Механизм государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА1. ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА . ГОС.АППАРАТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА 4
1.1 Понятие и признаки государственного механизма 4
1.2 Структура государственного механизма 7
1.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма 13
ГЛАВА2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА 16
2.1 Узкий (аппаратный) подход 17
2.2 Широкий подход 19
2.3 Функциональный подход 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая механизм государства.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА1. ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА . ГОС.АППАРАТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  МЕХАНИЗМА

4

       1.1    Понятие и признаки государственного   механизма

4

       1.2    Структура государственного механизма

7

       1.3     Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма

13

ГЛАВА2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

16

       2.1 Узкий (аппаратный) подход

17

       2.2 Широкий подход

19

       2.3 Функциональный подход

20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа государства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

Нельзя не согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина о том, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущности государства, без представления о том, как оно функционирует и каков его механизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, а значит – руководство обществом, так как именно современное правовое государство выступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражает мировоззрение и представляет всех членов общества.1

Механизм государства зачастую отождествляют с государством – это       в корне неверно. Любое государство представляет собой целостный организм, существование которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Механизм - одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано для того, чтобы показать, что государство проявляется во множестве государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальной субстанцией» и физическим воплощением государственной власти»2.

Целью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства.

 Определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры, определение места и соотношения госаппарата в системе государственного механизма – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, одна из которых содержит непосредственно его понятие, признаки, раскрывает структуру, а вторая определяет основные подходы по определению понятия механизма государства, заключения и списка использованной литературы.

Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время.

Предметом исследования являются характеристики и особенности функционирования государственного аппарата, проблемы его функционирования.

Теоретическую основу исследования составила специальная литература по исследуемой теме различных авторов. В данной курсовой работе используется как учебная литература, так и материал периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА       ГОСУДАРСТВА

 

          1.1 Понятие и признаки государственного механизма

На различных этапах развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами  его территории, географическим положением и другими факторами. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел, но механизм государства не является неизменным. Как и само государство, он  постепенно изменяется и к тому же весьма значительно. Причем претерпеваемые в процессе эволюции механизмом государства изменения могут быть связаны не только с объективными  условиями общественной жизни, но и с субъективными устремлениями той или иной общественной, политической или экономической группы усилить свои позиции в политической жизни общества. Несмотря на особенности механизма каждого отдельного государства, механизм государств одного и того же исторического типа имеет определенные, только ему присущие черты. Поэтому можно говорить о механизме рабовладельческого, феодального, буржуазного, тоталитарного государства. Более того, механизм всех без исключения тоталитарных государств обладает целым рядом общих существенных черт. В частности, он всегда был и остается орудием угнетения и подавления большинства граждан в интересах правящей верхушки. От механизма тоталитарных государств отличается механизм правового государства. Он не противостоит гражданскому обществу и является орудием выражения и защиты интересов как общества в целом, так и личности. Построение и деятельность механизма демократического государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер, всесторонний учет как при образовании государственных органов, и в процессе их функционирования  позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Целью функционирования механизма государства является формирование гражданского общества, создание условий для устойчивой жизни и свободного развития человека. Различные звенья механизма государства играют неодинаковую роль в выполнении функций государства. Одни из них главным образом нацелены на функции, призванные  обеспечить решение сугубо классовых задач, а другие – на функции,  направленные на выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.                                                       

 Наиболее характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

 в)   Механизм государства  призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий  государственных органов ограничивается  правом, которое максимально   обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и  личностью. 

 г) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

д) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.3

Исходя из вышеприведенных характеристик, признаков механизма государства можно  определить, что механизм государства – это система властных государственных органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства.4

 

 

 

 

 

 

 

             1.2 Структура государственного механизма

 

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры механизма государства. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.5 Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка и т.д.). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры.

Структура механизма государства включает в себя:    

1) государственные  органы, которые находятся в тесной  взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные  организации - это такие подразделения  механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные  учреждения - это такие подразделения  механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные  предприятия - это такие подразделения  механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных  служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

 В  зависимости от полномочий они  могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные  и финансовые средства, а также  принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. 

Основным структурным элементом государственного механизма является государственный орган. Он обладает рядом таких качеств, которые отличают его  от органов негосударственных, общественно-политических организаций. Все государственные органы обязательно  наделяются властными полномочиями, позволяющими им осуществлять политику, соответствующую воле господствующей политической группы, не только мерами убеждения, но и государственного принуждения.

 

 

Признаки органа государства:

1. Все  органы государства образуются  в законодательном порядке, который  определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган  государства является самостоятельным  элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3.  Органы государства тесно взаимодействуют  между собой. Они разуют единый  социальный организм, главной задачей которого дается обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности территориальной целостности государства.

По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные  группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные   (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

Информация о работе Механизм государства