Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 11:43, курсовая работа
Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в системе юридических знаний теория государства и пра¬ва является базовой методологической наукой. Цели ее изуче¬ния: усвоить комплекс общих знаний о государственно-право¬вых явлениях; получить представление об основных категори¬ях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей прак¬тической деятельности.
I. Введение стр. 3
II. Нормативно – правовые акты, как
источники права, их отличия от стр. 5
других источников права
III. Виды нормативно – правовых
атов стр. 9
IV. Систематизация нормативно –
правовых актов стр. 17
V. Действие нормативно – правовых
актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц стр. 20
VI. Заключение стр. 27
Курсовая работа
Тема :
“Нормативно–правовые акты, их виды и значения”
Преподаватель : Тимошкин В.В.
Выполнила : Студентка 1 курса заочного факультета, специальность
“Юриспруденция” Юшкевич И.Н.
Саранск, 99г.
Оглавление.
I. Введение
II. Нормативно – правовые акты, как
источники права, их отличия от стр. 5
других источников права
III. Виды нормативно – правовых
атов
IV. Систематизация нормативно –
правовых актов
V. Действие нормативно – правовых
актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц
VI. Заключение
Введение
Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнить присущие право
регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство,
должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе
в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и
формами и источниками права.
В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним
“источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем
непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и
незначительным различиям, которые
имеют термины “форма” и “
качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные
условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или
изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также –
правовой системы в целом.
Мировая юридическая наука
единстве с содержанием
прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый
характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных
случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические
нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно
определённого выражения.
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.
В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы
общественные жизни, которые непосредственно касались интересов
государственной власти.
Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под
воздействием обыного права и судебной практики. Со временем нормативно –
правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной
жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового
регулирования общественных отношений.
Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других
источников права.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно
– правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют
нормативными актами.
Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме
решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы
права.
Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым
устанавливаются или же отменяются правовые нормы.
Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по
своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами
государства.
Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется
государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно –
правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско –
правовых и иных юридических последствий.
В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами,
следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства
(кабинета), приказы министров,
решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти
и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся
конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами,
положениями о тех или иных государственных органах, правительственными
постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания,
изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается,
какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный
акт.
Нормативно – правовые акты, как источники права имеют определённые
организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками
права. Они проявляются : во – первых, в том, что издающие их государственные
органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие
институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых,
индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких
требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания
нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся
норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и
определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. На него, как
подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить
необходимые коррективы, контролировать его исполнение.1
1. Общая теория права / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от
всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих
индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :
1. нормативные акты есть
результат правотворческой
компетентных органов
то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себе
общеобязательные правила
3. содержащиеся в них
предписания являются
4. применяются и реализуются
в особом процессуальном
5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ,
постановление и т. д.);
6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то
время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных
жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как
применительные акты – на однократную реализацию;
8. нормативные акты не
неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет
конкретного адресата.
Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных
правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный
правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права,
которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на
одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и
прекращает своё действие с реализацией
конкретного права или
(например, назначение органом
лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются
и необходимым средством
общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах.
Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление
обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией,
арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права
не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к
персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.
От нормативно – правового акта, как источника права следует отличать
источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем
сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из
исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов.
Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом
порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа,
содержащий нормы права.
Виды нормативно – правовых актов.
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным
основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру
действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются
на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов
является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их
место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов обладают
более высокой юридической
нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во
исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими
органами.
Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется
тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного
содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое,
семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными
актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы
различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни.
Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры
комплексных нормативно - правовых актов
По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений
определённого вида на данной территории;
-
на акты ограниченного
территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной
территории;
-
на акты исключительного (
возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на
которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества
нормативно – правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти
(законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти
(юрисдикционные акты общего характера).
Закон. Это главный и преимущественный нормативно правовой акт
современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют
наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение
закона можно сформулировать следующим образом : это нормативно – правовой акт,
принимаемый высшим представительным органом государства в особом
законодательном порядке, обладающей
высшей юридической силой и
наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей
населения страны.
Из данного определения
права, как нормативно – правового акта обладающего высшей юридической силой :
1. законы принимаются
высшими представительными
самим народом в результате референдума ;
2. законы принимаются
по основным наиболее
общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов
личности;
3. законы принимаются
в особом законодательном
подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре
обязательные стадии : внесение законопроекта в законодательный орган ;
обсуждение законопроекта ; принятие закона ; его опубликование. Принятие
закона в результате референдума также осуществляется в законодательном
порядке, предусмотренном Законом о референдуме ;
4. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого – либо
Информация о работе Нормативно–правовые акты, их виды и значения