государства это совокупность
государственных органов, осуществляющих
государственную власть, и обеспечивающих
реализацию функций государства. Наиболее
общие характерные признаки государственного
механизма (аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит
из людей, специально занимающихся управлением
(законотворчеством, исполнением законов,
их охраной от нарушений). Во-вторых,
государственный механизм представляет
собой сложную систему органов
и учреждений, которые находятся
в тесной взаимосвязи при осуществлении
своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев
государственного аппарата обеспечиваются
организационными и финансовыми
средствами, а в необходимых случаях
и принудительным воздействием. В-четвертых,
механизм государства призван надежно
гарантировать и охранять законные
интересы и права своих граждан.
Сфера властных полномочий государственных
органов ограничивается правом, которое
максимально обеспечивает гармоничные,
справедливые отношения между государством
и личностью. На различных ступенях
развития человеческого общества механизм
государства имел свои особенности,
своеобразную структуру. Это объясняется
экономическими, социальными причинами,
национальным составом населения государства,
размерами его территории, географическим
положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных
европейских странах механизм государства
имел довольно стройную систему. Он состоял
из главы государства (монарха или
коллегиального органа), центральных
учреждений, должностных лиц, местных
органов, чиновников, армии, суда, полиции
и других государственных структур.
Так, основными органами государственной
власти Римской республики являлись
сенат, народные собрания, магистраты.
1. Сенат один из высших органов Римского
государства, который играл первостепенную
роль в решении важнейших вопросов общественной
жизни. В области законодательной полномочия
сената заключались в утверждении законов,
пришлых собраниями центуриатов и трибунов.
Сенат также мог издавать и общие постановления,
касающиеся благоустройства и общественной
безопасности. В области финансовой сенат
разрабатывал государственный бюджет
и устанавливал налоги. Во внешнеполитической
области он вел переговоры с другими государствами
или наблюдал за ведением таких переговоров,
заключал мирные соглашения. Важными полномочиями
обладал сенат в области военного строительства:
он устанавливал количество призываемых
в армию, распределял армии и провинции
между военачальниками, выделял средства
на ведите войны, объявлял чрезвычайное
положите, был наделен и многими другими
полномочиями. 2. Народные собрания (комиции)
осуществляли высшие законодательные
и важнейшие управленческие функции. В
их компетенцию входило принятие или отклонение
проектов законов, избрание высших должностных
лиц государства (магистратов), рассмотрение
жалоб лиц, присужденных магистратом к
тяжкому наказанию. 3. Магистраты выполняли
управленческие функции, в том числе руководство
армией. Юридически магистратом мог быть
любой римский гражданин, но фактически
их должности замещались крупными землевладельцами.
Магистрат избирался на один год, причем
на конкретную должность (кроме диктатора)
выбиралось несколько лиц, однако распоряжение
отдавал каждый магистрат самостоятельно.
За выполнение своих должностных обязанностей
магистраты не получали никакого вознаграждения.
Властные полномочия магистратов сводились
к следующим функциям: верховному командованию
войском и заключению перемирий; праву
собирать сенат и народное собрание и
председательствовать в них; праву суда
и наложения наказаний; праву издавать
общие распоряжения эдикты; праву налагать
штрафы за невыполнение распоряжений.
В зависимости от конкретных задач управления
магистраты подразделялись на консулов,
диктаторов, преторов, цензоров, квесторов
и других. Консулы являлись верховными
магистратами. Именно они осуществляли
командование войском, созывали сенат
и народное собрание, ведали внутренним
управлением. Диктатор это чрезвычайный
магистрат, который назначался в особых
случаях одним из консулов по предложению
сената сроком на шесть месяцев. Диктатура
учреждалась при наличии серьезной военной
опасности, при возникновении восстаний
и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах.
Преторы вначале являлись заместителями
консулов, а затем стали постоянно выполнять
функции судебного надзора за разрешением
имущественных дел. Цензоры как должностные
лица составляли списки сенаторов и распределяли
граждан Римской республики по военным
и территориальным единицам, производя
одновременно оценку имущества граждан,
а также осуществляли надзор над «нравами».
