Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Содержание

Введение
1. Механизм государства и государственный аппарат
2. Государственный аппарат
3. Государственная служба
4. Органы государства
5. Принцип разделение властей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос орган разделение власти.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет

Кафедра гражданско-правовая

Курсовая работа

По дисциплине Теория государства и права

На тему: Механизм государства

Москва 2013 г.

Оглавление

Введение

1. Механизм  государства и государственный  аппарат

2. Государственный аппарат

3. Государственная  служба

4. Органы  государства

5. Принцип  разделение властей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Механизм государства  появился задолго до появления соответствующего научного термина и неразрывно связан с самим явлением государства. Обобщенно под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Упоминания  главы государства как части  механизма государства появились  у таких древних философов, как Платон и Аристотель. В своих трудах о государстве они исследовали проблемы различных форм правления, а также государства и взаимоотношение высших его органов.

Тем не менее, уже  в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. [2]

Постоянное развитие человечества обусловило усложнение и развитие механизма государства. Он должен отвечать сложившимся обстоятельствам в экономической, социальной и других сферах жизни общества, являясь ключевым элементом эффективности выполнения возложенных на государство функций. Поэтому в различные годы механизм государства имел неодинаковую структуру, функции и особенности.

Этот процесс  не прекращается и в наше время. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры. [3]

Актуальность  темы обусловлена тем, что данные процессы применимы к Российской Федерации, и на современном этапе  развития огромное значение приобретают  вопросы организации и функционирования механизма государства и его  совершенствования с целью его максимального соответствия механизму государства правового.

Исследованию  вопросов государственного механизма  посвящена достаточно обширная юридическая  литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.

В советский  и современный периоды отдельные  вопросы, связанные с государственным  механизмом, рассматривали в своих  работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.. [4]

Следовательно, целью данной работы является всестороннее изучение механизма государства, его  функционирования и структуры.

1. Механизм государства  и государственный аппарат

В юридической  науке отсутствует единство мнений среди ученых по поводу механизма государства. Некоторые ученые понимают механизм государства в двух аспектах: в узком смысле -- как органы государства и в широком -- как совокупность государственных органов, учреждений и организаций. При этом органы государства образуют государственный аппарат, а государственные учреждения и организации непосредственно реализуют экономическую, социальную, культурную и иные функции, претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага. [5]

В юридической  науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооружённые силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует  научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства  понимаются все органы государства  в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.[6]

По мнению некоторых  ученых в механизм государства входят: публичные службы и корпорации; процедуры  принятия государственных решений; ресурсное обеспечение.

В состав публичных служб входят:

занимающиеся  охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, милиция, пограничные, железнодорожные  и внутренние войска;

призванные  оказывать общественные услуги в  области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества. В сфере оказания государственных услуг, имеющих общественную значимость, в настоящее время действуют федеральные агентства, которые кроме оказания услуг управляют государственным имуществом;

государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных  хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, ЕЭС России и  др.).

Среди процедур принятия государственных решений  выделяют:

а) выборы и референдумы;

б) самостоятельное  принятие решений государственным  органом на основе собственного регламента или иных ведомственных актов;

в) совместные или  согласованные решения нескольких органов государства;

г) принятие решений  в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений.

Ресурсное обеспечение  государственных органов и организаций  состоит из:

а) управления государственной  собственностью;

б) регулирования  бюджетно-налоговых отношений;

в) использования природных ресурсов;

г) материально-технического обеспечения (зданий, транспортных средств  и др.);

д) режима использования  людских ресурсов на основе законодательства о труде и занятости. [7]

Механизм государства  различных стран значительно  различается , но каждому из них присущи следующие особенности:

целостная иерархическая  система государственных органов, которая обеспечивается едиными  принципами организации и деятельности;

первичными  структурными звеньями механизма являются государственные органы;

механизм служит средством осуществления государственной  власти и функций государства;

для обеспечения  государственно-властных предписаний  механизм имеет специфические орудия принуждения -- тюрьмы, вооруженные  силы, полицию и др.;

Структура механизма  изменчива и во многом зависит от задач управления, которые встают перед государством на том или ином этапе его развития. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные  органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и соподчинённости  при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краёв и областей и т.п.);

2) государственные  организации - это такие подразделения  механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооружённые силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные  учреждения - это такие подразделения  механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные  предприятия - это такие подразделения  механизма государства, которые  также не обладают властными  полномочиями (за исключением их  администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);

6) организационные  и финансовые средства, а также  принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. [8]

2. Государственный  аппарат

Государственный аппарат - это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление  государственной власти, решение  главных задач, стоящих перед государством.

Государственный аппарат - составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть.

Государственный аппарат - главное средство осуществления  функций государства и решения  главных государственных задач.

Сущность государственного аппарата проявляется в принципах  его организации и деятельности, отражающих в условиях глобализации действие абсолютных общечеловеческих ценностей.

Государственный аппарат - это система органов, в  которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), занимающихся управлением на возмездной основе.

Государственный аппарат формируется, действует  за счет бюджета - налогов, взимаемых  с населения.

Государственный аппарат это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера), определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления.

Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органов. Вместе с тем государственный орган есть ни что иное как организованный коллектив государственных служащих (чиновников), замещающих должности по определенным, прежде всего профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа. Последние при этом не являются частями государственного органа, аппарата в целом. Этим государственный аппарат как система органов отличается от механизма государства.

Механизм государства - это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу (образовательную, в области здравоохранения и др., например). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляю-щих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа.

Любой государственный  аппарат организован и функционирует  по определенным принципам. Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями его развития и функционирования общие требования, определяющие в силу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществление функций оптимальными средствами. Они не остаются неизменными в различных государствах и на различных этапах их развития. В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:

Информация о работе Механизм государства