Механизм государства
Механизм государства
есть та реальная организационная
материальная сила, располагая которой,
государство осуществляет власть.
Механизм является структурным
и предметным олицетворением
государства, представляет собой
материальное "вещество", из которого
оно состоит. Можно сказать,
что механизм суть деятельное,
постоянно функционирующее выражение
государства.
Механизм государства
- это целостная иерархическая
система государственных органов
и учреждений, практически осуществляющих
государственную власть, задачи
и функции государства.
Приведенное определение
позволяет выделить следующие
характерные признаки механизма
государства.
1. Это целостная
иерархическая система государственных
органов и учреждений. Целостность
ее обеспечивается едиными принципами
организации и деятельности государственных
органов и учреждений, едиными
задачами и целями их деятельности.
2. Первичными структурными
частями (элементами) механизма являются
государственные органы и учреждения,
в которых работают государственные
служащие (чиновники, иногда их
называют управленцами). Государственные
органы связаны между собой
началами субординации и координации.
3. Для обеспечения
государственных властных велений
он имеет непосредственные орудия
(учреждения) принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи,-
вооруженные отряды людей, тюрьмы
и др. Без них не может обойтись
ни одно государство.
4. При помощи механизма
практически осуществляется власть
и выполняются функции государства.
Структура механизма
государства
Единый и целостный
механизм государства дифференцируется
(расчленяется) на составные части
- органы, подсистемы. Между ними
существует своя иерархия: различные
органы и подсистемы занимают
неодинаковое место в государственном
механизме, находятся в сложных
отношениях субординации и координации.
Структура механизма
государства изменчива и разнообразна,
но при всех условиях в него
входят органы управления и
органы принуждения. Это, разумеется,
не следует понимать так, что
одна часть государственного
механизма занимается только
управлением, а другая - только
принуждением. В реальной жизни
управление и принуждение переплетаются
между собой.
Многие века
и тысячелетия государственный
механизм был неразвит, его органы
не были дифференцированы по
составу и компетенции. В рабовладельческом,
феодальном, да и на ранних
этапах развития капиталистического
государства основу механизма
составляли военное ведомство,
ведомства внутренних дел, финансов
и иностранных дел.
Механизм современного
государства отличается высокой
степенью сложности, многообразием
органов и учреждений, подразделяется
на крупные подсистемы. Так, одну
его подсистему (часть) образуют
высшие органы государства: представительные,
глава государства, правительство.
Они обычно находятся в поле
зрения общественности, средств
массовой информации, вокруг них
формируется общественное мнение.
Другая подсистема- это органы
правопорядка, суд, прокуратура,
а также силовые структуры
(армия, полиция, разведка). Последние
выполняют решения высших органов
государства, в том числе методами
государственного принуждения (военное
подавление, полицейские меры). Наиболее
жесткие способы принуждения
осуществляют вооруженные отряды
людей - войско, полиция.
К органам государства
примыкают государственные учреждения,
которые властными полномочиями
не обладают, а выполняют общесоциальные
функции в сфере экономики,
образования, здравоохранения, науки
и др.
Понятие и признаки
государственного органа
Первичным и
важнейшим структурным элементом
механизма государства является
орган государства.
Государственный
орган - это звено (элемент)
механизма государства, участвующее
в осуществлении функций государства
и наделенное для этого властными
полномочиями.
Раскрытие понятия,
признаков данного органа позволяет
глубже познать механизм государства
в целом.
1. Хотя орган государства
и обладает определенной самостоятельностью,
автономией, он служит частью
единого механизма государства,
занимает в государственной машине
свое место и прочно связан
с другими ее частями.
2. Орган государства
состоит из государственных служащих,
которые находятся в особых
правоотношениях между собой
и органом. Они абстрагированы
от семейных, гражданских и других
отношений, не имеющих связи
с государственной службой, являются
официальными.
Положение, права
и обязанности государственных
служащих определяются законом
и обеспечивают их правовой
статус. Объем и порядок использования
ими властных правомочий устанавливаются
тоже законом и конкретизируются
в должностных инструкциях, штатных
расписаниях и др.
К числу государственных
служащих относятся и должностные
лица, которые обладают властными
полномочиями, издают правовые акты,
самостоятельно проводят их в
жизнь.
Служащие государства
непосредственно материальных благ
не производят, поэтому содержание
их возлагается на общество. Они
получают заработную плату в
государственном органе согласно
занимаемой должности.
3. Органы государства
имеют внутреннее строение (структуру).
Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей,
ради достижения которых образованы,
и дисциплиной, которую все
служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком
органа государства является
наличие у него компетенции
- властных правомочий (совокупности
прав и обязанностей) определенного
содержания и объема. Компетенция
обусловлена предметом ведения,
т. е. конкретными задачами
и функциями, которые решает
и выполняет государственный
орган. Компетенция обычно юридически
закреплена (в конституции или
текущем законодательстве). Реализация
орг ном государства своей
компетенции - это не только
его право, но и обязанность.
