Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, курсовая работа
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Факультет
Кафедра гражданско-правовая
Курсовая работа
По дисциплине Теория государства и права
На тему: Механизм государства
Москва 2013 г.
Оглавление
Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Механизм государства появился задолго до появления соответствующего научного термина и неразрывно связан с самим явлением государства. Обобщенно под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Упоминания
главы государства как части
механизма государства
Тем не менее, уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. [2]
Постоянное развитие человечества обусловило усложнение и развитие механизма государства. Он должен отвечать сложившимся обстоятельствам в экономической, социальной и других сферах жизни общества, являясь ключевым элементом эффективности выполнения возложенных на государство функций. Поэтому в различные годы механизм государства имел неодинаковую структуру, функции и особенности.
Этот процесс не прекращается и в наше время. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры. [3]
Актуальность
темы обусловлена тем, что данные
процессы применимы к Российской
Федерации, и на современном этапе
развития огромное значение приобретают
вопросы организации и
Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.
В советский
и современный периоды
Следовательно, целью данной работы является всестороннее изучение механизма государства, его функционирования и структуры.
1. Механизм государства и государственный аппарат
В юридической науке отсутствует единство мнений среди ученых по поводу механизма государства. Некоторые ученые понимают механизм государства в двух аспектах: в узком смысле -- как органы государства и в широком -- как совокупность государственных органов, учреждений и организаций. При этом органы государства образуют государственный аппарат, а государственные учреждения и организации непосредственно реализуют экономическую, социальную, культурную и иные функции, претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага. [5]
В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооружённые силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Существует
научная позиция, в соответствии
с которой под аппаратом
По мнению некоторых ученых в механизм государства входят: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение.
В состав публичных служб входят:
занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, милиция, пограничные, железнодорожные и внутренние войска;
призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества. В сфере оказания государственных услуг, имеющих общественную значимость, в настоящее время действуют федеральные агентства, которые кроме оказания услуг управляют государственным имуществом;
государственные
корпорации, сочетающие функции самостоятельных
хозяйствующих субъектов и
Среди процедур принятия государственных решений выделяют:
а) выборы и референдумы;
б) самостоятельное принятие решений государственным органом на основе собственного регламента или иных ведомственных актов;
в) совместные или
согласованные решения
г) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений.
Ресурсное обеспечение
государственных органов и
а) управления государственной собственностью;
б) регулирования бюджетно-налоговых отношений;
в) использования природных ресурсов;
г) материально-технического обеспечения (зданий, транспортных средств и др.);
д) режима использования людских ресурсов на основе законодательства о труде и занятости. [7]
Механизм государства различных стран значительно различается , но каждому из них присущи следующие особенности:
целостная иерархическая
система государственных
первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы;
механизм служит
средством осуществления
для обеспечения государственно-властных предписаний механизм имеет специфические орудия принуждения -- тюрьмы, вооруженные силы, полицию и др.;
Структура механизма изменчива и во многом зависит от задач управления, которые встают перед государством на том или ином этапе его развития. Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краёв и областей и т.п.);
2) государственные
организации - это такие подразделения
механизма государства (его "
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные
предприятия - это такие подразделения
механизма государства,
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. [8]
2. Государственный аппарат
Государственный аппарат - это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством.
Государственный аппарат - составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть.
Государственный аппарат - главное средство осуществления функций государства и решения главных государственных задач.
Сущность государственного
аппарата проявляется в принципах
его организации и
Государственный аппарат - это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), занимающихся управлением на возмездной основе.
Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета - налогов, взимаемых с населения.
Государственный аппарат это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера), определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления.
Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органов. Вместе с тем государственный орган есть ни что иное как организованный коллектив государственных служащих (чиновников), замещающих должности по определенным, прежде всего профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа. Последние при этом не являются частями государственного органа, аппарата в целом. Этим государственный аппарат как система органов отличается от механизма государства.
Механизм государства - это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу (образовательную, в области здравоохранения и др., например). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляю-щих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа.
Любой государственный
аппарат организован и