Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 09:43, курсовая работа
Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характер. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. В обществе действует множество различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии систематизация нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике.
I. введение
2. Основная часть
Конституционные законы
2 Подзаконные нормативно-правовые акты
Указы и распоряжения Президента.
2. Нормативно-правовые акты Правительства, регламенты палат Федерального Собрания.
3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
4. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
5. Иные нормативно-правовые акты.
2.3 Вступление в силу нормативно-правовых актов.
Список используемой литературы
Содержание
I. введение
2. Основная часть
Конституционные законы
2 Подзаконные нормативно-правовые акты
Указы и распоряжения Президента.
2. Нормативно-правовые акты Правительства,
регламенты палат Федерального Собрания.
3. Нормативно-правовые акты федеральных
органов исполнительной власти.
4. Нормативно-правовые акты субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
5. Иные нормативно-правовые акты.
2.3 Вступление в силу нормативно-правовых
актов.
Список используемой литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Теория государства
и прав»
на тему: « Нормативно-правовые
акты: понятие,
виды, систематизация»
Псков, 2001г.
СОДЕРЖАНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
И ТЕКУЩИЕ
ЗАКОНЫ………………………………………………………………
2.2 ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ……… 6
2.3 ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ…………………………………………………………………
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
^
I. ВВЕДЕНИЕ
Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характер. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.
В
обществе действует множество различных
правовых норм и нормативных актов. Чтобы
проще ориентироваться в них, необходимо
постоянно приводить их в определенную
систему. Такая деятельность выражается
в понятии систематизация нормативно-правовых
актов в целях удобства пользования ими
на практике. Все нормативно-правовые
акты функционируют как единая система,
которая характеризуется согласованностью,
взаимодействием, иерархичностью, специализацией
и дифференциацией по отраслям и институтам.
Система
нормативных актов в Российской Федерации
включает в себя правовые акты общефедеральных
органов, акты субъектов Федерации, местного
самоуправления, а также акты прямого
народного волеизъявления. Такое их разнообразие
обусловлено федеративным строением государства,
своеобразием правотворческих органов,
спецификой регулируемых отношений, другими
обстоятельствами, служащими основаниями
для их классификации.
В
зависимости от особенностей правового
положения субъекта правотворчества все
нормативно-правовые акты подразделяются
на:
●
нормативные акты государственных органов;
●
нормативные акты общественных объединений
(кооперативных, акционерных, профессиональных
и т. п.)
●
совместные акты (государственных и негосударственных
органов);
●
нормативные акты принятые в порядке референдума.
В
зависимости от сферы действия нормативные
акты делятся на:
●
общефедеральные;
●
акты субъектов федерации;
●
акты органов местного самоуправления;
●
локальные акты (регулирующие отношения
внутри какой-либо организации, предприятия,
учреждения).
В
зависимости от срока действия различают:
●
акты неопределенно длительного времени;
●
временные акты.
В
зависимости от юридической силы нормативно-правовые
акты подразделяются на:
● законы и подзаконные акты.
^ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
И ТЕКУЩИЕ ЗАКОНЫ
Нормативно-правовые
акты многообразны, поэтому нуждаются
в классификации. Критерии этой классификации
обусловлены особенностями регулируемых
отношений, своеобразием субъекта правотворчества,
адресата, территории на которой они действуют
и т. д.
Особый
интерес представляет деление нормативно-правовых
актов в зависимости от их значимости
в системе действующего законодательства.
Законы
занимают главное место в системе нормативно-правовых
актов. Их ведущее положение определяется
следующими основными признаками.
Во-первых,
они принимаются только законодательными
(представительными) органами государственной
власти или непосредственно народом в
порядке референдума.
Во-вторых,
обладают высшей юридической силой, которая
означает, что содержание всех иных нормативно-правовых
актов не должно противоречить законам:
никто не вправе отменить или заменить
закон, кроме органа, который его издал.
