Образование древнерусского государства (XIII-IX вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Содержание

Введение 1
1. Общественный строй славян. Военная демократия 3
2. Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманская теория 7
3. Государственное устройство 14
Заключение 20

Вложенные файлы: 1 файл

Kim_PEH_istorija_otech.gos.i_prava.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский государственный  университет»

Кафедра «История Отечества, государства и права»

Специальность «Юриспруденция»

 

Контрольная работа

по дисциплине «История отечественного государства и права»

 

Выполнил: студент  ЗФ(УО ДОТ)

группы___     Юзу2в-12   __

________1 ____   года обучения

шифр зач. кн. __ 11041031601__

Фамилия_____Ким________

Имя_________Павел__________

Отчество_____Эдуардович_____

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

Хабаровск 2011 г

Тема 1 «Образование древнерусского государства (XIII-IX вв.)»

Оглавление

Введение 1

1.  Общественный строй славян. Военная демократия 3

2. Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманская теория 7

3. Государственное устройство 14

Заключение 20

 

Список использованной литературы:

  1. Ю.П. Титов История государства и права России/ред. Титова Ю.П., М.Феникс, 2003
  2. Андреева, И.А. Основы государства и права Учебник / И.А. Андреева. - М.: Наука, 2006
  3. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России Монография / В.И. Быстренко. - М.: Дело, 2002.
  4. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Знание, 2007.
  5. Исаев, И.А. История государства и права России: Монография / И.А. Исаев. - M.: Юристъ, 2005.
  6. История государства и права России : Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - СПб: Питер, 2004.
  7. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. Марковой А.Н. – М.: Наука, 2001.
  8. История отечественного государства и права. Часть 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. Изд-е третье, перер. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
  9. Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007
  10. Яковец В.М. История цивилизаций. - М.: Мысль, 2007
  11. Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

 

 

 

Введение

 

      Образование государства  у восточных славян явилось  закономерным итогом длительного   процесса  разложения  родоплеменного   строя   и   перехода   к  классовому обществу.

   Процесс имущественного и социального расслоения среди  общинников  привел  к выделению из их среды  наиболее  зажиточной  части.  Родоплеменная  знать  и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых  общинников,  нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности  представляли  собой  восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы,  правда,  непрочные. 

    Согласно "Повести временных  лет", русская княжеская династия  берет свое начало в Новгороде.  В 859 г. Северные славянские  племена,  платившие  тогда  дань варягам, или норманнам  (по мнению большинства  историков,  выходцам  из Скандинавии), изгнали  их  за  море.  Однако  вскоре  после  этих  событий  в  Новгороде  началась  междоусобная  борьба.  Чтобы  прекратить  столкновения, новгородцы  решили  пригласить  варяжских  князей  как  силу,  стоящую   над  противоборствующими группировками.  В 862 г. князь  Рюрик  и   его  два  брата были  призваны  на  Русь  новгородцами,  положив   начало  русской  княжеской  династии.

   Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для  создания  так называемой  норманской  теории  возникновения  Древнерусского   государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие  ученые  Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер.  Авторы  этой  теории  подчеркивали  полное  отсутствие предпосылок  для  образования  государства  у  восточных   славян.   Научная несостоятельность  норманской  теории  очевидна,  так  как  определяющим   в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок,  а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда  не  вымысел  (так  считает  большинство  историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском  происхождении княжеской династии.

   Версия  об  иноземном  происхождении  власти  была  довольно   типична   для Средневековья. Датой образования  Древнерусского  государства  условно  считается  882  г., когда князь  Олег,  захвативший  после  смерти  Рюрика  власть  в  Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой  Рюрика),  предпринял  поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые  объединил  северные  и южные земли в составе единого государства. Так как столица  была  перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общественный строй славян. Военная демократия

 

   Расселившись по Восточно-Европейской  равнине, восточные славяне жили  вначале родовыми общинами, об  этом свидетельствует и летописи. Русский историк В.О. Ключевский  писал: «Родовой союз держался  на двух опорах: на власти родового  старшины и нераздельности родового  имущества. Родовой культ, почитание  предков освящало и скрепляло  обе эти опоры».

