Организация государственного управления в ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:54, реферат

Краткое описание

Северный Рейн-Вестфалия (столица – Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент – ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация государственного управления в ФРГ.pptx

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Организация государственного управления в ФРГ

 Северный Рейн-Вестфалия (столица – Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент – ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

 

 

Германское федеративное государство – сложное образование. Оно состоит из централизованного государственного уровня в виде федерации и 16 земель:

Административные  границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.

3 октября 1990 года  вступила с силу Конституция  объединенной Германии, в основу  которой был положен Основной  Закон ФРГ (принят 23 мая 1949 года).

Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.

Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантируется право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.

 

Конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ.

 

Разделение властей

 

судебная

 

исполнительная

 

 

законодательная

 

Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального законодательства) и представителей региональных органов.

Федеральный президент представляет Федеративную Республику Германия в качестве главы государства. Он представляет страну на международной арене, назначает членов правительства, судей и высокопоставленных государственных чиновников. После его подписи законы вступают в силу. Он отправляет правительство в отставку и имеет право.

 

 Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена. 

 

Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера.

 Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на его представительские функции, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если федеральный президент избран из ее рядов.

 

Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным  Собранием:

 

бундестаг - нижняя палата

 

бундесрат - верхняя палата

Бундестаг избирается населением сроком на четыре года.

Половина  депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе.

 

 

В компетенции бундесрата находится одобрение принятых бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.

Исполнительная  ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым премьер-министром (канцлером Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента.

Структура органов  исполнительной власти подразделяется на три уровня - федеральный, земельный  и местный, - которые функционируют  независимо друг от друга. Это обусловлено  четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации.

 

Независимая судебная власть представлена:

 

 

 Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган),

Верховным Судом ФРГ

  Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.

Регулирование избирательного процесса в Германии происходит на основании федеральных правовых актов (Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 года, Федеральный закон о выборах 1993 года) и правовых актов земель, которые в основном повторяют федеральные правовые акты.

В Германии проводятся выборы трех уровней:

    • федеральные (Бундестаг, Европейский парламент);
    • региональные (парламенты земель (ландтаги), гражданские собрания земель-городов);
    • местные (уездные, земские, общинные советы, бургомистры городов).

 

    • Согласно статье 39 Основного закона ФРГ, новые выборы проводятся не ранее чем через 45 и не позднее чем через 47 месяцев после начала легислатуры. Для того чтобы участвовать в распределении мандатов, партии необходимо получить не менее 5 процентов голосов за партийный список по ФРГ в целом либо провести не менее трех депутатов по одномандатным округам по всей стране.
    • Выборы назначает Президент ФРГ. Установленое время голосования: с 8.00 до 18.00 часов, то есть продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов. Выборы могут проводиться в воскресенье, либо в установленный законом нерабочий день.
    • ФРГ поделена на 299 избирательных округов, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки. Другими словами, партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (=федеральной земле).
    • Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право голосовать и выдвигать свою кан-дидатуру на выборах в органы государственной власти (стандартные ограничения – ценз оседлости для иммигрантов, нахождение под опекой, наличие психических заболеваний и т.п.). Действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Голосование является добровольным. Порог явки отсутствует.

 

Модели  местного управления в ФРГ

 

В Основном законе ФРГ нет специального раздела, регулирующего вопросы административно-территориального деления страны. Эта сфера отнесена к ведению субъектов федерации. Административно-территориальное деление в различных субъектах германской федерации отличается многообразием. Можно выделить земли с трехзвенной системой территориального устройства (земли округа районы общины) и земли с двухзвенной системой территориального устройства (земли уезды общины). Особое место занимают так называе­мые города-республики (города-государства), являющиеся по своему правовому статусу одновременно городом и землей — субъектом федерации.

Модель  местного самоуправления в Германии относится к континентальному типу, но имеет специфические особенности, которые позволяют сделать вывод о специфическом коммунальном самоуправлении в ФРГ. Местное самоуправление в полном объеме осуществляется на уровне общин и городов.

 

По такому важному основанию, как взаимоотношения представительного  органа с органами управления, различают  четыре модели (разновидности) общин

 Первая разновидность (так называемое устройство магистрата).Здесь представительный орган общины (общинное представительство, городское собрание депутатов) избирается населением общины. Образуется также коллегиальный исполнительный орган — магистрат, который избирается представительным органом из своего состава. Магистрат состоит из 6—12 членов, включая бургомистра и почетных членов. Магистрат решает текущие управленческие дела и представляет общину вовне.

Вторая разновидность — так называемая южногерманская модель В этих землях «представительная корпорация» общины и «верхушка администрации» общины (бургомистр, обер-бургомистр) являются некой единой коллегией — общинным советом. Общинный совет избирается населением путем прямых выборов; бургомистр — он же председатель совета — также избирается населением из числа профессионалов, выдвигаемых на партийной основе. Для этой разновидности характерно доминирующее положение представительного органа, а бургомистр в нем только «первый среди равных».

Третья разновидность местного управления (так называемое устройство бургомистра) Представительный орган формируется населением путем прямых выборов; исполнительный орган — бургомистр избирается представительным органом, но обладает значительными полномочиями, являясь, как правило, председателем общинного представительства. Бургомистр выполняет единоличные функции, свойственные магистрату, решая текущие проблемы в управлении общиной, руководя ее администра­цией и представляя общину вовне. Бургомистр имеет право опротестовать решения совета и в связи с этим приостанавливать их волнение

Четвертая разновидность, условно называемая северогерманской моделью. Здесь представительный орган избирается населением. Исполнительный орган — исполнительный комитет — не является вспомогательным органом совета. Его работой руководит «директор общины», избираемый представительным органом. Комитет занимается подготовкой решений совета: директор решает текущие дела, руководит общинной администрацией, представляет общину вовне. Главы местной администрации (бургомистр или ландрат) при такой системе выполняю преимущественно представительские функции. Такая система управления весьма чужда немецким традициям. Она сложилась после Второй мировой войны не без влияния британских оккупационных властей. Эта модель напоминает англосаксонскую систему «совет — управляющий».

 

Взаимодействие государственных органов и органов МСУ в ФРГ

 

В основном законе ФРГ значительное место уделяется регулированию федеративных отношений, хотя и нет соответствующей главы. Определенные основы разграничения компетенции и основы статуса земель. Четко различаются исключительная компетенция федерации и конкурирующая законодательная компетенция. К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых:

    • внешние сношения и оборона
    • гражданство федерации
    • валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов
    • федеральные железные дороги и воздушное сообщение почта , связь
    • сотрудничество федерации и земель, в частности, в охране основ свободного демократического строя, существования безопасности федерации и земель.

 

 

 

Исключительная  компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер.

    • Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, таких как гражданское и уголовное право, судостроительство и судопроизводство, адвокатура и нотариат, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, дела беженцев и перемещенных лиц и др.
    • Принцип дополнительной компетенции (на ур. фед. принимаются основополагающие НПА, а на уровне субъектов федерации осуществляется деятельное регулирование соответствующей сферы общественных отношений).

Финансовые  взаимоотношения федерации и земель:

    • определена компетенция;
    • распределение налоговых поступлений
    • предоставление финансовой помощи

 

Спасибо за внимание!

 

1


Информация о работе Организация государственного управления в ФРГ