В-третьих,
регулируют наиболее важные основополагающие
отношения. В законах закрепляются общественный
и государственный строй, компетенция
центральных звеньев государственного
механизма, основные права свободы граждан
и т. д.
В-четвертых,
содержат нормы первичного, исходного
характера. Все иные акты признаны в основном
детализировать и конкретизировать нормативные
установления законов.
В-пятых,
принимаются в особом процессуальном
порядке.
Таким
образом, закон – это принятый в особом
порядке акт законодательного органа,
обладающий высшей юридической силой
и направленный на регулирование наиболее
важных общественных отношений.
^ Конституционные законы закрепляют
основы общественного и государственного
строя, служат юридической базой для текущего
законодательства. К ним относятся: Конституция
и законы, вносящие в нее изменения и дополнения,
а также законы конкретизирующие ее содержание.
Конституция
является основным законом государства.
Это основной закон всякого государства.
Ее сущность состоит в том, что она отражает
расстановку политических сил в обществе,
юридически закрепляет баланс их интересов.
Различают фактическую и юридическую
конституции. Фактическая конституция
– это реальные отношения в обществе.
Юридическая конституция представляет
собой правовое оформление этих отношений.
Конституции
Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, применяемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации.
Органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане
и их объединения обязаны соблюдать Конституцию
Российской Федерации и законы.
Основными
чертами конституции является:
•
основополагающий характер;
•
народность;
•
реальность;
•
стабильность.
Основополагающий
характер конституции заключается в том,
что она регулирует не все общественные
отношения, а лишь наиболее важные, существенные
и, таким образом, носит обобщающий характер.
Конституция должна в рамках минимального
объема и количества норм закрепить лишь
самое главное в устройстве общества и
государства.
Народность
конституции состоит в том, что она должна
выражать интересы народа:
•
во-первых, закреплять те общественные
отношения, которые отвечают менталитету
и стремлениям народа;
•
во-вторых, исходить от народа и приниматься
народом либо непосредственно, либо через
своих представителей.
Реальность
конституции означает, что данный документ
должен отражать фактическую ситуацию
в обществе. В противном случае конституция
будет фиктивным документом, не имеющим
авторитета в народе, и, следовательно,
не будет соблюдаться.
Конституция
документ длительного действия, поэтому
стабильность является ее важнейшей чертой.
Она должна обеспечивать незыблемость
существующего порядка на определенное
время и не может подвергаться частым
и сиюминутным изменениям.
Однако
нельзя допускать и иной крайности – воспринимать
конституцию как «вечный» документ, который
дан раз и навсегда и не
подлежит
изменениям. На практике это невозможно,
поскольку жизнь идет,
общество
меняется, и, если соответствующие изменения
не будут внесены,
конституция
«отстанет» от общественного развития
и потеряет свою актуальность.
Конституция
занимает главное место в системе нормативно-правовых
актов, которое определяется ее особыми
свойствами и особой ролью. Приоритетное
значение Конституции состоит в том, что
она, как акт высшей юридической силы,
составляет нормативную базу всего текущего
законодательства. Значимость ее все больше
возрастает в федеративных государствах,
где она является основой для развития
не только текущих законов, но и конституций
субъектов Федерации.
Перечень
конституционных законов исчерпывающе
определен Конституцией РФ. Это: законы
о порядке деятельности Правительства
РФ, судебной системе, Конституционном
суде, чрезвычайном положении, режиме
военного положения и т. д. Например, Федеральный
конституционный закон «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997
года №2-ФКЗ.
Прямое
закрепление в Конституции данных актов,
круга регулируемых ими отношений, усложненная
процедура принятия (обязательное одобрение
не менее ¾ голосов членов Совета Федерации,
невозможность наложения на него вета
Президента) определяют их центральное
место в системе действующего законодательства
и повышенную юридическую силу.