   С VI в. родовые отношения у  восточных славян стали распадаться  в связи с появлением металлических  орудий труда и переходом от  подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

   Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь» – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сено-косные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

   Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

   Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

   Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне  пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

   Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

В VIII — первой половине IX в. у восточных  славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытный стой с его равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными  племенными ополчениями, но еще и  не государство с его сильной  центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.

У тех, кто руководил племенем, а  позднее союзами племен, кто организовывал  набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря  своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется  все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом  и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих  из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и  воевода, являющийся предводителем  племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой  воинов, лично преданных князю. Это  так называемые «отроки». Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия война. А поскольку  мощь племенных союзов постоянно  растет, война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем  или даже жизнью, намного превышает  результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Дружина становится в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать  — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому демократия периода  становления государства приобретает  военный характер.

Военный дух пронизывает весь строй  жизни этого переходного общества. Грубая сила, меч лежат в основе возвышения одних и начавшегося  принижения других. Но традиции старого  строя пока существуют. Действует  племенное собрание — вече. Князья и воеводы еще выбираются народом, но уже просматривается стремление сделать власть наследственной.. Сами выборы со временем превращаются в  хорошо организованный спектакль, который ставят сами князья, воеводы, представители знати. В их руках вся организация управления, военная сила, опыт.

Сам народ перестает быть единым. Основную часть племени составляли «люди» — «людины». Это определение  означает в единственном числе «свободный человек». У восточных славян в  таком же смысле использовалось название «смерд». Но среди «людей», «смердов»  стали выделяться «вой», которые  имели право и обязанность  участвовать в войске и в народном собрании — «вече». Вече в течение  долгих лет оставалось верховным  органом племенного самоуправления и суда. Степень богатства еще  не являлась основным признаком неравенства, оно определялось другими обстоятельствами — тем, кто играл основную роль в хозяйстве, кто был наиболее сильным, сноровистым, опытным. В обществе, где преобладал тяжелый ручной труд, такими людьми были мужчины, главы больших  патриархальных семей, так называемые «мужи», они среди «людей» стояли на высшей общественной ступеньке. Женщины, дети, другие члены семьи («челядь») подчинялись «мужам». Уже в это  время в семье появился слой людей, находившихся в услужении, — «слуги». На нижних ступенях общества обретались «сироты», «холопы», которые не имели  семейных связей, а также совсем бедная часть соседской общины, которых  называли «убогими», «скудными», «нищими» людьми. На самом низу социальной лестни- цы находились «рабы», занимавшиеся принудительным трудом. В их число, как правило, попадали пленные - иноплеменники. Но, как отмечали византийские авторы, славяне по истечении  определенного срока отпускали  их на волю, и они оставались жить в составе племени.

Таким образом, строй племенной  жизни периода «военной демократии»  был сложным, разветвленным. В нем  четко наметились социальные различия.

 

 

2. Предпосылки образования Древнерусского  государства. Норманская теория

 

 

   В  IX-XII  вв. Киевская  Русь  одно  из   крупнейших государств  Средневековья. В  отличие  от  других  стран,  как Восточных так и Западных, процесс образования государственности имел  свои специфические черты - пространственные  и геополитические.  В ходе  своего становления Русь  приобрела особенности как Восточных так и   Западных государственных образований, поскольку занимала  срединное положение между Европой и Азией и не  имела ярко  выраженных  естественных  географических границ  в пределах  огромного равнинного  пространства  (двуглавый   орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним  столетия  до  того Ярославом Мудрым).  Потребность в постоянной  защите  от  внешних врагов значительной  территории  вынуждала сплачиваться  народы  с разным   типом развития,    вероисповедания,    культуры,    языка,    создавать    сильную государственную власть.

   Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

  1. Социально-экономические предпосылки:

- развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII - IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного);

- на Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли;

- в районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

Информация о работе Образование древнерусского государства (XIII-IX вв.)