Квесторы обладали разнообразными полномочиями:
одни из них ведали некоторыми уголовными
делами, другие хранили казну, получали
платежи и выплачивали деньги. Кроме того,
были магистраты, контролировавшие торговлю,
чеканку монет, строительство и эксплуатацию
дорог. Механизм феодального (средневекового)
государства претерпевал значительные
изменения в зависимости от основных этапов
его развития: раннефеодальной, сословно-представительной
и абсолютной монархии. В период раннефеодальной
монархии аппарат государства имел несложную
структуру. Он состоял из главы государства
(короля, князя), придворной знати, военной
дружины, сборщиков податей. Позже появляются
сословно-представительные, исполнительные
и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового
государства его механизм значительно
усложняется. Появляется разветвленный
управленческий аппарат: различные министерства,
центральные ведомства, специальные судебные
учреждения; совершенствуется полицейский
аппарат, разведывательные и другие государственные
органы. Военные дружины отдельных феодалов
постепенно превращаются в централизованную
регулярную армию. Кроме того, в решении
стоящих перед государством задач большое
значение имели церковные учреждения
и религиозные организации. В XVIIХVIII веках,
особенно в эпоху буржуазных революций
в Европе, вносятся новые коррективы в
структуру и функциональную деятельность
государственного аппарата. В США механизм
государства образуется по классической
схеме разделения властей. Законодательная
власть по Конституции 1787 года вверяется
Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты
представителей и Сената. Главой государства
и правительства становится президент
США. Высшей судебной инстанцией провозглашается
Верховный федеральный суд, который имеет
право пересмотра законов при их несоответствии
Конституции. Формируется государственный
аппарат и в штатах: законодательное собрание,
правительство, местные органы, полиция
и суд; создается свое уголовное, гражданское
и процессуальное законодательство. Во
Франции появляются новые элементы государственного
механизма: Национальный конвент. Директория,
Консульство при Наполеоне, Парижская
коммуна и другие. В России формируется
Государственный совет как высший законосовещательный
орган, состоящий из нескольких департаментов:
департамента законов, департамента гражданских
и духовных дел, департамента промышленности,
науки и торговли, военного департамента
и других. Позже появляется кабинет министров,
создается Государственная дума, обладающая
правом законодательной инициативы. На
местах в период царствования Александра
II образуются губернская земская управа,
уездные и губернские земские собрания,
преобразовавшиеся впоследствии в более
совершенные органы местной государственной
власти. После Октябрьской революции в
России старые государственные органы
были упразднены. Вследствие изменений,
происходящих в общественной жизни, возникают
новые и отмирают устаревшие структуры
государственного аппарата. Однако во
все исторические эпохи государственный
аппарат выступает основным организующим
началом политической системы общества.
Построение и деятельность механизма
государства осуществляется на основе
определенных принципов, имеющих объективный
характер. Их всесторонний учет, как при
образовании государственных органов,
так и в процессе их функционирования
позволяет обеспечить максимальную эффективность
государственного управления обществом.
До недавнего времени основными принципами
организации и деятельности государственного
аппарата наша юридическая наука считала
принцип широкого участия масс в управлении
государством; демократический централизм;
пролетарский интернационализм; социалистическую
законность; социалистическую плановость,
учет и контроль; партийное руководство
деятельностью всех звеньев государственного
аппарата. Кардинальные изменения, происходящие
в экономической, политической и других
сферах общественной жизни нашей страны
внесли существенные поправки в структуру,
содержание и характер деятельности всех
государственных органов. Государственная
жизнь начинает строиться на новых принципах,
обеспечивающих более эффективное функционирование
механизма государства. К ним относятся:
1) принцип представительства интересов
граждан во всех звеньях государственного
аппарата. Он обеспечивается демократической
избирательной системой, реальными гарантиями
социально-экономических, политических
и личных прав и свобод граждан, разносторонней
деятельностью всех государственных органов,
направленной на удовлетворение интересов
личности; 2) принцип разделения властей
(законодательной, исполнительной, судебной),
который 1формирует
механизмы, исключающие произвол со стороны
властных органов и должностных лиц; 3)
принцип гласности и открытости в деятельности
государственного аппарата. Например,
право граждан государства на основе общенародных
голосований (референдумов) отменять противоречащие
интересам народа решения любых органов