Текущие (обыкновенные законы) принимаются
на основе и во исполнение конституционных
законов, составляют текущее законодательство
и регулируют различные стороны экономической,
политической, культурной жизни страны.
Особой
разновидностью текущих законов являются
органические и чрезвычайные законы.
Органические
(кодифицированные) законы – юридические
цельные, внутренне согласованные акты,
отличающиеся высоким уровнем нормативных
обобщений и призванные комплексно регулировать
определенную сферу общественной жизни.
К таким законам могут быть отнесены кодексы
по различным отраслям законодательства.
Например, Федеральный закон «О семеноводстве»
от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ.
Чрезвычайные
(исключительные) законы принимаются при
тех или иных чрезвычайных обстоятельствах,
вызванных природными, экологическими,
социальными и иными причинами, носят
временный характер.
Среди
подзаконных нормативно-правовых актов
России можно выделить следующие: указы
и распоряжения Президента, нормативно-правовые
акты Правительства, регламенты палат
Федерального Собрания нормативно-правовые
акты федеральных органов исполнительной власти,
нормативно-правовые акты субъектов Федерации
и органов местного самоуправления, иные
нормативно-правовые акты.
1^ . Указы и распоряжения Президент��.
Указы
и распоряжения Президента Российской
Федерации обычны для главы государства.
В Конституции указано, что они обязательны
для исполнения на всей территории Российской
Федерации и что они не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
Отсюда следует, что указы и распоряжения
президента относятся к числу подзаконных
актов, то есть могут быть отменены законом.
Своеобразие
указов и распоряжений Президента Российской
Федерации связано с его компетенцией.
Они не могут противоречить федеральным
законам, но имеют приоритетное значение
по отношению к иным нормативным актам.
В
зависимости от характера полномочий
Президента все его указы можно классифицировать
на:
●
указы в границах собственных полномочий;
●
указы на основе полномочий, делегированных
парламентом;
●
указы, подлежащие утверждению Советом
Федерации (о введении военного положения,
чрезвычайного положения, представления
о назначении на должность судей Конституционного
Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного
Суда, Генерального Прокурора).
По
юридической значимости указы делятся
на нормативные и правоприменительные.
Нормативные
указы содержат нормы права и регулируют
разнообразные сферы общественной жизни,
имеют общеобязательный характер. Особенно
много указов принимается для регулирования
отношений в области экономики (о приватизации,
рынке ценных бумаг, инвестициях и т. д.).
Иногда они сопровождаются утверждением
положений об органах, выполняющих определенные
функции, или о порядке деятельности в
конкретной сфере общественных отношений.
Например,
Указ Президента РФ «О Государственной
налоговой службе Российской Федерации»
от 31 декабря 1991 г., утверждающий Положение
о Государственной налоговой службе Российской
Федерации.
Правоприменительные
указы носят индивидуально-разовый характер
и принимаются по конкретным вопросам
управления (о назначении на должность,
присвоении звания и т. д.).
Распоряжения
Президента также нормативны и принимаются
по оперативным вопросам государственного
управления (создание рабочих комиссий,
выделение регионам средств из резервного
фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных
указов несколько условно и может рассматриваться
(анализироваться) применительно к каждому
конкретному случаю. Например, Распоряжение
Президента РФ от 30.11.2000 года №537-рп «О
подписании Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Белоруссия
о введении единой денежной единицы и
формирования единого эмиссионного центра
Союзного государства».
Президенты
республик, входящих в состав Российской
Федерации, тоже издают правовые акты
в форме указов и распоряжений.
^ 2. Нормативно-правовые акты
Правительства, регламенты палат Федерального
Собрания.
Очень
важны и многообразны по своему содержанию
нормативно-правовые акты российского
Правительства.
Эти
акты можно подразделить на акты, издаваемые
во исполнение Конституции, федеральных
законов и нормативных актов Президента,
и акты по вопросам собственной компетенции.
