Механизм подавления свободы развития личности в советском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно признавать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………...3
Становление диктатуры пролетариата в советском государстве 1917-1922 гг. ……………………………………………………………………………….8
Легализация террора как средство удержания государственной
власти ……………………..............................................................................9
Права и свободы человека в конституционном праве России советского периода ………………………………………………………..……………13
Недемократический политический режим 1922-1985-х гг. как способ подавления свободы развития личности…………………………..………...15
Создание советского человека с помощью идеологического
воздействия …………………………………………………………….….16
Значение правоохранительных органов в механизме подавления свободы развития личности.........................................................................18
Психиатрия как инструмент политических репрессий……………….…21
Советская концепция прав и свобод человека…………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………….38Список использованных источников и литературы……………………...……………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 86.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

НАПРАВЛЕНИЕ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Курсовая работа

МЕХАНИЗМ ПОДАВЛЕНИЯ СВОБОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ  ГОСУДАРСТВЕ

 

Выполнила:

Студентка 1 курса 26901 группы

Пономарева  Елена Владимировна

Научный руководитель:

Романчук  Иван Сергеевич,

кандидат  юридических наук, доцент

 

 

 

Тюмень, 2010

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

    1. Становление диктатуры пролетариата в советском государстве 1917-1922 гг. .8
    1. Легализация террора как средство удержания государственной

власти ……………………..............................................................................9

    1. Права и свободы человека в конституционном праве России советского периода …..13
    1. Недемократический политический режим 1922-1985-х гг. как способ подавления свободы развития личности.....15
    1. Создание советского человека с помощью идеологического

 воздействия  …………………………………………………………….….16

    1. Значение правоохранительных органов в механизме подавления свободы развития личности.........................................................................18
    2. Психиатрия как инструмент политических репрессий.21
    3. Советская концепция прав и свобод человека...26

Заключение……………………………………………………………………………….38Список использованных источников и литературы……………………...……………40

 

 

Введение

Любое государство, если оно  не имеет тоталитарных претензий, должно признавать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит  человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней  властью.

Вечная тенденция государства  и закона состоит, по оценке Бердяева, в нарушении свободы и права1.

Но как «измерить» свободу? Ее уровень, рамки, пределы?  В чем  заключаются критерии и способы  выражения этой ценности?  Можно  ли ее, например, дозировать, закреплять, отнимать? Такой инструментарий имеется  – это право, законы, юридические  нормы, а также, разумеется, нравственность, самоконтроль. Свобода, если можно так  сказать,  требует «деликатного»  обращения, иначе она легко переходит  в свою противоположность. Именно поэтому  свобода на «законных основаниях»  ограничивается, усекается, вводится в  конструктивное русло. Каким образом  и во имя чего?

Свобода как определенное социальное состояние общества, как  познанная  и освоенная необходимость  находит свое наиболее концентрированное  выражение в праве, в котором  она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о широте и сущности той свободы, которую юридически признает и допускает государственная  власть.

Право служит официальным  мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границы должного и возможного. Выступая легитимной шкалой свободы, право объективно выражает достигнутый уровень социальной действительности. В этом смысле оно  есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития.

Гегель рассматривал права  как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там, - писал он,- где господствует закон, а не произвол»2. Известны кантовские положения о праве как о сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права3.

Соотношение личности и государства  может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся  гармонизировать отношения между  отдельной личностью и обществом  в целом, чьи интересы и призвано предъявлять государство. Государство  рассматривается как необходимое  средство согласования интересов различных  социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и  свободы рассматриваются как  конечная цель вмешательства государства  в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

Идеи гармонизации отношений  личности и государства находят  выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность  всех социальных субъектов, включая  государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное  признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными  и государственными установлениями. Другой общепризнанной чертой правовой государственности является установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и  личности. Этот принцип проявляется, прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей  активности по отношению к личности и обществу, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальных мер ответственности  должностных лиц государства  за неисполнение их обязанностей перед  обществом и личностью4.

Для наиболее полного рассмотрения фактического положения человека в  советском государстве, необходимо в первую очередь дать подробное  описание правам и свободам личности и классифицировать их в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых  возникают и реализуются права  и свободы. Другими словами, это  подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому  основанию выделяют четыре большие  группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные культурные.

Итак, политические права  и свободы личности – это возможности  человека в государственной и  общественно-политической жизни, обеспечивающее  его политическое самоопределение  и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним  относятся: право на объединение; свобода  митингов, шествий, демонстраций; право  избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных  обсуждениях и голосованиях и  др.

Личные права и свободы  – это возможности человека, ограждающие  от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь  и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию  личности. К ним относятся право  на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести  и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и  выбор места жительства и др.

Социально-экономические  права и свободы – это возможности  личности в сфере производства и  распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических  и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К ним относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право наследования и  др.

Культурные права и  свободы – это возможности  человека пользоваться духовными, культурными  благами и достижениями, принимать  участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких права относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование, свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Исходя из вышеизложенного  следует определить актуальность курсовой работы. Выйти из порочного круга антиправового советского легизма можно лишь на основе последовательного юридического правопонимания. Поэтому для выяснении критики неправового характера так называемого «социалистического права» и законодательства, определения путей движения от неправового социализма к правовому строю, к правовому государству и правовому закону принципиально важное значение имеет именно понимание различия права и закона и анализ с этих позиций всей советско-правовой действительности.

Объектом  исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе нарушения принципов демократического режима, основных прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе создания аппарата подавления личности, легализации способов подавления.

Предметом исследования являются сущность и характерные особенности  механизма подавления свободы развития личности советского государства с  момента его становления и  до начала перестройки 1985 года.

Целью курсовой работы является комплексный анализ возникновения, развития, становления основных способов подавления развития личности в советском государстве.

Для достижения поставленной цели нами был определен круг задач, а именно:

1) выяснить причины необходимости возникновения подавления свободы и основных гражданских прав;

2) рассмотреть основные способы подавления свободы развития личности в советском государстве, способы их реализации и цели;

3) проанализировать отражение данной государственной политики на развитии личности советского гражданина, его воспитании и мировоззрении;

4) понять значение многолетней работы аппарата подавления  и принуждения на ход развития событий последних лет существования СССР.

Методологическая основа курсовой работы включает комплекс общенаучных, частно - научных и специальных  методов научного познания выработанных в правоведении. Важное место занимают методы – формально-юридический  анализ, историко-политический, правовое  абстрагирование, диалектический и другие.

Теоретическая основа.

Изложенные в данной работе документы и исторические материалы  дают возможность увидеть не только «теорию», но и действительность механизма  подавления свободы развития личности.

Структура курсовой работы обусловлена ее темой, целями, задачами и содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Становление диктатуры пролетариата в советском государстве

1917-1922 гг.

«… Диктатура пролетариата есть не смена правительства, а новое  государство  с новыми органами власти в центре и на местах… Государство  есть машина в руках господствующего  класса для подавления сопротивления  своих классовых противников. В  этом отношении диктатура пролетариата ничем по существу не отличается от диктатуры всякого другого класса…

Короче: диктатура пролетариата есть неограниченное законом и опирающееся  на насилие господство пролетариата над буржуазией, пользующееся сочувствием  и поддержкой трудящихся… диктатура  пролетариата не может быть «полной» демократией, демократией для всех, и для богатых, и для бедных…

Информация о работе Механизм подавления свободы развития личности в советском государстве