Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:54, доклад

Краткое описание

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Механизм государства.docx

— 19.08 Кб (Скачать файл)

Механизм государства 

 Механизм государства  есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой,  государство осуществляет власть. Механизм является структурным  и предметным олицетворением  государства, представляет собой  материальное "вещество", из которого  оно состоит. Можно сказать,  что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение  государства.  

 Механизм государства  - это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, практически осуществляющих  государственную власть, задачи  и функции государства.  

 Приведенное определение  позволяет выделить следующие  характерные признаки механизма  государства. 

1. Это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений. Целостность  ее обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.  

2. Первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами). Государственные  органы связаны между собой  началами субординации и координации.  

3. Для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы  и др. Без них не может обойтись  ни одно государство.  

4. При помощи механизма  практически осуществляется власть  и выполняются функции государства. 

 

 Структура механизма  государства 

 Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  - органы, подсистемы. Между ними  существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают  неодинаковое место в государственном  механизме, находятся в сложных  отношениях субординации и координации.  

 Структура механизма  государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него  входят органы управления и  органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что  одна часть государственного  механизма занимается только  управлением, а другая - только  принуждением. В реальной жизни  управление и принуждение переплетаются  между собой.  

 Многие века  и тысячелетия государственный  механизм был неразвит, его органы  не были дифференцированы по  составу и компетенции. В рабовладельческом,  феодальном, да и на ранних  этапах развития капиталистического  государства основу механизма  составляли военное ведомство,  ведомства внутренних дел, финансов  и иностранных дел.  

 Механизм современного  государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется  на крупные подсистемы. Так, одну  его подсистему (часть) образуют  высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство.  Они обычно находятся в поле  зрения общественности, средств  массовой информации, вокруг них  формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы  правопорядка, суд, прокуратура,  а также силовые структуры  (армия, полиция, разведка). Последние  выполняют решения высших органов  государства, в том числе методами  государственного принуждения (военное  подавление, полицейские меры). Наиболее  жесткие способы принуждения  осуществляют вооруженные отряды  людей - войско, полиция.  

 К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями  не обладают, а выполняют общесоциальные  функции в сфере экономики,  образования, здравоохранения, науки  и др.

  

 Понятие и признаки  государственного органа 

 Первичным и  важнейшим структурным элементом  механизма государства является  орган государства.  

 Государственный  орган - это звено (элемент)  механизма государства, участвующее  в осуществлении функций государства  и наделенное для этого властными  полномочиями.  

 Раскрытие понятия,  признаков данного органа позволяет  глубже познать механизм государства  в целом.  

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.  

2. Орган государства  состоит из государственных служащих, которые находятся в особых  правоотношениях между собой  и органом. Они абстрагированы  от семейных, гражданских и других  отношений, не имеющих связи  с государственной службой, являются  официальными.  

 Положение, права  и обязанности государственных  служащих определяются законом  и обеспечивают их правовой  статус. Объем и порядок использования  ими властных правомочий устанавливаются  тоже законом и конкретизируются  в должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.  

 К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в  жизнь.  

 Служащие государства  непосредственно материальных благ  не производят, поэтому содержание  их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в  государственном органе согласно  занимаемой должности.  

3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все  служащие обязаны соблюдать.  

4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  - властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает  и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  орг ном государства своей  компетенции - это не только  его право, но и обязанность.  

5. Согласно своей  компетенции орган государства  обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности  издавать обязательные к исполнению  правовые акты. Эти акты могут  быть нормативными или индивидуально-определенными  (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения  правовых актов органов государства  путем применения различных методов,  в том числе методов принуждения.  

6. Для осуществления  своей компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).  

7. Наконец, орган  государства активно участвует  в реализации функций государства,  используя для этого соответствующие  формы и методы.    

 Виды органов  государства 

 Органы государства  классифицируются по различным  основаниям По способу возникновения  они подразделяются на первичные  и производные. Первичные органы  государства никакими другими  органами не создаются. Они  либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо  избираются по установленной  процедуре и получают властные  полномочия от избирателей (представительные  органы). Производные органы создаются  первичными органами, которые и  наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные  органы, органы прокуратуры и  т. д.  

 По объему властных  полномочий органы государства  классифицируются на высшие и  местные. Правда, не все местные  органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее  полно олицетворяют государственную  власть, распространяющуюся на территорию  всего государства. Местные органы  государства функционируют в  административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия  распространяются только на эти  регионы.  

 По широте компетенции  выделяются органы государства  общей и специальной компетенции.  Органы общей компетенции правомочны  решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя  законы, активно участвует в осуществлении  всех функций государства. Органы  специальной (отраслевой) компетенции  специализируются на выполнении  какой-то, одной функции, одного  вида деятельности (министерство  финансов, министерство юстиции).  

 Органы государства  бывают выборные и назначаемые,  коллегиальные и единоличные.  На механизм государства, классификацию  его высших органов непосредственное  влияние оказывает принцип разделения  властей, в соответствии с которым  создаются законодательные, исполнительные  и судебные органы.  

 Законодательные  органы. Право издания законов  принадлежит обычно высшим представительным  органам. Обозначаются они общим  родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.  

 Парламенты в  большинстве стран мира состоят  из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют  в небольших странах (Дания,  Финляндия). Верхняя палата нередко  служит своеобразным противовесом  обычно более демократичной нижней  палате.  

 Глава государства.  Разделенная на три ветви государственная  власть не перестает быть единой  и суверенной: у нее единый  властеобразующий источник - народ,  она выражает единые коренные  интересы населения страны. Поэтому  самостоятельность органов законодательной,  исполнительной и судебной власти  не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз  и призван обеспечивать согласованное  функционирование этих органов  в интересах единой властной  воли народа и достижения общегосударственных  целей. В современных государствах  глава государства, по общему  правилу, является единоличным:  в конституционных монархиях  - монарх, в республиках - президент.  

 В большинстве  современных государств главой  государства является президент,  избираемый либо населением, либо  парламентом, либо путем особой  избирательной процедуры.  

 Президент принимает  иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие  государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры  и соглашения, является верховным  главнокомандующим вооруженными  силами. В некоторых странах президент  имеет право распускать парламент,  отказать в одобрении закона, передать его на вторичное  рассмотрение парламента.  

 В парламентарных  и президентских республиках  роль и полномочия президента  далеко не одинаковы.  

 В парламентарных  республиках президент - малоактивная  фигура во внутренних делах,  заслоненная главой правительства,  в руках которого сосредоточена  реальная власть. Например, роспуск  парламента в таких государствах  хотя и оформляется указом  президента, осуществляется по решению  правительства; для назначения  правительства требуется согласие  парламента. Акты президента не  имеют силы без подписи главы  правительства или министра, к  ведению которого относится предмет  акта.  

 В президентских  республиках президент - центральная  политическая фигура. Так, президент  США наделен Конституцией широкими  полномочиями, является одновременно  главой государства и правительства.  Он возглавляет громадный государственный  аппарат, насчитывающий 2,5 млн.  государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает "по совету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.  

Информация о работе Механизм государства