Специфика координирующей, управленческой
деятельности Правительства сказывается
на содержании и массиве принимаемых актов.
Правительство
разрабатывает, утверждает и реализует
базовые нормативно-правовые акты и целевые
программы, рассчитанные на длительный
период действия (федеральный бюджет,
федеральная программа поддержки малого
предпринимательства и т.д.).
Принимаемые
им акты:
во-первых,
оперативно регулируют отношения в различных
отраслях общественной и государственной
жизни;
во-вторых,
устанавливают правовые ориентиры для
деятельности всех органов исполнительной
власти, предприятий и учреждений;
в-третьих,
вводят нормативно-правовые основы для
издания других правовых актов.
В
соответствии с действующим законодательством
Правительство РФ для осуществления своих
полномочий по управлению обществом принимает
постановления и распоряжения. Постановления,
как правило, нормативны и общеобязательны,
они разрабатываются и принимаются коллегиально.
Например,
Постановление Правительства Российской
Федерации от
11
декабря 1997 года №1542 «Об утверждении Положения
о Государственном комитете Российской
Федерации по жилищной и строительной
политике». Распоряжения же, будучи разновидностью
правоприменительных актов, принимаются
и подписываются Председателем или заместителем
Председателя Правительства на основе
единоначалия и адресуются, как правило,
узкому кругу исполнителей. Например,
Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 10 марта 1999 года № 381-р «О
членах коллегии Министерства общего
и профессионального образования Российской
Федерации».
Регламенты
палат Федерального Собрания принимаются
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации каждой палатой для организации
своей деятельности и не требуют утверждения
другой палатой и подписи Президента.
Этим они отличаются от законов. Регламенты
регулируют круг вопросов, связанных с
организацией работы палат, осуществлением
законодательного процесса (создание
комиссий и комитетов, порядка прохождения
законопроектов и т.д.). Это нормативные
акты с узкой сферой применения.1
^ 3. Нормативно-правовые акты
федеральных органов исполнительной власти.
Министерства,
государственные комитеты и иные федеральные
ведомства издают правовые акты, именуемые
приказами и инструкциями. В них обычно
определяется порядок деятельности отраслевых
подведомственных организаций и учреждений
по решению задач, стоящих перед отраслью.
Иногда, в связи с межотраслевой функциональной
направленностью министерства (ведомства),
эти акты могут быть адресованы нескольким
министерствам и регулировать межотраслевые
отношения. Например, правовые акты Министерства
финансов, Министерства Внутренних дел
и др.
Приказы
могут быть как нормативными так и ненормативными.
Будучи разновидностью распорядительных
актов, они разрабатываются структурными
подразделениями министерств и состоят
из констатирующей и распорядительной
частей. Подписываются министром или по
его поручению заместителем министра.
Инструкция
же, регулируя определенные стороны деятельности
министерств, всегда имеют нормативное
содержание. Они визируются руководителями
структурных подразделений (разработчиков)
и утверждаются министром (замминистра)
путем издания указа или постановления
грифа утверждения. Например, Инструкция
МНС РФ от
15
июня 2000 года №62 «О порядке исчисления
и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций» утверждена приказом МНС
РФ от 15 июня 2000 года № БГ-3-02/231.
Структурные
подразделения и территориальные органы
федеральных органов исполнительной власти
не вправе издавать нормативные правовые
акты.
Нормативный
правовой акт может быть издан совместно
несколькими федеральными органами исполнительной
власти или одним из них по согласованию
с другими.
Проект
нормативного правового акта подлежит
согласованию с заинтересованными министерствами
и ведомствами, если такое согласование
является обязательным в соответствии
с законодательством Российской
Федерации,
а также если в нормативном правовом акте
содержатся
положения,
нормы и поручения, касающиеся других
министерств и ведомств. Согласование
нормативного правового акта оформляется
визами.
