Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – решение данной проблемы,
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1.дать понятие механизма государства; 2. охарактеризовать принципы организации деятельности механизма государства; 3. рассмотреть понятие, признаки и виды государственного органа; 4.проанализировать особенности структуры механизма государства; 5. сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Механизм (аппарат) государства…………………………………………........5
§ 1. Понятие механизма государства…………………………………........5
§2. Принципы организации деятельности механизма государства……...8
§3. Понятие, признаки и виды государственного органа…………….….12
§4. Структура механизма государства…………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список………………………………………………...….26
Приложения……………………………………………………………………....28

Вложенные файлы: 1 файл

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

 

 

Содержание

 

стр.

 

Введение…………………………………………………………………………....3

 

 Механизм (аппарат) государства…………………………………………........5

 

§ 1. Понятие механизма  государства…………………………………........5

 

§2. Принципы организации  деятельности механизма государства……...8

 

§3. Понятие, признаки и  виды государственного органа…………….….12

 

§4. Структура механизма  государства…………………………………....15

 

 

Заключение……………………………………………………………………….23

 

Библиографический список………………………………………………...….26

 

Приложения……………………………………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы является очень актуальной в настоящее время, потому что в юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы, однако понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат», так как механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: 1.государственный аппарат, реализующий законодательную, исполнительную и судебную функции, 2.государственные учреждения, осуществляющие практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции, 3. государственные предприятия, которые учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции. Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Без сформированного и развитого механизма государства невозможна функционирование никакого государства вообще.

 Из актуальности данной темы вытекает объект курсовой работы: теория государства и права.

 Объект курсовой работы определил постановку вопроса о предмете курсовой работы: механизм (аппарат) государства.

Проблема курсовой работы заключается в выяснении: 1.понятия механизма государства, 2.принципов организации деятельности механизма государства, 3.понятия, признаков и видов государственного органа, 4.структуры механизма государства.

Цель курсовой работы – решение данной проблемы,

 Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1.дать понятие механизма государства; 2. охарактеризовать принципы организации деятельности механизма государства; 3. рассмотреть понятие, признаки и виды государственного органа; 4.проанализировать особенности структуры механизма государства; 5. сделать выводы.

 Методологическую основу данной курсовой работы составили Конституция РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ«О системе государственной службы Российской Федерации» и др., а также труды  ученых в области теории государства и права: Г.Борисова, А.Венгерова, А. Малько, М.Марченко, А.Мелехина, В.Сорокина, В.Перевалова, В.Хропанюк, О.Кутафина и др.

Для решения поставленных задач были использованы следующие научные методы: 1.метод сбора информации; 2. метод обзорно-аналитический; 3.графический метод (таблицы, схемы).

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что собранный теоретический материал по проблеме может быть использован студентами МГИУ при изучении данной темы.

 Структура курсовой работы включает в себя: 1.введение, где определены актуальность, объект, предмет, проблема, цель, задачи, научные методы, практическая и теоретическая значимость, структура курсовой работы; 2. четыре параграфа, в которых дана информация о: механизме государства, принципах организации его деятельности, понятии, признаках, видах государственного органа, особенностях структуры механизма государства и др.; 3. заключение, в котором оформлены выводы по работе в целом; 4.библиографический список, содержащий 20 источников информации (справочная литература, курсы лекций, учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях); 5. приложения к курсовой работе, содержащие разнообразные таблицы, схемы.

МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

 

§ 1. Понятие  механизма государства

 

«Государственная власть, - пишет А.А. Двигалева, - осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма или аппарата государства - системы специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов»1. «Механизм государства, - отмечает М.И. Байтин, - охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства»2.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат», иногда в юридической литературе данные понятия употребляются как синонимы, однако понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат», так как механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты (Приложение 1): 1.государственный аппарат, реализующий законодательную, исполнительную и судебную функции, 2.государственные учреждения, осуществляющие практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции, 3. государственные предприятия, которые учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции. Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое,   идеологическое   и  политическое

__________________________________________________________________________________

1. Двигалева А.А. Теория государства и права: курс лекций. – СПб.: Политграфуслуги, 2011. – С. 56.

2. Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права: курс лекций /Под редакцией Н.И. Матусова и А.В.Малько. – М.: ЮРИСТЬ,2007. – С.97.

превосходство и осуществляют государственное руководство обществом, то есть механизм государства представляет собой систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции. В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи.

Все задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма, то есть государство существует, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них служащих. В различные исторические эпохи в разных государствах механизм государства имел неодинаковую структуру и функции. «Понятие механизма государства, - указывает В.Н. Хропанюк, - раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов»1.

Какие же это признаки? «Общие признаки государственного механизма, - пишет М.Н. Марченко (Приложение 2), - выражаются в следующем: во-первых, государственный механизм представляет собой систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций; во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы; в-третьих, механизм государства состоит из людей, профессионально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений); в-четвертых, сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом; в-пятых, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь, поэтому функции Российской Федерации  как  современного государства осуществляются, получают   свое

__________________________________________________________________________________

          1.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 61.

реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства; в-шестых, механизм государства призван осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности; и последнее: функционирование механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. На эти материальные средства или вещественные придатки опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без них не может обходиться ни одно государство»1.

«Особенность этих придатков, - пишет В.Д. Перевалов, - в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. В рассмотренные материальные средства, «вещественные придатки» механизма государства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения, так как они соотносятся с государственным механизмом как составные негосударственные элементы единой для данного общества политической системы»2.

Обобщение всех анализируемых признаков  позволяет прийти к выводу: механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными,

__________________________________________________________________________________

 1.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – С.46.

 2. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник – М.: ЮРАЙТ, 2010. – С. 6

 

законодательно закрепленными  принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

 

§2. Принципы организации деятельности механизма государства

 

«Принципы (Приложение 3), - отмечает А.Б. Венгеров, — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов»1.

«Общие принципы, - указывает Г.А. Борисов, - делятся на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральных конституционных законах, Федеральном законе «О судебной системе Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и др.»2.

«Первая группа, - пишет В.В. Сорокин, - охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность»3.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации —

многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным

__________________________________________________________________________________

1.Венгеров А.Б. Теория  государства и права: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 63.

2. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник – БелГУ, 2007. – С. 62.

3. Сорокин В.В. Теория  государства и прав: учеюник. – Барнаул, 2007. – С. 59.

 

каналам, в том числе  и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов  государственной власти) или через  органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти

народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов1.

Принцип гуманизма в  формировании и деятельности механизма  Российского государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция Российской Федерации в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»2.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти3, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Информация о работе Механизм государства