государства, в том числе и в сфере международных
отношений; 4) высокий профессионализм
и компетентность государственных органов,
их способность на высоком научном уровне
решать основные вопросы государственной
жизни в интересах населения страны. Профессиональный
принцип в государственном управлении
означает прежде всего использование
квалифицированных работников, для которых
управленческая деятельность является
основной профессией. Привлечение же к
государственной службе людей, не обладающих
навыками управления, как показала наша
отечественная практика государственного
строительства, приводит к негативным
последствиям. Эти люди, будучи хорошими
специалистами в области промышленного
или сельскохозяйственного производства,
на государственной службе (в советах,
их комиссиях, комитетах) не могут выполнять
возложенные на них обязанности достаточно
квалифицированно; 5) принцип законности,
правовых начал в деятельности всех составных
частей механизма государства в их взаимоотношениях
с населением страны и между собой, а также
с различными общественными движениями
и организациями; 6) принцип демократизма
в формировании и деятельности государственных
органов, позволяющий учитывать разнообразные
интересы подавляющего большинства граждан
государства, их религиозные воззрения,
особенности национальной культуры, традиций,
обычаев; 7) в федеративных (союзных) государствах
важным принципом организации и деятельности
государственного аппарата является субординация
и четкое взаимодействие между общефедеральными
органами (центром) и государственной
властью членов федерации. В национальных
федерациях наиболее оптимальное разграничение
компетенций между ними имеет особо важное
значение, поскольку такое разграничение
обеспечивает суверенность членов федерации,
их самостоятельность в решении внутренних
и внешних задач. Механизм государства
выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный
аппарат, его органы, государство осуществляет
возложенные на него задачи, оказывает
заметное влияние на стабилизацию и развитие
общественной жизни, способствует углублению
демократии и организованности в стране,
процветанию и благополучию населения.
В определенных случаях властные государственные
функции могут осуществлять и негосударственные
организации, если они на то уполномочены
государством.
Управление
государственными делами требует высокой
организованности в компетентности,
профессионализма. В отечественной
теории и практики 20 века «механизм
государства» стало применяться
в 20-30 годах. После выдвижения известного
лозунга о механизме диктатуры
пролетариата.
В 60-80
годах появляется концепция политической
организации или политической системы
общества. В юридической литературе
понятие «механизм государства»
отождествляется с понятием «государственный
аппарат» в широком смысле, охватывающем
все виды государственных органов.
Механизм государства (современного Российского
государства) рассматривается как
пронизанная едиными, законодательно
закрепленными принципами, основанная
на разделении властей и располагающая
необходимыми материальными придатками
система государственных органов,
посредствам которых осуществляются
задачи и функции государства. Основным
орудием государственной власти считается
госаппарат и госорганы как его структурно
оформленные звенья. В современных условиях
понятие «механизм государства» находит
свое место в понятийном ряду теории государства
и права. Механизм государства есть структурно
оформленная система средств государственного
воздействия на общественные процессы.
В нем
есть следующие элементы:
а) гос.
органы;
б)публичные
службы и корпорации;
в)процедуры
принятия гос. решений;
г) ресурсные
обеспечения.
Возникновению
и развитию механизма государства
присущи некоторые общие закономерности.
Государственный механизм призван
функционировать эффективно и бесперебойно,
иначе решение политических, экономических
и социальных задач не будет результативным
и государство станет слабеть. Для
этого необходимо соблюдение следующих
важных условий:
а) обеспечивать
стабильность власти и устойчивость
конституционных институтов;
б) последовательно
выполнять функции, возложенные
на государственные органы
в) правильно
использовать методы правового регулирования
в экономической, социальной и политических
сферах;
г)поддерживать
баланс элементов механизма государства,
не допуская преувеличенной роли одних
и недооценки других;
д) способность
демократизации власти и широкому участию
граждан в управлении государственными
делами.
Стратегической
задачей государственного механизма
является своевременное и эффективное
решение актуальных проблем развития
общества и предотвращения негативных
явлений. Взаимодействие 2механизма
государства с местным самоуправлением
способствует расширению демократической
базы государственной власти. Для гражданского
общества и механизма государства ключевой
проблемой является доверие и поддержка
населения. Отчуждение граждан от власти
ведёт к конфронтации и ослабляет государственный
механизм.