Виза
включает в себя наименование должности
руководителя
министерства
(ведомства) или его заместителя и личную
подпись визирующего, расшифровку подписи
и дату. 1
^ 4. Нормативно-правовые акты
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления.
На
уровне субъектов используются те же формы
правовых актов, что и на федеральном уровне
(законы, указы, постановления, распоряжения,
приказы, другие установления). Однако
есть и специфика, связанная с различным
правовым положением субъектов регионального
правотворчества, объемом и характером
регулируемых отношений и другими обстоятельствами.
Если правовые системы республик как субъектов
Федерации уже сложились и во многом дублируют
формы правовых актов федеральных органов,
то правовые системы краев, областей, автономных
округов и городов федерального значения
находятся еще в стадии становления.
Основным
нормативным актом, регламентирующем
взаимоотношения органов власти и граждан
на уровне области, является устав, выполняющий
функции региональной конституции.
Губернаторы,
главы администраций областей, краев,
автономных областей, округов, городов
федерального значения при осуществлении
своих полномочий издают постановления
и распоряжения.
В
ряде областей, краев и городов федерального
значения сформированы правительства,
принимающие постановления. Их специализированные
министерства и ведомства наделены правом
на издание приказов и инструкций.
Весьма
существенно расширены полномочия органов
местного самоуправления. Их представительные
органы (дума, муниципальный совет и др.)
по вопросам своего ведения принимают
коллегиальные решения, а главы органов
местного самоуправления (главы администрации,
мэры, старосты) – постановления и распоряжения.
Форма опубликования данных актов определяется
уставом данной административно-
Акты
органов местного самоуправления могут
быть как нормативными, так и правоприменительными.
Тематический предоставлении жилья, развитии
коммунального хозяйства и т.д. Региональный
характер регулируемых отношений позволяет
отнести эти акты к категории локальных.
Они обязательны для исполнения всеми
расположенными на соответствующей территории
предприятий, учреждениями и организациями
независимо от форм собственности, а также
должностными лицами и гражданами.
Специфика
этих актов заключается в том, что они
имеют также локальную, ограниченную сферу
действия, регулируя как управленческие,
так и непосредственно производственные,
коммерческие, научные, учебные и иные
отношения, связанные с функциональным
назначением предприятия.
Решения,
как правило, имеют нормативное содержание
и принимаются коллегиальными органами
управления (общим собранием акционеров,
советом директоров и т.п.).
Приказы
нормативного и индивидуального значения
принимаются руководителями предприятий,
учреждений и организаций. С их помощью
регулируются вопросы труда, заработной
платы, материального поощрения и другие
связи и отношения внутриорганизационного
характера.
Распоряжения
же принимаются директором предприятия,
его заместителем и руководителями структурных
подразделений для решения проблем, связанных
с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим
вопросам.
^ 5. Иные нормативно-правовые
акты.
Действующее
законодательство не устанавливает конкретных
форм нормативно-правовых актов общественных
организаций. Они определяются самими
организациями в положениях и уставах,
закрепляющих основы функционирования
добровольных сообществ.
Правовая
природа этих нормативных актов произведена
от государства, от его согласия, санкции
на юридически значимое регулирование
отдельной группы общественных отношений.
Система
нормативно-правовых актов Российской
Федерации была бы неполной без выделения
группы международно-правовых актов. В
соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции
Российской Федерации «общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора».
Среди
международно-правовых актов можно выделить
два основных вида – директивы и постановления.
Директивы дают участнику сообщества
при переработке своего законодательства
возможность выбора способов, средств
и форм реализации международных обязательств.
В постановлениях же содержатся соответствующие
требования, подлежащие прямому исполнению
каждой стороной.
^ 2.3 Вступление в силу нормативно-правовых
актов.
Законы
подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные законы не применяются.
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применятся, если
они не опубликованы официально для всеобщего
сведения.1
Порядок
вступления в силу федеральных законов
урегулирован Федеральным законом от
14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» (в редакции от
22.10.1999 года).