5. Согласно своей
компетенции орган государства
обладает властными полномочиями,
которые выражаются: а) в возможности
издавать обязательные к исполнению
правовые акты. Эти акты могут
быть нормативными или индивидуально-определенными
(акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения
правовых актов органов государства
путем применения различных методов,
в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления
своей компетенции орган государства
наделяется необходимой материальной
базой, имеет финансовые средства,
свой счет в банке, источник
финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган
государства активно участвует
в реализации функций государства,
используя для этого соответствующие
формы и методы.
Виды органов
государства
Органы государства
классифицируются по различным
основаниям По способу возникновения
они подразделяются на первичные
и производные. Первичные органы
государства никакими другими
органами не создаются. Они
либо возникают в порядке наследования
(наследственная монархия), либо
избираются по установленной
процедуре и получают властные
полномочия от избирателей (представительные
органы). Производные органы создаются
первичными органами, которые и
наделяют их властными полномочиями.
К ним относятся исполнительно-распорядительные
органы, органы прокуратуры и
т. д.
По объему властных
полномочий органы государства
классифицируются на высшие и
местные. Правда, не все местные
органы являются государственными
(например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее
полно олицетворяют государственную
власть, распространяющуюся на территорию
всего государства. Местные органы
государства функционируют в
административно-территориальных единицах
(графствах, округах, коммунах, уездах,
провинциях и др.), их полномочия
распространяются только на эти
регионы.
По широте компетенции
выделяются органы государства
общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции правомочны
решать широкий круг вопросов.
Например, правительство, исполняя
законы, активно участвует в осуществлении
всех функций государства. Органы
специальной (отраслевой) компетенции
специализируются на выполнении
какой-то, одной функции, одного
вида деятельности (министерство
финансов, министерство юстиции).
Органы государства
бывают выборные и назначаемые,
коллегиальные и единоличные.
На механизм государства, классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип разделения
властей, в соответствии с которым
создаются законодательные, исполнительные
и судебные органы.
Законодательные
органы. Право издания законов
принадлежит обычно высшим представительным
органам. Обозначаются они общим
родовым термином "парламент".
В Англии, Канаде, Индии и других странах
термин "парламент" - собственное
имя законодательного органа, в остальных
странах он называется иначе.
Парламенты в
большинстве стран мира состоят
из нижней и верхней палаты.
Однопалатные парламенты существуют
в небольших странах (Дания,
Финляндия). Верхняя палата нередко
служит своеобразным противовесом
обычно более демократичной нижней
палате.
Глава государства.
Разделенная на три ветви государственная
власть не перестает быть единой
и суверенной: у нее единый
властеобразующий источник - народ,
она выражает единые коренные
интересы населения страны. Поэтому
самостоятельность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти
не абсолютна, а относительна.
Глава государства как раз
и призван обеспечивать согласованное
функционирование этих органов
в интересах единой властной
воли народа и достижения общегосударственных
целей. В современных государствах
глава государства, по общему
правилу, является единоличным:
в конституционных монархиях
- монарх, в республиках - президент.
В большинстве
современных государств главой
государства является президент,
избираемый либо населением, либо
парламентом, либо путем особой
избирательной процедуры.
Президент принимает
иностранных дипломатических представителей,
назначает послов в другие
государства, в ряде стран ратифицирует
(утверждает) международные договоры
и соглашения, является верховным
главнокомандующим вооруженными
силами. В некоторых странах президент
имеет право распускать парламент,
отказать в одобрении закона,
передать его на вторичное
рассмотрение парламента.
В парламентарных
и президентских республиках
роль и полномочия президента
далеко не одинаковы.
В парламентарных
республиках президент - малоактивная
фигура во внутренних делах,
заслоненная главой правительства,
в руках которого сосредоточена
реальная власть. Например, роспуск
парламента в таких государствах
хотя и оформляется указом
президента, осуществляется по решению
правительства; для назначения
правительства требуется согласие
парламента. Акты президента не
имеют силы без подписи главы
правительства или министра, к
ведению которого относится предмет
акта.
В президентских
республиках президент - центральная
политическая фигура. Так, президент
США наделен Конституцией широкими
полномочиями, является одновременно
главой государства и правительства.
Он возглавляет громадный государственный
аппарат, насчитывающий 2,5 млн.
государственных служащих, из которых
около 1500 чиновников федеральных ведомств
назначает сам. Только на высшие федеральные
должности президент назначает "по
совету и с согласия" Сената. Он издает
указы по различным вопросам государственной
жизни.