Составные части механизма государства
Важнейшее
место занимают органы государства.
Орган государства есть структурно
обособленная и юридически оформленная
часть государственного аппарата, обладающая
самостоятельностью для выполнения
возложенных на него государственных
функций. Для органа государства
характерны следующие признаки:
а) закрепление
компетенции и наличие властных
полномочий для её осуществления, т.е.
право издавать обязательные предписания;
б) структурная
обособленность в виде самостоятельной
организации;
в) наличие
постоянного персонала, государственных
служащих;
г) материально-финансовое
обеспечение деятельности органа.
Аппарат
государства есть система взаимосвязанных
государственных органов, выполняющих
функции государства. Внутри государственного
аппарата можно различать следующие
виды органов:
а) Президент
РФ как глава государства;
б) Конституционные
органы законодательной, исполнительной
и судебной властей.
в) государственные
органы, образуемые вышеназванными органами
государственной власти и получающими
«функциональный мандат» именно от них;
г) обслуживающие
государственные структуры; например
Администрация Президента Р.Ф. Президент
страны является главой государства
и гарантом Конституции. Разделение
властей на законодательную, исполнительную
судебную стало общепризнанной концепцией
и конституционным принципом устройства
государства.
-Законодательная
власть - означает функционирование
представительных и законодательных
органов, строго регламентированный
законодательный процесс, отношения
депутатов и избирателей, систему выборов.
Ядром выступает парламент. В России: Федеральное
Собрание: 1) Гос. Дума; 2) Совет Федерации.
-Исполнительная
власть- всегда находится в центре
общественной жизни. На исполнительную
власть приходится основной объём
работы по управлению государственными
делами, и с ними нелегко справляться.
Для
чего нужна исполнительная власть?
- Для осуществления государственного управления и регулирования;
- Для обеспечения прав и интересов граждан;
- Для оперативного решения государственных дел;
- Для исполнения законов
Исполнительная
власть призвана обеспечивать повседневное
управление государственными делами.
Система исполнительных органов
существенно изменилась в связи
с общими экономическими и социальными
преобразованиями, когда исчезли
или видоизменились многие прежние
органы и появились другие. От органов
исполнительной власти во многом зависит
эффективность управления государственными
делами.
-Судебная
власть - включает в себя систему
органов, статус судей, принципы
правосудия, виды судопроизводства.
Структуры:
1) армия,
милиция, налоговая, пограничные,
ж\д войска-оборона страны;
2) публичные
службы, системы телефонной, телеграфной,
электронной связи, транспортные
системы.
3) государственные
корпорации типа Газпром, ЕЭС-России.
Рассмотрим
такой элемент механизма государства,
как процедуры принятия государственных
решений. Можно классифицировать процедуры
государственных решений следующим
образом:
а) процедуры
выборов, референдума и народных собраний;
б) процедуры
самостоятельного принятия решений
каждым государственным органом, с
использованием для этого Регламента,
Правительства, правил принятия ведомственных
актов и т.п.;
в) совместное
принятие решения несколькими субъектами
права;
г) согласованное
принятие решений;
д) принятие
решений в соответствии с принципами
и нормами международного права,
актами межгосударственных объединений
типа СНГ.
Деятельность
государственных органов и публичных
служб и корпораций, принятие и
реализация государственных решений
невозможны без ресурсного обеспечения.
Оно включает в себя:
а) управление
государственной собственностью;
б) регулирование
бюджетно-налоговых отношений;
в) использование
природных ресурсов;
г) материально-техническое
обеспечение.
д) режимы
использования людских ресурсов,
имел в виду законодательство о труде,
о занятности и т.д.3
Кадровый состав государственного
аппарата
Государственные
служащие делятся на различные классы,
от принадлежности к которым зависят их
права и материальные блага. Обычный список
классов (разрядов):
- администраторы
- профессионалы
- исполнители
- высшие технические служащие
- канцелярские работники
- субклерки и обслуживающий персонал
Администраторы-
некоторые заместители министров,
главы департаментов, представители
министров парламенте и др.
Профессионалы
это специалисты, работающие в системе
министерств и высших органов.