Закон
связывает начало применения законов
с фактом их официальной публикации. Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию
в течении семи дней после подписания
Президентом РФ.
Официальным
опубликованием федерального закона считается
первая публикация его полного текста
в «Парламентской газете», «Российской
газете» или «Собрании законодательства
Российской Федерации».
Закон
может быть опубликован и в иных печатных
изданиях, издан в виде отдельного издания,
сборника, а также доведен до всеобщего
сведения иным способом. Но с подобным
обнародованием закона не связывается
вступление его в силу, поскольку оно не
является официальным.
Порядок
опубликования и вступления в силу актов
Президента РФ, Правительства РФ определен
в настоящее время Указом Президента РФ
от 23.05.1996г. № 763 « О порядке опубликования
и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти» (в редакции от 13.08.1998 г.).
Они
подлежат обязательному официальному
опубликованию. Исключение составляют
лишь те акт или их отдельные пункты, которые
содержат государственную тайну. Акты
президента РФ и Правительства РФ могут
быть опубликованы в печатных изданиях,
а также доведены до общего сведения по
телевидению и радио, разосланы государственным
органам, органам местного самоуправления,
должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям, переданы по каналам связи.
Но официальным опубликованием актов
Президента РФ и Правительства РФ считается
публикация их текстов в «Российской газете»
или «Собрании законодательутва Российской
Федерации».
Указы
Президента РФ, а также акты Правительства
РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус федеральных органов
исполнительной власти, а также организаций,
вступают в силу на всей территории России
одновременно по истечении семи дней после
дня их первого официального опубликования.
Иные
акты Президента РФ и Правительства РФ,
в том числе содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, вступают в силу
со дня их подписания. При принятии нормативных
актов Президент РФ или Правительство
РФ могут устанавливать иной срок введения
его в действие.
До
принятия Указа Президента РФ от 23.05.1996
года № 763 действовал иной порядок вступления
в силу актов Правительства РФ. Согласно
Указу Президента РФ от 26.03.1992 года №302
«О порядке опубликования и вступления
в силу актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации»
датой вступления в силу всех актов Правительства
РФ считалась дата их подписания, а не
опубликования.
Нормативные
акты принимают все министерства и ведомства.
Особо стоит выделить министерство финансов
РФ, Министерство по налогам и сборам,
Государственный таможенный комитет РФ.
Эти ведомства наиболее плодовиты в своей
нормотворческой деятельности.
Порядок
опубликования и вступления в силу актов
министерств и ведомств определен в настоящее
время все тем же указом Президента РФ
от 23.05.1996 года №763.
Государственной
регистрации подлежат нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус организаций, имеющие
межведомственный характер, независимо
от срока их действия, в том числе акты,
содержащие сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера.
Государственная
регистрация нормативных правовых актов
осуществляется Министерством юстиции
Российской Федерации, которое ведет Государственный
реестр нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.
В
течение суток после государственной
регистрации подлинник нормативно-правового
акта с присвоенным ему регистрационным
номером направляется Министерством юстиции
Российской Федерации в федеральный орган
исполнительной власти, представивший
акт на государственную регистрацию.
Нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности
человека и гражданина, устанавливающие
правовой статус организаций, имеющие
межведомственный характер, подлежат
официальному опубликованию в установленном
порядке, кроме актов или отдельных положений,
содержащие сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера.
Копии
актов, подлежащих официальному опубликованию,
передаются Министерством юстиции Российской
Федерации в редакцию газеты «Российские
вести», а также в издательство «Юридическая
литература» в течение суток после государственной
регистрации.
При
опубликовании и рассылке нормативного
правового акта указание на номер и дату
государственной регистрации является
обязательным.
Федеральные
органы исполнительной власти направляют
для исполнения нормативные правовые
акты, подлежащие государственной регистрации,
только после их регистрации и официального
опубликования.1
Особый
порядок опубликования и вступления в
силу предусмотрен для нормативных актов,
принятых Центральным банком РФ. Он определен
в настоящее время федеральным законом
от 02.12.1990 года № 394-1 «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
(в редакции от 08.07.1999 года).
Все
нормативные акты Банка России вступают
в силу со дня их официального опубликования
в официальном издании Банка России - «Вестнике
Банка России», за исключением случаев,
установленных советом директоров Бака
России.
Кроме,
того нормативные акты Банка России, непосредственно
затрагивающие права, свободы или обязанности
граждан, должны быть также зарегистрированы
в Министерстве юстиции РФ в порядке установленном
для регистрации актов федеральных министерств
и ведомств.
3. Заключение
Таким
образом, нормативно-правовой акт – официальный
документ, порождающий определенные правовые
последствия, создающий юридическое состояние
и направленный на регулирование общественных
отношений.
Нормативные
нормы классифицируются по следующим
категориям:
u в зависимости от особенностей
правового положения субъекта правотворчества;
u в зависимости от сферы действия;
u в зависимости от срока действия;
u в зависимости от юридической
силы.
Нормативно-правовые
акты имеют ряд отличительных признаков.
u точное наименование нормативного
акта;
u издание нормативного акта в
пределах компетенции соответствующего
органа;
u определенность формулирования
правовых норм;
u общеобязательность нормативных
актов;
u особый порядок опубликования;
u особый порядок вступления в
законную силу.
В
Российской Федерации нормативно-правовые
акты включают в себя законы и подзаконные
акты.
Законы
занимают главное место в системе нормативно-правовых
актов.
Закон
– это принятый в особом порядке акт законодательного
органа, обладающий высшей юридической
силой и направленный на регулирование
наиболее важных общественных отношений.
Различают конституционные и текущие
(обыкновенные) законы.
Конституционные
законы закрепляют основы общественного
и государственного строя, служат юридической
базой для текущего законодательства.
К ним относятся: Конституция и законы,
вносящие в нее изменения и дополнения,
а также законы конкретизирующие ее содержание.
Основным законом государства является
Конституция.
Конституции
Российской Федерации имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на
всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, применяемые
в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации.
Текущие
(обыкновенные законы) принимаются на
основе и во исполнение конституционных
законов, составляют текущее законодательство
и регулируют различные стороны экономической,
политической, культурной жизни страны.
Среди
подзаконных нормативно-правовых актов
России выделяют: u указы и распоряжения Президента;
u нормативно-правовые акты Правительства;
u регламенты палат Федерального
Собрания;
u нормативно-правовые акты федеральных
органов исполнительной власти; u нормативно-правовые акты субъектов
Федерации и органов местногосамоуправления;
u иные нормативно-правовые акты.
^
Список используемой литературы
1.
Конституция Российской
2.
Федеральный закон РФ «О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994
года (в редакции от 22.10.1999 года).
3.
Указ Президента РФ « О порядке опубликования
и вступления в силу актов Президента
Российской Федерации и нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной
власти» № 763 от 23.05.1996г. (в редакции от
13.08.1998 г.).
4.
Баглай М.В. Конституционное право Российской
Федерации, Учебник для юридических вузов
и факультетов М.: Издательская группа
НОРМА – ИНФРА М, 1998. – 752 с.
5.
Баранов В.М., Рахманина Т. Н., Сырых В.М.,
Общая теория права Лекции по курсу. Н.
Новгород, 1993.- 384 с.
6.
Матузов Н. И. Теория государства и права,
Курс лекций, М.: Юристъ, 2000. – 776 с.
7.
Ржевский В.А. Основы государства и права,
Учебное пособие, М.: Издательство «Феникс»,
1995. – 176 с.
Информация о работе Нормативно-правовые акты: понятие, виды, систематизация